Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Глобализация
13.05.2016 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Остров засветившихся сокровищ: cписки оффшорных компаний и их владельцев – в свободном доступе

Международный консорциум журналистов-расследователей ICIJ обнародовал 9 мая полную базу данных владельцев оффшоров из «панамских документов». Среди них имеются и наши соотечественники.

В онлайн-базе данных, полученных на основе «панамского архива» и опубликованных ICIJ, упомянуто около 214 тыс. компаний, фондов и трастов, зарегистрированных в 21 оффшорной зоне по всему миру. Среди них 35 связаны с Беларусью. Их номинальные владельцы и директора указаны в 98 персональных карточках (некоторые лица имеют отношение к 2–4 фирмам сразу). Среди них есть фамилии, совпадающие с довольно известными в республике бизнесменами. При этом 14 «наших» компаний – резиденты Британских Виргинских островов, по одной – Панамы и Гонконга, юрисдикцию 19 авторам исследования установить не удалось.

Это более чем скромные показатели по сравнению с другими странами. Например, в массиве данных, опубликованном 9 мая, значатся 88 граждан Казахстана, 165 украинцев, 920 граждан Великобритании, 2229 россиян и 4536 американцев и только 29 белорусов. Всего же среди владельцев и бенефициаров оффшорных компаний 79 тысяч – резиденты КНР, Гонконга и Тайваня, 7325 – граждане США, 6285 – России, 5676 – Великобритании, 4595 – Швейцарии. Впрочем, такой статистики недостаточно, чтобы судить о реальной оффшорной активности – в базе ICIJ довольно много субъектов с неопределенным резидентством и просто подставных лиц.

«В базе данных не будет конкретных номеров счетов и денежных переводов, электронных писем и прочей корреспонденции, номеров паспортов и телефонов, – говорится в заявлении ICIJ. – В общественных интересах публикуется избранная и ограниченная информация». Так что давать правовую оценку деятельности фигурантов базы и определять масштаб их операций придется правоохранительным органам – благо на сайте https://offshoreleaks.icij.org имеются адреса владельцев оффшоров, в т.ч. 87 – в Минске, Витебске, Гродно, Могилеве, Барановичах, Ивацевичах, Солигорске, Пуховичах и Коханово.

Прячьте ваши денежки

Вдохновить власти на официальное расследование могут оценки специалистов. Например, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) считает, что в прошлом году отток капиталов достиг 221 млрд. USD. При этом после некоторого сокращения в 2014-м вывод средств в оффшоры вновь существенно увеличился до уровня 2012–2013 гг. Меняются также структура и направление оффшорных операций. Так, в IV квартале 2015 г. резко снизились объемы средств, выводимых в Люксембург и нидерландские безналоговые территории – после того, как там были приняты правила ЕС по регистрации компаний и обмену финансовой информацией. Также снизился объем капиталов, размещенных в карибских оффшорных финансовых центрах.

Другая тенденция – рост вывода капиталов из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Так, 65% средств, которые были размещены в 2010–2014 гг. в оффшорах Карибского бассейна, Британских Виргинских и Каймановых островов, приходятся на Гонконг (148 млрд. USD), Россию (77 млрд.), Китай (45 млрд.) и Бразилию. В то же время из США было выведено в оффшоры около 93 млрд. USD.

В свою очередь, профессор Колумбийского университета, бывший экономист консалтинговой компании McKinsey & Co Джеймс Генри утверждает, что из развивающихся стран к концу 2014 г. в оффшоры было выведено около 12,1 трлн. USD. Из них около 4 трлн. USD приходится на 5 стран: Китай (1,2 трлн.) Россию (1,3 трлн.), Венесуэлу, Малайзию и Мексику. Всего же, с учетом развитых стран, в оффшоры выводится почти 36 трлн. USD – 15% мирового богатства. Эти средства изымаются из экономического оборота. Значительная их часть тратится на приобретение неиспользуемых элитной недвижимости, яхт и иных предметов роскоши, произведений искусства, которые прячутся в хранилищах. Развивающимся странам вывод капитала наносит двойной ущерб: недостающие средства для развития приходится брать взаймы, а обслуживание кредитов ложится дополнительным бременем на экономику. Компенсировать эти потери в таких странах не в состоянии никакая высокая деловая активность и эффективность бизнеса.

В исследовании, сделанном Д.Генри для международной неправительственной организации Tax Justice Network, использовались официальные данные международных организаций, в частности МВФ, Всемирного банка и ООН, по 150 странам за 45 лет При этом объемы оттока капиталов в оффшоры определялись исходя из сумм расхождений между данными из разных источников.

Цель притягивает средства

В большинстве публикаций, посвященных «панамскому досье», в т.ч. и самим ICIJ, подчеркивается, что само по себе владение оффшорными компаниями и трастами не является свидетельством нарушения закона. Но если речь идет о резидентах Беларуси, то можно задать множество неприятных вопросов. Например, давалось ли разрешение Нацбанка на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, в случаях, установленных ст. 10 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», соблюдались ли иные требования валютного законодательства, правомерно ли учитывались для целей налогообложения затраты с точки зрения ст. 131-1 НК и выручка – исходя из требований трансфертного ценообразования согласно ст. 30-1 НК и т.п.

По данным Д.Генри, около 1/3 средств выводится в оффшоры бизнесом для уклонения от налогов, а остальное, за редким исключением, – сокрытие денег, полученных преступным и коррупционным путем. Довольно скромная часть средств переводится в оффшоры с целью оптимизации управления активами, что иногда связано с особенностями правил наследования или инвестирования. Но один из основных мотивов для подобных операций – опасение экономической и политической нестабильности. «Люди голосуют ногами», – пояснил Д.Генри. На это их толкает отсутствие защиты частной собственности и завышенные требования государства. С другой стороны, стимулом являются слабость налоговых систем одних стран и высокая фискальная нагрузка в других, а также недостатки мировой банковской системы.

В качестве «налоговых убежищ» часто выбираются не только экзотические острова, где можно эффективно скрыть капитал, но и некоторые штаты Америки, такие как Делавэр, где иностранным инвесторам позволяется открывать компании, не указывая конечного владельца. Интересно, что в «панамском досье» среди клиентов карибских оффшоров значатся клиенты из стран с весьма мягким налоговым режимом, например, Кипр (6374 фирмы), Люксембург (10 877). При этом, несмотря на общественное давление, число оффшорных зон и объемы операций в них увеличиваются, утверждает Д.Генри. По его данным, в среднем отток капиталов в оффшоры из развивающихся стран с 2010 г. рос ежегодно на 8%, а из России и Китая – на 9%. Клиентов волнует, прежде всего, анонимность и сохранность капитала, а не его доходность, подчеркнул Д.Генри в интервью Guardian. Коррупционеры и мошенники уверены, что всегда смогут украсть еще больше денег.

Проблема оффшоров стала сегодня одной из самых актуальных. Поэтому 9 мая 300 известных экономистов из 30 стран призвали мировых лидеров положить конец налоговым гаваням, которые приносят пользу лишь богачам и корпорациям, повышая уровень неравенства в мире. Обращение подписали лауреат Нобелевской премии Ангус Дитон, бывший главный экономист МВФ Оливье Бланшар и профессор университета Сассекса Мариана Маццукато. «Факт существования налоговых гаваней не добавляет ни денег, ни благополучия в мировую копилку; они не имеют внятной экономической пользы», – говорится в письме.

Данная акция проведена в преддверии открытия на этой неделе в Лондоне конференции по борьбе с коррупцией. В числе ее основных вопросов будут финансовая прозрачность, бенефициарное владение и другие аспекты противодействия коррупции и мошенничеству.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений