Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Юридическим лицам
07.06.2016 40 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отпуск и подоходный налог: особенности 2016 года

В период отпускного сезона у налогоплательщиков часто возникают вопросы по уплате подоходного налога при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков, приобретении субъектами хозяйствования для работников или членов их семей путевок в санатории, пансионаты, детские оздоровительные лагеря.

При этом от того, какие путевки покупаются (санаторно-курортные, туристические, путевки в детские оздоровительные лагеря), а также как они приобретаются (самой организацией или работникам компенсируется их стоимость), зависят нюансы их налогообложения. Рассмотрим на примере конкретных ситуаций порядок исчисления и уплаты подоходного налога в 2016 г. с отпускных, денежной помощи к отпуску, а также при оплате организациями и ИП стоимости путевок.

Налогообложение путевок

В соответствии с п. 1 ст. 156 НК при определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. При этом согласно подп. 2.1 и 2.2 п. 2 ст. 157 НК к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. жилищно-коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика, а также полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе.

Вместе с тем в некоторых ситуациях при решении вопроса о налогообложении доходов физических лиц, полученных в виде путевок, организация вправе применить ряд предусмотренных НК льгот. Так, от подоходного налога освобождается стоимость путевок:

1) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических), оплаченных за счет средств социального страхования, а также средств бюджета (подп. 1.10 п. 1 ст. 163 НК).

Ситуация 1. Работнику организация в июне 2016 г. выделила путевку в санаторий стоимостью 10 млн. Br. При этом он оплатил лишь часть стоимости путевки (в размере 30%). Указанная путевка приобретена организацией за счет средств республиканского бюджета.

Согласно Указу Президента от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Указ № 542) право на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) и оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) с использованием средств государственного социального страхования и республиканского бюджета, в частности, имеют лица, подлежащие обязательному государственному социальному страхованию, за которых в установленном порядке нанимателем уплачиваются обязательные страховые взносы в ФСЗН.

При этом согласно п. 7 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утв. Указом № 542 (далее – Положение), работающим лицам путевки выделяются и выдаются по месту работы по решению комиссий по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, создаваемых в организациях (далее – комиссии). Плата за путевку, приобретенную за счет средств республиканского бюджета, вносится в кассу по месту работы получателя путевки и перечисляется в республиканский бюджет с указанием вида платежа одновременно с очередным перечислением налогов (п. 16 Положения).

С учетом подп. 1.10 п. 1 ст. 163 НК и того, что в рассматриваемой ситуации вторая часть стоимости путевки оплачивается за счет средств республиканского бюджета, она не является доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.

Ситуация 2. Организация в мае 2016 г. выделила своим работникам для их детей путевки в детский оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием стоимостью 5 400 000 Br. При этом родительская плата за путевки составляет 810 000 Br (15% от ее стоимости). Указанные путевки организация приобрела с использованием средств государственного социального страхования.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утв. постановлением Совмина от 2.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей» (далее – Положение № 662), право на получение путевки в лагерь с использованием средств государственного социального страхования, в частности, имеют несовершеннолетние дети в возрасте 6–18 лет лиц, подлежащих обязательному государственному социальному страхованию, за которых в установленном порядке нанимателем уплачиваются обязательные страховые взносы в ФСЗН, а также лиц, находящихся в отпусках по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Согласно п. 9 Положения № 662 родительская плата за путевку в лагерь с круглосуточным пребыванием детей с использованием средств государственного социального страхования устанавливается в размере не менее 10% от ее полной стоимости. Родительская плата вносится в кассу организации по месту работы, службы или учебы и затем перечисляется на расчетный счет лагеря с указанием вида платежа. С учетом того что в рассматриваемой ситуации вторая часть стоимости путевки оплачивается за счет средств социального страхования, она не является доходом, подлежащим обложению подоходным налогом;

2) в санаторно-курортные и оздоровительные организации РБ, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (ИП) в пределах 6 280 000 Br на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК).

Ситуация 3. Организация приобрела за счет собственных средств в июне 2016 г. для двух несовершеннолетних детей своего сотрудника путевки в детские оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РБ. Стоимость путевок составляет 5 000 000 и 6 000 000 Br соответственно.

В рассматриваемой ситуации стоимость обеих путевок освобождается от обложения подоходным налогом по основаниям, предусмотренным подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК, как не превысившая установленные им пределы (6 280 000 Br) в отношении каждого ребенка.

Ситуация 4. Организация в июне 2016 г. возместила своему работнику согласно его заявлению на основании положений коллективного договора стоимость путевки в детский оздоровительный лагерь, приобретенной им в мае 2016 г. для своего несовершеннолетнего ребенка, в сумме 4 700 000 Br.

В рассматриваемой ситуации доход, полученный работником в виде возмещения стоимости приобретенной им для своего несовершеннолетнего ребенка путевки, не подлежит обложению подоходным налогом как не превысивший установленный подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК предел льготы (6 280 000 Br). Отметим, что указанный предельный размер льготы распространяется на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода.

Ситуация 5. Организация приобрела за счет собственных средств в июне 2016 г. для двух несовершеннолетних детей своего работника путевки в детские оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РБ. Стоимость путевок составляет 5 000 000 и 6 500 000 Br соответственно.

Поскольку в рассматриваемой ситуации расходы по приобретению путевок понесены организацией непосредственно в интересах детей работника, они и являются получателем дохода в размере стоимости этих путевок.

С учетом того что установленный предельный размер льготы (6 280 000 Br), предусмотренной подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК, распространяется на каждого ребенка, стоимость первой путевки освобождается от обложения подоходным налогом как не превысившая этот размер. Неиспользованный остаток льготы в размере 1 280 000 Br (6 280 000 – 5 000 000) не может быть учтен при определении налоговой базы по подоходного налогу с дохода, полученного в виде путевки другим ребенком. Таким образом, стоимость второй путевки, превышающая 6 280 000 Br (220 000 = 6 500 000 – 6 280 000), является доходом ребенка, подлежащим обложению подоходным налогом. При налогообложении указанного дохода льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, применить нельзя.

Вместе с тем, поскольку у этого ребенка отсутствует место основной работы, налоговому агенту при определении налоговой базы подоходного налога надо уменьшить ее на стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, в размере 830 000 Br (т.к. подлежащий налогообложению доход этого ребенка не превысил 5 010 000 Br).

Таким образом, в данной ситуации подлежащий обложению подоходным налогом доход отсутствует.

Кроме того, от подоходного налога освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от:

организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП, в размере, не превышающем 14 940 000 Br, от каждого источника в течение налогового периода, а от иных организаций и ИП, за исключением доходов, указанных в подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК, – в размере, не превышающем 990 000 Br, от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).

Ситуация 6. Организация выдала своему работнику (для него эта организация является местом основной работы) в мае 2016 г. путевку в санаторий, находящийся на балансе этого предприятия. Стоимость путевки составляет 7 900 000 Br и согласно коллективному договору работником организации не возмещается.

С учетом того что в рассматриваемой ситуации организация для сотрудника, получившего путевку, является местом основной работы и ее стоимость не превысила 14 940 000 Br, эта путевка не признается доходом, подлежащим обложению подоходным налогом (при условии, что данный размер льготы ранее не использован на другие цели).

Ситуация 7. Организация в июне 2016 г. оплатила путевку в санаторий за супругу своего работника в размере 9 200 000 Br.

С учетом того что доход в виде путевки получен от организации, которая не является для ее получателя местом основной работы (службы, учебы), он подлежит обложению подоходным налогом в части, превышающей 990 000 Br.

Таким образом, подлежащим обложению подоходным налогом признается доход, равный 8 210 000 Br (9 200 000 – 990 000). При этом данная льгота может быть предоставлена только при условии, что не облагаемый подоходным налогом размер льготы в течение года не использован на иные цели.

Ситуация 8. Организация в августе 2016 г. приобрела путевку в санаторий стоимостью 7 100 000 Br для своего бывшего работника, который находится на пенсии. Данный сотрудник в 2012 г. был уволен из этой организации, которая являлась для него местом основной работы, в порядке перевода в вышестоящую организацию.

В рассматриваемой ситуации стоимость путевки не подлежит обложению подоходным налогом в соответствии с абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК как не превысившая установленные пределы (14 940 000 Br). При этом данная льгота может быть предоставлена только при условии, что необлагаемый размер льготы в течение года не использован на иные цели.

Ситуация 9. Организация в июле 2016 г. для несовершеннолетнего ребенка своего работника приобрела туристическую путевку в детский лагерь в Болгарию стоимостью 12 млн. Br.

В рассматриваемой ситуации льготы, установленные подп. 1.10 и 1.101 п. 1 ст. 163 НК, не применимы, поскольку путевка является туристической и детский лагерь не является санаторно-курортной и оздоровительной организацией РБ.

Вместе с тем исчислять подоходный налог с данного дохода следует с учетом льготы, предусмотренной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Поскольку доход в виде путевки получен от организации, которая не является для ее получателя (ребенка) местом основной работы (службы, учебы), он подлежит обложению подоходным налогом в сумме, превышающей 990 000 Br. Таким образом, в рассматриваемой ситуации подлежащим обложению подоходным налогом признается доход, равный 11 010 000 Br (12 000 000 – 990 000). При этом данная льгота может быть предоставлена только при условии, что не облагаемый подоходным налогом размер льготы в течение года не использован на иные цели.

Налоговым агентам при применении льготы, установленной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, надо обратить внимание, что в ее составе не учитываются доходы в виде стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации РБ, приобретенные для детей в возрасте до 18 лет и оплаченные (возмещенные) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских ИП, которые освобождаются от обложения подоходным налогом по основаниям, предусмотренным подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК.

Ситуация 10. Организация приобрела за счет собственных средств в мае 2016 г. для несовершеннолетнего ребенка своего работника путевку в оздоровительное учреждение стоимостью 7 240 000 Br.

В рассматриваемой ситуации стоимость путевки в пределах 6 280 000 Br освобождается от обложения подоходным налогом по основаниям, предусмотренным подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК. При этом в отношении оставшейся части стоимости путевки в сумме 960 000 Br (7 240 000 – 6 280 000) льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, применить нельзя.

Поскольку у ребенка отсутствует место основной работы, налоговому агенту при определении налоговой базы подоходного налога надо уменьшить ее на стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, в сумме 830 000 Br (т.к. подлежащий налогообложению доход ребенка не превысил 5 010 000 Br).

Таким образом, облагаться налогом будет сумма в размере 130 000 Br (960 000 – 830 000). При этом налог составит 16 900 Br (130 000 х 13% / 100%);

– профсоюзных организаций членами таких организаций в размере, не превышающем 2 990 000 Br, от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК).

Ситуация 11. Профсоюзная организация, которая для ее члена является местом основной работы, в мае 2016 г. выделила путевку в санаторий стоимостью 16 300 000 Br.

В рассматриваемой ситуации к доходу в виде путевки, выделенной из средств профсоюзной организации, могут быть одновременно применены налоговые льготы, установленные:

– подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК (доход получен от профсоюзной организации ее членом);

– абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК (член профсоюзной организации является ее штатным работником, и для него она является местом основной работы).

С учетом того что стоимость путевки (16 300 000 Br) не превысила в сумме установленные этими нормами НК пределы (2 990 000 + 14 940 000 = 17 930 000), она не является доходом, подлежащим обложению подоходным налогом (при условии, что ранее данный размер льготы не использован членом профсоюза на другие цели).

Ситуация 12. В июне 2016 г. профсоюзная организация бесплатно выделила путевки своим членам, а также членам их семей. Стоимость каждой путевки составляет 2 800 000 Br.

В рассматриваемой ситуации доходы в виде путевок, выделенных из средств профсоюзной организации:

– своим членам – не подлежат обложению подоходным налогом как не превысившие установленный подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК предел (при условии, что ранее данный размер льготы не использован ими на другие цели). Кроме того, членам профсоюзной организация, для которых она является местом основной работы, одновременно может быть предоставлена также льгота, установленная абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК;

–  не ее членам – не могут быть освобождены от налогообложения по основаниям, указанным в подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК.

Вместе с тем к этим доходам может быть применима льгота, установленная абз. 3 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, в размере 990 000 Br (при условии, что ранее данный размер льготы не использован ими на другие цели). При этом подлежащей обложению подоходным налогом будет признаваться сумма, равная 1 810 000 Br (2 800 000 – 990 000). При этом сумма подоходного налога составит 235 300 Br (1 810 000 х 13% / 100%).

В случае если указанные льготы не применимы и у налогового агента отсутствует возможность удержать исчисленную сумму подоходного налога с дохода, выплаченного в натуральной форме (в т.ч. в виде оплаты стоимости путевок), ему следует руководствоваться положениями п. 5 ст. 181 НК.

Так, при невозможности удержать исчисленную сумму подоходного налога с дохода, выплаченного плательщику в натуральной форме, по причине отсутствия ему денежных выплат и (или) отказа плательщика внести причитающиеся суммы подоходного налога налоговый агент обязан в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу. В свою очередь, данный налоговый орган в 30-дневный срок со дня получения указанного сообщения вручает плательщику извещение на уплату подоходного налога, который следует внести в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения.

Ситуация 13. Организация в августе 2016 г. оплатила часть стоимости путевки в оздоровительное учреждение для супруги своего работника в размере 3 200 000 Br.

В рассматриваемой ситуации стоимость путевки в части оплаченной организацией за супругу работника является ее доходом, подлежащим обложению подоходным налогом. При этом исчислить подоходный налог с данного дохода следует с учетом льготы, предусмотренной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Поскольку указанный доход получен от организации, которая не является для ее получателя местом основной работы (службы, учебы), он облагается подоходным налогом в части, превышающей 990 000 Br.

Таким образом, подлежащим обложению подоходным налогом признается доход в сумме 2 210 000 Br (3 200 000 – 990 000). При этом данная льгота может быть предоставлена только при условии, что не облагаемый подоходным налогом размер льготы в течение года не использован на иные цели. В свою очередь, подоходный налог с этого дохода составит 287 300 Br (2 210 000 х 13% / 100%).

Налоговые агенты при выплате доходов в натуральной форме обязаны перечислять в бюджет исчисленные и удержанные с них суммы подоходного налога не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога (ч. 3 п. 9 ст. 175 НК).

Поскольку в этой ситуации денежные выплаты данному плательщику (супруге) организация осуществлять не будет, он должен внести причитающуюся сумму налога в кассу организации. В случае отказа плательщика организация должна в соответствии с п. 5 ст. 181 НК в месячный срок со дня выплаты дохода (оплаты путевки) направить в налоговый орган по месту его жительства письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу.

Отметим, что данное правило не применяется, когда налоговым агентом подоходный налог не удержан с доходов физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами РБ, – граждан (подданных) иностранного государства и лиц без гражданства (подданства) (п. 6 ст. 181 НК).

В этом случае при невозможности удержать исчисленную сумму подоходного налога с таких физических лиц перечислить в бюджет этот налог следует за счет средств налогового агента. При уплате ими подоходного налога ранее уплаченная этим агентом сумма налога подлежит возврату.

Налогообложение денежной помощи
при уходе в отпуск

Оказываемая организациями физическим лицам денежная помощь может быть освобождена по основаниям, предусмотренным НК. Так, от подоходного налога освобождаются:

1) получаемое один раз в год во время отпуска военнослужащими, занимающими должности в органах межгосударственных образований и международных организаций, находящихся на территории иностранных государств, и членами их семей, а также курсантами и слушателями, проходящими обучение, не связанное со служебной командировкой за границу, в организациях иностранных государств по направлению государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, возмещение за счет средств данных государственных органов расходов на проезд железнодорожным (кроме спальных вагонов), воздушным и автомобильным транспортом к месту жительства на территории РБ и обратно (подп. 2.32 п. 2 ст. 153 НК);

2) пособие на оздоровление, выплачиваемое из средств бюджета (подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК).

Ситуация 14. Министерством своим сотрудникам при уходе в ежегодный трудовой отпуск выплачивается пособие на оздоровление в размере 2 расчетных должностных окладов.

На основании п. 1 ст. 50 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» государственному служащему ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с выплатой единовременного пособия на оздоровление в соответствии с законодательством.

Согласно подп. 9.2 п. 9 Инструкции о порядке оплаты труда государственных служащих государственных органов, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 17.06.2013 № 56, руководители госорганов выплачивают государственным служащим единовременное пособие на оздоровление в размере двух расчетных должностных окладов один раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск.

Поскольку пособие на оздоровление к отпуску выплачивается министерством своим сотрудникам из средств госбюджета в установленном законодательством размере, оно в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК не подлежит обложению подоходным налогом.

Отметим, что пособие на оздоровление, выплачиваемое к отпуску работникам организаций, содержащимся за счет внебюджетных средств, не может быть освобождено от налогообложения по основаниям, указанным в подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК. Вместе с тем налогообложение таких доходов следует осуществлять с учетом льготы, предусмотренной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.

Ситуация 15. В соответствии с коллективным договором коммерческая организация в июне 2016 г. выплачивает своим работникам к отпуску за счет собственных средств пособие на оздоровление в размере одного должностного оклада.

Поскольку в данной ситуации пособия на оздоровление к отпуску организация выплачивает не из средств государственного бюджета, в отношении указанных доходов нельзя применить льготу, установленную подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК. Вместе с тем налогообложение таких доходов следует осуществлять с учетом льготы, предусмотренной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК;

3) материальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совмина (подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК).

Ситуация 16. В мае 2016 г. руководителю организации, доля собственности государства в уставном фонде которой составляет более 60%, при предоставлении трудового отпуска выплачена материальная помощь на оздоровление в размере 1,5 должностного оклада (ранее в течение 2015 г. данная материальная помощь ему не предоставлялась).

На основании подп. 7.1 п. 7 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утв. постановлением Совмина от 8.07.2013 № 597 (далее – Положение № 597), руководителю может быть выплачена материальная помощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска в размере:

– не более 2 окладов – один раз в течение календарного года;

– не более 0,5 фиксированного оклада, установленного в соответствии с п. 5 Положения № 597, – по решению собственника имущества в организациях, в которых проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния, а также в организациях, в которых проводятся мероприятия по модернизации, включая мероприятия по внедрению новейших технологий, созданию новых и реконструкции действующих производств.

Поскольку указанная материальная помощь выплачена к отпуску на оздоровление в соответствии с постановлением Совмина и не превышает установленные этим постановлением размеры, в соответствии с подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК она не подлежит обложению подоходным налогом.

Ситуация 17. Банк, в уставном фонде которого доля собственности государства составляет 70%, при предоставлении своим работникам трудового отпуска выплачивает материальную помощь на оздоровление в размере двух ставок (окладов).

В соответствии с подп. 4.7.1 п. 4 Инструкции об оплате труда работников банков, утв. постановлением Правления Нацбанка от 11.09.2013 № 524, банки, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50%, вправе выплачивать руководителю и работникам материальную помощь на оздоровление в размере не более 2 ставок (окладов) один раз в течение календарного года, как правило, при предоставлении трудового отпуска.

Учитывая, что указанная помощь выплачивается банком не в соответствии с законодательным актом РБ и постановлением Совмина (постановление Правления Нацбанка к таковым не относится), льгота, предусмотренная подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК, в отношении этой материальной помощи не применяется.

Вместе с тем налогообложение указанной материальной помощи следует осуществлять с учетом льготы, установленной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК (при условии, что данная льгота ранее не использована на иные цели);

4) материальная помощь в пределах, установленных подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.

Ситуация 18. Организация при предоставлении трудового отпуска в соответствии со ст. 182 ТК осуществляет единовременную выплату своим работникам матпомощи на оздоровление в размере, определенном коллективным договором.

Предусмотренная подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК льгота может быть применима только при условии, что эта помощь оказывается в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совмина. Согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам относятся Конституция, законы, декреты и указы Президента.

На основании ст. 182 ТК в случаях, предусмотренных коллективным договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом коллективным договором.

Учитывая, что коллективный договор не относится к законодательным актам РБ, льгота, предусмотренная подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК, в отношении единовременной выплаты, производимой организацией своим работникам в рассматриваемой ситуации, не применяется.

Вместе с тем налогообложение указанной выплаты следует осуществлять с учетом льготы, установленной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК (при условии, что данная льгота ранее не использована на иные цели).

Налогообложение отпускных

При исчислении подоходного налога с сумм отпускных налоговые агенты должны учитывать следующие особенности:

1) доходы за период нахождения плательщика в отпуске, начисленные в одном месяце, но приходящиеся на другие месяцы (в т.ч. предыдущего или следующего календарного года), включаются в доходы месяца, за который они начислены (абз. 2 п. 12 ст. 172 НК).

Ситуация 19. Сотруднику организации по месту основной работы предоставлен ежегодный трудовой отпуск с 20.06.2016 г. по 10.07.2016 г. Сумма начисленных отпускных составила 4 200 000 Br (в т.ч. за июнь 2016 г. – 2 300 000 Br и за июль 2016 г. – 1 900 000 Br). Начисленная зарплата за июнь – 2 700 000 Br. Всего начисленный доход в июне составляет 6 900 000 Br.

В рассматриваемой ситуации в доход за июнь 2016 г. включается зарплата за июнь (2 700 000 Br) и сумма отпускных, приходящихся на этот месяц (2 300 000 Br), всего 5 000 000 Br. Отдельно исчисляется подоходный налог с суммы отпускных, приходящихся на июль 2016 г. (1 900 000), – она включается в доход того месяца, за который он начислен, т.е. в июль.

Таким образом, облагаемый доход составит:

за июнь 2016 г. – 4 170 000 Br (5 000 000 – 830 000), где 830 000 Br – размер стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК. При этом сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 542 100 Br (4 170 000 х 13% / 100%). Отметим, что неправомерное включение суммы отпускных за июль 2016 г. в доходы июня 2016 г. привело бы к непредставлению стандартного налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, и, соответственно, к неправильному определению налоговым агентом суммы подоходного налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет;

за июль 2016 г. – 1 070 000 Br (1 900 000 – 830 000). При этом сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет, составит 139 100 Br (1 070 000 х 13% / 100%).

Таким образом, сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет при выплате отпускных и зарплаты за отработанные в июне 2016 г. дни, составит 681 200 Br (542 100 + 139 100).

При выплате зарплаты за июль 2016 г. организация должна сделать перерасчет подоходного налога с учетом всех доходов, полученных за этот месяц. Так, если начисленная зарплата за оставшиеся после отпуска дни июля 2016 г. превысит 3 110 000 Br, организация должна будет осуществить перерасчет подоходного налога, поскольку в этом случае ее совокупный размер с отпускными превысит предел (5 010 000 Br), при котором может быть предоставлен стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК.

Зарплата за июль 2016 г. составит 3 200 000 Br. Общая сумма дохода с отпускными за этот месяц равна 5 100 000 Br (3 200 000 + 1 900 000). Расчет подоходного налога осуществляется в следующем порядке: (5 100 000 х 13 % / 100 %) – 139 100, где 139 100 Br – сумма подоходного налога, удержанного при выплате отпускных за июнь 2016 г. При этом налоговому агенту надо удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в сумме 523 900 Br;

2) индексация отпускных, а также выплачиваемые во время нахождения в отпуске премии включаются в доходы того месяца, в котором они начисляются, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются (абз. 3 п. 12 ст. 172 НК).

Ситуация 20. Работнику организации с 20.06.2016 г. по 10.07.2016 г. предоставлен трудовой отпуск. Сумма начисленных отпускных составила 4 200 000 Br (в т.ч. за июнь 2016 г. – 2 300 000 Br и за июль 2016 г. – 1 900 000 Br). Начисленная зарплата за июнь – 2 700 000 Br, а за июль – 3 000 000 Br. В июле этому работнику во время его отпуска по итогам работы за июнь организация выплатила премию (начисленная сумма составила 800 000 Br). В рассматриваемой ситуации премия подлежит суммированию с зарплатой за июль.

С учетом этого организации как налоговому агенту надо сделать расчет подоходного налога за июль 2016 г. в следующем порядке:

– всего облагаемый подоходным налогом доход за июль 2016 г. составит 5 700 000 Br (1 900 000 + 3 000 000 + 800 000);

– сумма подоходного налога, подлежащая удержанию с этих доходов, составит 741 000 Br (5 700 000 х 13% / 100%).

Ситуация 21. Работнику организации с 20.06.2016 г. по 10.07.2016 г. предоставлен трудовой отпуск. Сумма начисленных отпускных составила 4 200 000 Br (в т.ч. за июнь 2016 г. – 2 300 000 Br и за июль 2016 г. – 1 900 000 Br). Начисленная зарплата за июнь 2016 г. – 2 700 000 Br, а за июль 2016 г. – 3 000 000 Br. В июле 2016 г. организация в связи с инфляцией сделала индексацию зарплаты работников, в т.ч. отпускных, за июнь 2016 г. Сумма индексации за июнь составила 130 000 Br, выплата которой осуществлена вместе с зарплатой за июнь 2015 г.

В рассматриваемой ситуации сумма индексации зарплаты и отпускных за июнь включается в состав доходов за июль.

С учетом этого организации как налоговому агенту надо сделать расчет подоходного налога за июль 2016 г. в следующем порядке:

– всего облагаемый подоходным налогом доход за июль 2016 г. составит 5 030 000 Br (1 900 000 + 3 000 000 + 130 000);

– сумма подоходного налога, подлежащая удержанию с этих доходов, равна 653 900 Br (5 030 000 х 13% / 100%);

3) удержание исчисленной суммы подоходного налога с отпускных производится непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате (п. 8 ст. 175 НК).

Ситуация 22. Со счета организации банком на карт-счета работников 10.06.2016 г. перечислены премия за май 2016 г., оплата труда за первую половину июня 2016 г., а также отпускные.

В соответствии с п. 8 ст. 175 НК налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате. При этом суммы подоходного налога удерживаются у плательщика налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых им плательщику, при их фактической выплате плательщику либо по его поручению третьим лицам. В свою очередь, данная обязанность по удержанию подоходного налога не распространяется на случаи выплаты доходов в виде оплаты труда за первую половину месяца и премий.

Суммы исчисленного и удержанного подоходного налога налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных на выплату доходов в виде оплаты труда в расчете за месяц и (или) дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (п. 9 ст. 175 НК).

В иных случаях налоговые агенты, за исключением налоговых агентов, указанных в ч. 2 п. 9 и п. 91 ст. 175 НК, обязаны перечислять в бюджет исчисленные и удержанные суммы подоходного налога не позднее:

– дня, следующего за днем фактического получения плательщиком дохода, – для доходов, выплачиваемых в денежной форме;

– дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога с физических лиц, – для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме;

– дня фактического получения в банке наличных на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация как налоговый агент обязана перечислить в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога с сумм отпускных не позднее 10.06.2016 г. С доходов, выплаченных в виде премии, а также за первую половину июня 2016 г., сумма подоходного налога должна быть исчислена, удержана и перечислена в бюджет налоговым агентом при выплате зарплаты за вторую половину июня 2016 г.

Отдел налогообложения «ЭГ»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by