Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Социум
15.04.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пенсия – выжившим

Неизбежность изменения пенсионной системы в Беларуси, в т.ч. повышения возраста выхода на пенсию, была очевидна уже давно. Однако с принятием Указа № 137 проблемы в этой сфере не решаются, а только перекладываются: на будущее и на плечи населения.

Еще в 2011 г. Всемирный банк предупреждал, что демографическая ситуация, на протяжении 10 лет обеспечивавшая относительную стабильность бюджета пенсионной системы, в нашей стране меняется в худшую сторону. ВБ подсчитал, что коэффициент демографической нагрузки (отношение числа пожилых людей на 100 человек трудоспособного возраста) вырастет с 57 в 2008 г. до 115 в 2050-м. Это неизбежно должно было привести к тому, что с 2014 г. унаследованная со времен СССР солидарная пенсионная система начнет испытывать нарастающий структурный дефицит средств. Поэтому была разработана программа комплексных реформ, включающих не только увеличение возраста выхода на пенсию, но и переход к индексации пенсий не на уровень инфляции, а по мере изменения зарплат, снижение ставок отчислений в ФСЗН, укрепление связи между размером взносов и пенсиями, создание накопительной системы и более справедливое перераспределение доходов в зависимости от стажа и уровня заработков. Тогда эти предложения были проигнорированы властями.

Но теперь отмахнуться от ухудшения демографической ситуации в сочетании с макроэкономическими проблемами стало уже невозможно. И из всех вариантов был выбран самый простой – поэтапное ежегодное повышение возраста выхода на пенсию с 1 января 2017 г. на 6 месяцев до достижения мужчинами 63 лет, женщинами – 58 лет. Одновременно на столько же увеличивается возраст, дающий право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет, а также постепенно повышается предельный возраст состояния на военной службе военнослужащих.

Беларусь до сих пор оставалась одной из немногих стран, где после распада СССР не повышался порог выхода на пенсию. В большинстве государств СНГ и в Балтии это было сделано давно. Но сама процедура принятия Указа № 137 после предвыборных обещаний и заявлений о необходимости посоветоваться с народом выглядит довольно странно. Правда, чиновники заверяют, что массы предстоящие решения уже одобрили, но каким образом это одобрение получено, остается загадкой. По-видимому, у властей особое понимание конституционных прав граждан не только на социальное обеспечение в старости, но и на участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни. Впрочем, молчание издавна считается знаком согласия, а заодно – эквивалентом золота.

Попытки делового сообщества как-то поучаствовать в обсуждении грядущей пенсионной реформы оказались простым сотрясением воздуха. Действительно, наивно было бы ожидать, что власти вдруг согласятся заменить солидарную пенсионную систему накопительной, откажутся от своей фискальной и перераспределяющей роли в социальной сфере, проведут независимый аудит ФСЗН и сделают транспарентной всю его деятельность. Во-первых, бюрократия ни за что не отдаст гражданскому обществу контроль за столь значительными финансовыми потоками. Во-вторых, накопительная пенсионная система способна выжить лишь в условиях стабильно развивающейся рыночной экономики при наличии таких атрибутов, как ликвидный фондовый рынок, предлагающий достаточно доходные и надежные инструменты для вложения пенсионных денег, совершенно иную систему налогообложения и контроля. Провал подобного эксперимента в России (где, кстати, повысить пенсионный возраст до сих пор не рискуют) наглядно свидетельствует, насколько сложна эта задача и как она уязвима перед административно-командными методами и коррупцией.

Рекомендация «руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии» выглядит просто формальным благим пожеланием. В условиях экономического спада финансовые возможности у большинства компаний весьма скудны. В придачу госпредприятиям предстоит сейчас озаботиться выполнением правительственного задания по 25-процентному снижению себестоимости. Так что им явно будет не до пенсионных планов. Ставка отчислений в ФСЗН остается одной из самых высоких в мире. При такой нагрузке на фонд оплаты труда добавлять еще и взносы на добровольное страхование – задача почти непосильная.

К сожалению, повышая возраст выхода на пенсию, власти не решают проблем пенсионной системы,  перекладывают их на рынок труда и на плечи населения. Хотя в целом продолжительность жизни выросла, немалая часть граждан до пенсии и сейчас не доживает. А размер пенсии слишком мало связан с суммами, которые мы платим в ФСЗН на протяжении своей трудовой деятельности. Это соображение станет определяющим для части граждан, балансирующих на грани легальных и теневых заработков. Теперь куда труднее будет убеждать людей, что «белая» зарплата гарантирует им социальную защиту и обеспеченную старость. Иные, особенно высокооплачиваемые, граж­дане подсчитают, что деньги, которые собирает с них ФСЗН, куда выгоднее оставить у себя. Ведь воспользоваться ими в виде пенсий шансов становится гораздо меньше.

Леонид ФРИДКИН

ПРИЛОЖЕНИЕ

В продолжение темы читайте материалы:

Место за столом / Мнение Вадима СОРОКИ, председателя правления Ассоциации кадровиков

Возраст повышен – проблемы остались / Мнение Татьяны САДОВСКОЙ, кандидата экономических наук, доцента, заведующей отделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики НАН Беларуси

Наниматель будет возражать / Мнение Елены РУБАНОВОЙ, руководителя департамента рекрутинга ГК «Ключевые решения»

Эпохальная недореформа / Мнение Александра ФИЛИППОВА, кандидата политических наук, эксперта Либерального клуба

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by