Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Проекты
18.11.2016 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Период проверки:—вечность не предлагать

Многие проблемы, осложняющие жизнь налогоплательщикам, можно устранить довольно быстро и без особых затруднений. Государству достаточно отказаться от попыток установить тотальный контроль над любыми процессами и не размениваться по мелочам. Отчасти решить эти задачи может проект указа «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц».

В настоящее время налоговые проверки можно проводить за весь период деятельности субъектов хозяйствования и физлиц без ограничения сроков. Обычно проверки проводятся с момента окончания предыдущей проверки и до момента назначения следующей либо с момента госрегистрации компании, если она раньше не проверялась. На практике этот срок может составлять 10 лет и более.

В силу норм Указа № 510 субъекты хозяйствования ранжированы по группам риска, для каждой из которых установлена периодичность плановых проверок. Если субъект хозяйствования считается добросовестно исполняющим обязательства перед бюджетом и не замечен в нарушениях законодательства, то плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в 5 календарных лет. Соответственно, документы, которые могут понадобиться контролерам, приходится хранить все время в ожидании проверки, а потом еще 3 года после ее проведения. Между тем меняются руководители и бухгалтеры, место нахождения компании и законодательство. С каждым годом все труднее выкапывать из архива документы, вспоминать подробности былых сделок и нюансы их налогообложения. Это существенно затрудняет работу самих проверяющих, не говоря уже о стрессах, которые испытывают их «клиенты». В придачу старые грехи обрастают с момента нарушения до конца проверки таким грузом пеней, который может утопить кого угодно.

ТЕПЕРЬ предлагается ограничить период проверки соблюдения налогового законодательства 5 календарными годами, предшествующими году, в котором принято решение о назначении проверки, плюс истекший период текущего календарного года. Эта норма будет распространяться на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и физических лиц. Такой же срок принят в странах ОЭСР. Правда, в России ограничились 3 годами. Видимо, наши законодатели стремятся к более совершенным эталонам, хотя было бы логично унифицировать подходы с партнерами по ЕАЭС.

Ограничения сроков не коснутся сферы декларирования физическими лицами доходов и имущества. Здесь контроль, в т.ч. за соответствием доходов и расходов, осуществляется за 10 календарных лет.

Кроме того, предлагается вообще не проводить налоговые проверки при ликвидации (прекращении деятельности) юрлиц и ИП, у которых нет движения денежных средств по текущим (расчетным) счетам в течение 36 месяцев подряд. Это должно существенно облегчить работу инспекций МНС. На очереди на ликвидацию «зависли» на 1 октября т.г. свыше 130 тыс. субъектов хозяйствования. Это огромная цифра: по данным Белстата, в республике всего-то числится около 142,5 тыс. юрлиц и 250,7 тыс. «ипэшников». Проверить в положенные 30 дней всех, желающих самоликвидироваться, и лиц, не работающих более 12 месяцев, для ликвидации в упрощенном порядке налоговики не успевают. К тому же толку от таких проверок мало. За давностью лет с момента принятия регистрирующим органом решения о ликвидации в компаниях часто обнаруживается нехватка документов. Проверять их приходится расчетным методом, что обычно влечет начисление огромных пеней и штрафов, а если сумма доначисленных налогов составит крупный или особо крупный размер – направление материалов в правоохранительные органы. В результате массовость применения ст. 243 УК может обрести угрожающий размер, особенно если будет принят законопроект об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов путем непредставления необходимых документов.

Сам субъект хозяйствования доначисленные налоги не погасит, т.к. у него нет имущества. Значит, речь пойдет о банкротстве с возложением субсидиарной ответственности на учредителей и руководителей. Тратить на это время и силы работников налоговых и правоохранительных органов, платить вознаграждение управляющим в делах о банкротстве бессмысленно: для бюджета они не окупятся. Гораздо целесообразнее сосредоточиться на более серьезных проверках реальных налоговых уклонистов, борьбе с незаконной предпринимательской деятельностью и теневым рынком, что может принести казне ощутимую пользу. Это не означает, что ликвидируемым компаниям, у которых в течение 3 лет не было движения денег по счетам, позволят безболезненно исчезнуть. В этом случае налоговый орган просто направит в регистрирующий орган справки и сведения на основании имеющейся у него информации о деятельности таких субъектов хозяйствования. Наверное, процесс ликвидации можно было бы облегчить еще больше, ограничив сферу применения субсидиарной ответственности. Одновременно не мешало бы несколько ужесточить порядок регистрации нового бизнеса, чтобы затруднить возможность создания «однодневок» и лжепредпринимательских структур. Конечно, это повлияет на позиции страны в рейтинге Doing Business, но повысит правовую и налоговую дисциплину.

НОВЫЙ порядок может появиться в правилах определения сумм налогов, исчисляемых нарастающим итогом за календарный год. Предлагается определять налог в целом за год с учетом сумм, уплаченных по отчетным периодам этого года независимо от истечения 3-летнего срока со дня уплаты. То есть если по результатам проверки плательщику, скажем, за I квартал доначислен налог, а за III квартал его сумма на столько же уменьшена, то за налоговый период задолженности к уплате фактически нет. Поэтому устанавливается, что, если в отношении налога, исчисляемого нарастающим итогом, в отчетных периодах налогового периода будут установлены факты излишне уплаченной суммы налога и его неуплаты и со дня окончания отчетных периодов истекло 3 года, налог, подлежащий уплате, должен исчисляться по итогам данного налогового периода. Такой подход должен применяться как по результатам проверок, так и в случае самостоятельного обнаружения плательщиком ошибок прошлых лет и представления уточненных налоговых деклараций. При этом пени будут начисляться с учетом сроков уплаты налога, установленных налоговым законодательством, а также фактов излишне уплаченных в бюджет сумм налога в пределах данного налогового периода. Бюджет при этом фактически ничего не теряет, зато плательщики избавятся от лишних санкций.

ЕЩЕ ОДНА новация: налоги, сборы (пошлины), которые выставляются физическим лицам налоговыми органами, согласно проекту указа можно будет начислять не более чем за 3 календарных года, предшествующих году, в котором производится исчисление.

Речь идет о налогах на недвижимость, на землю и сборе на финансирование государственных расходов, которые начисляются инспекциями МНС на основании сведений о плательщиках и объектах налогообложения, имеющихся либо ежегодно поступающих в налоговый орган. Действующее законодательство предусматривает обязанность уплаты физлицами таких платежей за весь период наличия объекта налогообложения, независимо от того, когда налоговики их начислят. Если проект будет принят, гражданам не придется отвечать за ошибки налоговых органов: предлагается установить пресекательный срок, по истечении которого подобные платежи не предъявляются к уплате.

Остается надеяться, что все перечисленные новшества станут реальностью в ближайшее время. Это позволит существенно облегчить положение бизнеса и граждан в сфере налогообложения.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений