Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Юридическим лицам
02.02.2016 29 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности обложения земельным налогом в 2016 году©

Законом от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон № 343-З), вступившим в силу с 1 января 2016 г., внесены многочисленные изменения в главу 18 Налогового кодекса (далее – НК), регламентирующую порядок исчисления и уплаты земельного налога. Рассмотрим наиболее существенные нововведения, которые ожидают нас в данной сфере в 2016 г.

 

Освобождение от земельного налога

Определенные изменения внесены в п. 1 ст. 194 НК, содержащий перечень земельных участков, освобождаемых от обложения земельным налогом.

Так, в соответствии с подп. 1.4 п. 1 ст. 194 НК с 1.01.2016 г. под указанное освобождение подпадают земельные участки, занятые как автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями общего пользования, так и трамвайными путями общего пользования (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения), полоса отвода, а также земельные участки, предоставленные организациям на период строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования, железнодорожных и трамвайных путей общего пользования (ранее трамвайные пути общего пользования здесь также не упоминались). Это дополнение связано с тем, что согласно п. 2.78 Правил дорожного движения, утв. Указом Президента от 28.11.2005 № 551, трамвайные пути относятся к элементам дороги. Таким образом, трамвайные пути являются частью автомобильных дорог общего пользования и наряду с ними и железнодорожными путями общего пользования должны освобождаться от уплаты земельного налога, что и было исправлено Законом № 343-З.

Ранее подп. 1.7 п. 1 ст. 194 НК от земельного налога освобождались в т.ч. земельные участки любых организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета, а также организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих социально-культурную деятельность. При этом применение указанной льготы основывалось на использовании терминов и понятий, содержащихся в подп. 9.4.4 п. 9 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 4.11.2006 № 1475 (далее – постановление № 1475), согласно которым к отраслям социально-культурной сферы относились здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм. Однако постановление № 1475 с 2016 г. утратило силу в связи с истечением срока действия.

Воспользовавшись этим, разработчики Закона № 343-З изложили подп. 1.7 п. 1 ст. 194 НК в новой редакции, несколько урезав предусмотренные им льготы. С 1.01.2016 г. от земельного налога освобождаются земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения (было – осуществляющих социально-культурную деятельность) и получающих субсидии из бюджета, земельные участки организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения, физической культуры и спорта (было – осуществляющих социально-культурную деятельность), а также земельные участки санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спор­тивных школ и организаций культуры независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности. При этом подп. 1.32, согласно которому ранее от земельного налога освобождались любые земельные участки организаций культуры, из п. 1 ст. 194 НК исключен.

Кроме того, в перечень освобождаемых от земельного налога в соответствии с подп. 1.7 ст. 194 НК включены земельные участки организаций, получающих субсидии из бюджета, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в реестр физкультурно-спортивных сооружений.

Таким образом, земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма, организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта и не имеющих отношения к Федерации профсоюзов Беларуси, но напрямую не упомянутых в новой редакции подп. 1.7 п. 1 ст. 194 НК, должны теперь уплачивать земельный налог в общем порядке.

В целях приведения НК в соответствие с Законом от 27.12.2010 № 204-З «О возобновляемых источниках энергии» в новой редакции изложен подп. 1.21 п. 1 ст. 194 НК. В ней уточнено, что в 2016 году от земельного налога освобождаются земельные участки, занятые объектами основных средств, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии (было – объектами и установками по использованию возобновляемых источников энергии), земельные участки, занятые водохранилищами, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями (ранее они под освобождение не подпадали), а также земельные участки, предоставленные на период строительства (реконструкции) таких объектов основных средств.

К военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом от 17.04.1992 № 1594-XII «О ветеранах», которым предоставленные земельные участки освобождаются от земельного налога в соответствии с подп. 1.24 п. 1 ст. 194 НК, добавлены граждане, проходящие альтернативную службу, получившие с 1.01.2016 г. аналогичную льготу. Соответствующие дополнения, касающиеся граждан, проходящих альтернативную службу, внесены и в подп. 1.25 п. 1 ст. 194 НК, регламентирующий освобождение от земельного налога земельных участков, предоставленных физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц.

Из перечня земельных участков, подлежащих освобождению от земельного налога, в 2016 году исключены:

– земельные участки, предоставленные в пользование Академии управления при Президенте, а также учреждениям образования Нацбанка (подп. 1.16 п. 1 ст. 194 НК), что связано с исполнением подп. 1.3 п. 1 Протокола поручений Президента от 23.03.2015 № 7;

– земельные участки центров трансфера технологий. При этом освобождение от земельного налога земельных участков научных организаций и научно-технологических парков продлено до 1 января 2020 г. (подп. 1.31 п. 1 ст. 194 НК). Как отмечают разработчики Закона № 343-З, центры трансфера технологий не применяют льготу по земельному налогу по причине отсутствия объектов налогообложения, что и привело к ее исключению.

В то же время в этот перечень включены земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов строительство объектов, включенных в государственную инвестиционную программу, а также в инвестиционные программы областей и г. Минска, – на период их строительства (подп. 1.38 п. 1 ст. 194 НК).

Последнее дополнение связано с тем, что в рамках реализации мероприятий, предусматривающих согласно Государственной инвестиционной программе строительство новых объектов, заказчиками строительства, как правило, выступают управления капитального строительства местных органов власти, которым переданы соответствующие функции и денежные средства. После окончания строительства многие из них вместе с земельными участками будут переданы бюджетным организациям, которые в соответствии с НК не признаются плательщиками земельного налога. В целях недопущения увеличения расходов бюджета, а также упрощения механизма взаиморасчетов между заказчиками и исполнителями (генеральными подрядчиками) в п. 1 ст. 194 НК и был включен подп. 1.38.

В новой редакции п. 2 ст. 194 НК уточнено, что освобождение от земельного налога, предусмотренное п. 1 ст. 194 НК, не распространяется на следующие земельные участки:

– предоставленные любым физическим лицам (ранее здесь упоминались только лица, указанным в подп. 1.24–­1.27 п. 1 ст. 194 НК, т.е. военнослужащие срочной военной службы, участники Великой Отечественной войны и т.д.), если эти участки используются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или заняты капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, машино-местами (было – если они используются для установки объектов), предназначенными и (или) используемыми для осуществления предпринимательской деятельности;

– предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению (по сравнению со старой редакцией данная формулировка не изменилась);

занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, в т.ч. на части таких земельных участков (ранее эта норма отсутствовала).

Налоговая база земельного налога

Статья 195 НК, регламентирующая порядок определения налоговой базы земельного налога, дополнена п. 51, согласно которому на земельные участки промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, предоставленные юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земель лесного фонда, установленной Совмином.

Кроме того, ст. 195 НК дополнена п. 8, в котором установлен порядок расчета площади частей земельного участка, приходящихся на соответствующее функциональное использование, по которым предусмотрены разные ставки земельного налога. С 1.01.2016 г. такой расчет необходимо производить путем деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на этом земельном участке, и умножения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-­мест с соответствующим функциональным использованием, по которому установлена отдельная ставка налога.

Ставки земельного налога

В ст. 196 НК, в которой определяются ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, на 15%, до 7460 Br проиндексирована ставка земельного налога на земельные участки, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и другими объектами.

На 15% проиндексированы и ставки земельного налога на земельные участки в границах населенных пунктов (п. 1 ст. 196 НК), которые теперь составляют:

– для общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений, иных объектов, а также для производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40 000 000, 218 000 000 и 109 000 000 Br за гектар – 1 380 000 Br за гектар;

– для жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 320 000 000 Br за гектар устанавливается в размере 92 000 Br за гектар;

– для жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 160 000 000 Br за гектар устанавливается в размере 184 000 Br за гектар.

При кадастровой стоимости земельных участков, превышающей указанные размеры, ставки земельного налога, как и ранее, устанавливаются в размерах согласно приложению 5 к НК, в котором ставки указаны в процентах в зависимости от вида функционального использования земельного участка. При этом приложению 5 к НК дополнено земельными участками рынков (за исключением автомобильных), торговых центров, в т.ч. автомобильных стоянок, обслуживающих эти рынки и торговые центры, на которые установлена ставка земельного налога размером 0,7%.

Аналогичное увеличение на 15% предусмотрено Законом № 343-З и для ставок земельного налога на земельные участки промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, земельные участки садоводческих товариществ и дачных кооперативов:

– для общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных стан­ций, автомобильных рынков, игорных заведений, иных объектов, а также для производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40 000 000, 218 000 000 и 109 000 000 Br за гектар ставки устанавливаются в размере 1 380 000 Br за гектар;

– для жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 320 000 000 Br за гектар устанавливается в размере 92 000 Br за гектар;

– для жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 160 000 000 Br за гектар устанавливается в размере 184 000 Br за гектар.

Как и в случае с земельными участками в границах населенных пунктов, при кадастровой стоимости земельных участков, превышающей указанные размеры, ставки земельного налога устанавливаются в размерах согласно приложению 5 к НК.

Приблизительно на ту же величину (15%) проиндексированы Законом № 343-З и ставки земельного налога, установленные в приложениях 2 и 3 к НК, которые изложены в новой редакции.

При строительстве объекта собственными силами для выполнения отдельных видов работ по строительству могут привлекаться сторонние организации, вследствие чего ст. 196 НК дополнена положением, устанавливающим порядок определения площади земельного участ­ка, занятого объектом сверхнормативного незавершенного строительства, строительство которого осуществляется собственными силами. Теперь согласно ч. 3, которой дополнен п. 5 ст. 196 НК, площадь земельного участка (его части), занятого объектом сверхнормативного незавершенного строительства, строительство которого осуществляется собственными силами, должно определяться путем деления стоимости объекта сверх­нормативного незавершенного строительства, сформированной за счет работ, выполненных собственными силами, на общую стоимость объекта сверхнормативного незавершенного строительства и умножения на общую площадь земельного участка.

На практике часто встречаются случаи, когда на одном земельном участке находятся как здание, находящееся в эксплуатации, так и строящееся здание, по которому превышены сроки строительства, установленные проектной документацией, т.е. объект сверхнормативного незавершенного строительства, в отношении которого при исчислении налога на недвижимость применяется ставка, увеличенная на коэффициент 2. При этом методика, позволяющая осуществить расчет суммы земельного налога по разным ставкам, ранее отсутствовала. В связи с этим п. 5 ст. 196 НК дополнен ч. 4, в соответствии с которой площадь части земельного участка, занятой объектом сверхнормативного незавершенного строительства, определяется по площади под застройкой в соответствии с подтверждающими документами.

Право местных Советов депутатов на увеличение (уменьшение) ставок

Как и ранее, местные Советы депутатов в 2016 году согласно новой редакции ч. 1 ст. 2011 НК имеют право увеличивать (уменьшать) (но не более чем в два с половиной раза) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. Однако из этого правило Законом № 343-З установлено исключение: в соответствии с ч. 4 ст. 2011 НК областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки земельного налога на земельные участки (части земельного участка), занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

При этом установлено, что решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога, принятые в соответствии с ч. 1 ст. 2011 НК, не распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней (ранее такая защита от повышенных ставок земельного налога распространялась на всех субъектов хозяйствования, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета), а также на газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению.

Как и ранее, исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, принятыми в соответствии с ч. 1 ст. 2011 НК, должны производиться с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.

Что касается исчисления и уплаты земельного налога по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями областных (Минского городского) Советов депутатов, принятыми в соответствии с ч. 4 ст. 2011 НК, то они должны производиться с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение. При принятии в течение налогового периода областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполкомами решений о включении в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества земельных участков (частей земельного участка), занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, земельный налог по таким земельным участкам (их частям) исчисляется исходя из ставки земельного налога, увеличенной в соответствии с ч. 4 ст. 2011 НК, рассчитанной на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года, и уплачивается с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за квар­талом, в котором принято соответствующее решение.

Исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным в соответствии с ч. 4 ст. 2011 НК, прекращаются с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение областного (Минского городского) Совета депутатов или по его поручению областного (Минского городского) исполкома об исключении земельных участков (частей земельного участка), занятых неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, из перечня неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Если на земельном участке расположены несколько капитальных строений (зданий, сооружений), из которых неиспользуемыми (неэффективно используемыми) являются одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений) либо их частей, то часть земельного участка, занятая неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, определяется путем умножения общей площади земельного участка на отношение площади застройки неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений) (площадей застройки капитальных строений (зданий, сооружений), приходящихся на их неиспользуемые (неэффективно используемые) части) к общей площади застройки капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке. Если же на земельном участке расположено одно капитальное строение (здание, сооружение), у которого не используется (неэффективно используется) его часть, то площадь части земельного участка, занятой неиспользуемой (неэффективно используемой) частью капитального строения (здания, сооружения), определяется путем умножения общей площади земельного участка на отношение площади застройки капитального строения (здания, сооружения), приходящейся на его неиспользуемую (неэффективно используемую) часть, к общей площади застройки капитального строения (здания, сооружения), расположенного на этом земельном участке.

Перечень субъектов хозяйствования, на которых не распространяются решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога, принятые в соответствии с ч. 4 ст. 2011 НК, шире, чем для тех, на кого не распространяется «обычное» увеличение ставок. В их число включены:

– организации и индивидуальных предпринимателей, которым изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;

– организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги населению;

– газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и элект­роснабжению;

– организации, получающие субсидии из бюджета;

– организации, реализующие планы модернизации, при условии их включения в перечень организаций, которым Совмином определены показатели эффективности развития согласно планам модернизации.

Порядок исчисления и уплаты
земельного налога

В связи с дополнениями, внесенными в ст. 2011 НК в относительно земельных участков (частей земельного участка), занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, корректировки потребовал и порядок представления налоговой декларации (расчета) по земельному налогу и уплаты земельного налога. В связи с этим п. 14 ст. 202 НК дополнен ч. 12, согласно которой организации, руководствуясь положениями ч.ч. 5 и 6 ст. 2011 НК, должны представить налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение областного (Минского городского) Совета депутатов или по его поручению областного (Минского городского) исполкома.

При этом подп. 15.1 п. 15 ст. 202 НК дополнен нормой, в соответствии с которой за земельные участки в случаях, определенных ч.ч. 5 и 6 ст. 2011 НК, уплата земельного налога должна быть произведена соответствующими организациями (за исключением садоводческих товариществ) не позднее даты, соответствующей ближайшему законодательно установленному сроку уплаты после представления налоговой декларации (расчета) по земельному налогу в соответствии с ч. 12 п. 14 ст. 202 НК.

Как и ранее, бюджетные организации признаются плательщиками земельного налога только в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест. При этом доход, полученный от сдачи в аренду такого имущества, является внереализационным. В случае возмещения сумм земельного налога при передаче имущества в безвозмездное пользование ссудодатель учитывает полученные от ссудополучателя суммы также в составе внереализационных доходов.

Следовательно, земельный налог, исчисленный при сдаче в аренду (в безвозмездное пользование) перечисленного выше имущества, бюджетным организациям целесообразно включать в состав внереализационных расходов, а не затрат. В связи с этим п. 2 ст. 203 НК изложен в новой редакции, согласно которой бюджетные организации в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест суммы земельного налога включают в состав внереализационных расходов (было – в состав затрат, связанных с их предпринимательской деятельностью).

Кроме того, в п. 1 ст. 203 НК внесено дополнение, согласно которому суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 203 НК.

В свою очередь, п. 4 ст. 203 НК дополнен подпунктами 4.4 и 4.5, в соответствии с которыми не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, суммы земельного налога:

– возмещаемые ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена актами Президента;

– исчисленные за земельные участки (части земельного участка) в соответствии с ч. 4 ст. 2011 НК.

В завершение отметим, что ст. 203 НК дополнена п. 5, согласно которому для целей этой статьи площадь части земельного участка, занятой возводимым объектом, в т.ч. объектом сверхнормативного незавершенного строительства, определяется по площади под застройкой в соответствии с подтверждающими документами.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений