Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Юридическим лицам
26.07.2016 34 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Организация выдает заем: особенности исчисления подоходного налога

Работодатели в целях оказания материальной и социальной поддержки в некоторых ситуациях своим работникам предоставляют им займы под процент или без их уплаты. Рассмотрим на примерах с учетом особенностей законодательства 2016 г. порядок исчисления и перечисления в бюджет подоходного налога с выдаваемых организациями сотрудникам займов, а также случаи, при которых исчислять этот налог не надо.

Когда подоходный налог
не исчисляется

По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 760 ГК).

Необходимость исчисления и уплаты в бюджет подоходного налога с выдаваемых организациями займов, кредитов зависит от ряда условий. Так, согласно ч. 4 п. 10 ст. 175 НК этот налог не исчисляется с выдаваемых:

1) займов, кредитов индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам);

2) банками на общих основаниях кредитов;

3) коммерческих займов.

Ситуация 1. Транспортная организация в июле 2016 г. реализовала своему работнику по договору с рассрочкой оплаты на 1 год станок, числящийся в составе оборотных средств, стоимостью 5200 BYN.

Согласно ст. 770 ГК коммерческим займом являются случаи аванса, предоплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, если иное не предусмотрено законодательством.

Следовательно, реализация организацией своему работнику станка в рассрочку расценивается как коммерческий заем.

Таким образом, организация в рассматриваемой ситуации не обязана исчислять подоходный налог со стоимости станка при его реализации работнику;

4) микрофинансовыми организациями физическим лицам в порядке, предусмотренном законодательством, микрозаймов.

Порядок и условия предоставления микрофинансовыми организациями физическим лицам микрозаймов определены Указом Президента от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» (далее – Указ № 325).

К микрофинансовым организациям относятся (п. 3 Указа № 325):

– коммерческие микрофинансовые организации (юридические лица, являющиеся ломбардами и зарегистрированные в РБ в форме хозяйственного общества либо унитарного предприятия);

– некоммерческие микрофинансовые организации (юридические лица, зарегистрированные в РБ в организационно-правовой форме фонда или потребительского кооператива). При этом в организационно-правовой форме такого кооператива могут быть созданы потребительский кооператив финансовой взаимопомощи, общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, а также потребительский кооператив второго уровня.

Указом № 325, в частности, определены цели, на которые могут быть выданы микрозаймы. При этом Указом № 325 не установлены предельные или минимальные сроки, на которые такие микрозаймы могут быть выданы.

Ситуация 2. Потребительским кооперативом финансовой взаимопомощи 4.07.2016 г. своему члену (физическому лицу) для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен микрозаем в размере 10 000 BYN. Он будет погашаться ежемесячно равными частями в течение 5 лет с даты заключения договора.

Согласно подп.3.2 п.3 Указа № 325 потребительским кооперативом финансовой взаимопомощи является некоммерческая организация, созданная физическими лицами для аккумулирования временно свободных денежных средств членов кооператива и средств из иных незапрещенных источников в целях оказания его членам финансовой помощи в форме предоставления микрозаймов. При этом членам потребительского кооператива финансовой взаимопомощи микрозаймы могут быть предоставлены только на цели осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, для ведения личного подсобного хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является член кооператива.

Поскольку в рассматриваемой ситуации микрозаем выдан потребительским кооперативом в соответствии с законодательством, исчислять подоходный налог не надо;

5) белорусскими организациями и (или) белорусскими ИП физическим лицам займов и кредитов на строительство, в т. ч. путем приобретения жилищных облигаций, или приобретение одноквартирных жилых домов или квартир и при условии, что указанные займы и кредиты предоставляются лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в:

– местных исполнительных и распорядительных органах, иных государственных органах;

– других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.

Основанием для освобождения от уплаты подоходного налога является справка о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаваемая по форме, установленной приложением 14 к постановлению Минжилкомхоза от 27.12.2010 № 28 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27.10.2010 № 552».

Ситуация 3. В июле 2016 г. коммерческая организация Гомеля предоставила заем своему работнику сроком на 7 лет в размере 84 000 BYN на приобретение жилищных облигаций для строительства одноквартирного жилого дома.

Этот работник был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы как проживающий со своей супругой и несовершеннолетним ребенком в однокомнатной квартире в Гомеле, общая площадь которой составляет 51 м2 (в соответствии с коллективным договором, заключенным данной организацией со своими работниками, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы осуществляется в случае, когда обеспеченность их общей площадью жилого помещения составляет менее 20 м2).

Основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определены ст. 35 Жилищного кодекса и Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утв. Указом Президента от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее – Положение № 563). Так, согласно подп. 3.1.2 п.3 Положения № 563 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 м2 (в Минске – менее 10 м2) на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минске – исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в Минске и Минском районе).

Поскольку в рассматриваемой ситуации основания для постановки работника на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не соответствуют установленным законодательными актами РБ, организация должна с указанного займа исчислить и уплатить подоходный налог;

6. белорусскими организациями и (или) белорусскими ИП физическим лицам займов и кредитов на оплату стоимости обучения и при условии, что:

– обучение осуществляется в учреждениях образования РБ;

– обучение связано с получением первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования;

– заем предоставляется лицам, имеющим право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, которые несут расходы на свое обучение либо обучение лиц, состоящих с ними в отношениях близкого родства, своих подопечных, в т.ч. бывших, достигших 18-летнего возраста (опекуны и попечители)).

Основанием для освобождения от уплаты подоходного налога являются:

– справка (ее копия) учреждения образования РБ, подтверждающая, что плательщик или его близкий родственник (его подопечные) является либо являлся обучающимся учреждения образования и получает либо получал первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода его получения;

– копия договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования РБ;

– копии свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства – при осуществлении расходов на получение образования соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в т.ч. бывших ранее подопечными.

Ситуация 4. Организация в августе 2016 г. выдала заем своему работнику в размере 2100 BYN для оплаты обучения сына в БГУ, где он получает первое высшее образование.

Подоходный налог не исчисляется налоговыми агентами с сумм займов и кредитов, выданных белорусскими организациями и (или) белорусскими ИП на оплату стоимости обучения в учреждениях образования РБ при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования физическим лицам, имеющим право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК (абз. 3 ч. 4 п. 10 ст. 175 НК).

При определении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет в суммах, уплаченных им за обучение лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем) – за обучение своих подопечных, в т.ч. бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста), в учреждениях образования РБ при получении ими первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, и в сумме расходов, произведенных указанными плательщиками по погашению кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских ИП (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на указанные цели.

Согласно подп. 2.1 п. 2 ст. 153 НК к лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в т.ч. усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги.

Поскольку сын является для работника близким родственником, он имеет право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, в размере сумм, уплаченных им за его обучение.

С учетом того, что в рассматриваемой ситуации заем выдан лицу, имеющему право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, организации не требуется исчислять и уплачивать с него подоходный налог при представлении работником пакета документов, установленного ч. 1 п. 3 ст. 165 НК.

Порядок исчисления
подоходного налога

Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, предусмотренных п. 11 ст. 182 НК. При этом у плательщика исчисленная сумма подоходного налога удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых им плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 8 ст. 175 НК).

В то же время уплата подоходного налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров (сделок) запрещено включать в них условия, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой подоходного налога, за физических лиц (п. 10 ст. 175 НК).

В НК предусмотрены отдельные исключения из этого общего правила, в т.ч. выдача физическим лицам займов, кредитов. Так, если в отношении выдаваемого займа, кредита льгота не предусмотрена, его сумма облагается налоговым агентом по ставке 13% (п. 1 ст. 173 НК) и уплачивается в бюджет за счет средств налоговых агентов не позднее дня, следующего за днем выдачи ими займа, кредита. По мере погашения физическими лицами займов, кредитов ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату налоговому агенту. Возврат осуществляется последним самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.

Указанный порядок налогообложения сумм займов и кредитов и возврата подоходного налога не зависит от того, в какой форме он был выдан – безналичным путем или наличным.

Ситуация 5. Организация 4.07.2016 г. выдала своему работнику заем на 1 год в размере 3600 BYN. За счет указанной суммы организацией в безналичном порядке приобретены стройматериалы для ремонта квартиры работника стоимостью 3000 BYN, а 600 BYN выдано сотруднику из кассы. Возврат займа будет осуществляться равными частями по 300 BYN, начиная с августа 2016 г., путем удержания этой суммы из зарплаты сотрудника.

В рассматриваемой ситуации организация как налоговый агент должна исчислить с суммы выданного ею займа подоходный налог и уплатить его в бюджет за счет собственных средств.

При этом сумма подоходного налога составит 468 BYN (3600 х 13% / 100%), которая должна быть уплачена налоговым агентом в бюджет не позднее 5.07.2016 г. В свою очередь, физическому лицу заем должен быть выдан в полном объеме (3600 BYN).

По мере погашения физическими лицами займов, кредитов ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившему налог налоговому агенту. Возврат осуществляется налоговым агентом самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.

В рассматриваемой ситуации возврат подоходного налога будет осуществляться в следующем порядке. Например, общая сумма подоходного налога за август 2016 г. со всех начисленных организацией доходов составляет 3000 BYN. Погашенная сотрудником в августе 2016 г. часть займа в размере 300 BYN составляет 8,33% от всей суммы задолженности по займу (300 / 3600 х 100%).

Уплаченный по этому займу подоходный налог в размере, пропорциональном погашенной сумме задолженности – 39 BYN (468 х 8,33% / 100%), подлежит возврату налоговому агенту путем уменьшения им перечисляемой суммы исчисленного и удержанного налога.

При выплате зарплаты за август 2016 г. в бюджет организация перечисляет сумму подоходного налога, уменьшенную на сумму, подлежащую возврату, – 2961 BYN (3000 – 39).

При невозможности возврата налоговым агентом подоходного налога по мере погашения физическими лицами займов, кредитов (недостаточно общей суммы подоходного налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет, отсутствие выплат доходов физическим лицам либо в иных случаях) налог возвращается налоговым органом в течение одного месяца после проведения им по заявлению налогового агента проверки.

Невозврат займа, кредита
в установленные сроки

Порядок погашения займа, кредита определяется в договоре по соглашению сторон. При этом заем может погашаться путем удержаний из зарплаты работника по его письменному заявлению либо путем внесения им наличных в кассу организации. В соответствии с п. 1 ст. 763 ГК полученную сумму займа заемщик обязан возвратить заимодавцу в срок и порядке, которые предусмотрены договором займа.

Иногда случается, что займы, кредиты работниками не возвращаются либо возвращаются частично, например, при увольнении работника либо прощении ему организацией долга. При этом сумма невозвращенного займа является доходом работника, подлежащим обложению подоходным налогом. Дата фактического получения такого дохода определяется в соответствии с подп. 1.4 п. 1 ст. 172 НК как день, следующий за днем, установленным для возврата имущества.

Ситуация 6. Организация 14.12.2015 г. выдала своему работнику сроком на 3 месяца заем на потребительские нужды в размере 10 млн. Br (до деноминации). Согласно договору заем должен быть погашен единовременно не позднее чем за один день до окончания срока его действия (13.03.2016 г.) путем внесения наличных работником в кассу организации. С указанной суммы организация в соответствии с п. 10 ст. 175 НК исчислила и за счет собственных средств уплатила подоходный налог в размере 1,3 млн. Br (10 млн. х 13% / 100%). В феврале 2016 г. в результате грубого нарушения данным работником техники безопасности с ним расторгнут трудовой договор. При этом в установленный срок заем работник не возвратил.

Поскольку в рассматриваемой ситуации заем на день, установленный для его возврата, не возвращен, его сумма признается доходом, подлежащим обложению подоходным налогом. При этом согласно подп. 1.4 п. 1 ст. 172 НК датой фактического получения этого дохода будет 14.03.2016 г.

Так как указанный доход не является вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей, организация вправе при исчислении подоходного налога применить льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. От подоходного налога освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от:

– организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП, – в размере, не превышающем 14 940 000 Br от каждого источника в течение налогового периода (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК);

– иных организаций и ИП, за исключением профсоюзных организаций, – в размере, не превышающем 990 000 Br, от каждого источника в течение налогового периода.

Поскольку на момент получения плательщиком дохода организация не являлась для него местом основной работы, размер льготы составит 990 000 Br. При этом налогооблагаемый доход при условии, что размер льготы не был использован на другие цели ранее, равен 9 010 000 Br (10 000 000 – 990 000), с которого должен быть удержан подоходный налог в размере 1 171 300 Br (9 010 000 х 13% / 100%).

Ситуация 7. Организация 11.07.2016 г. выдала заем в размере 4000 BYN сроком на 2 года своему работнику (для него эта организация является местом основной работы) для покупки мебели. Согласно договору заем должен быть погашен единовременно не позднее чем за один день до окончания срока его действия путем внесения наличных работником в кассу организации. С указанной суммы организацией в соответствии с п. 10 ст. 175 НК исчислен и за счет собственных средств уплачен подоходный налог в размере 520 BYN (4000 х 13% / 100%). 1.09.2016 г. между заемщиком и организацией подписано соглашение о прощении долга.

Согласно ст. 385 ГК в случае прощения долга обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. На основании п. 1 ст. 34 НК экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) в соответствии с Особенной частью НК или актами Президента, признается доходом.

Таким образом, при прекращении обязательства работника перед организацией путем подписания соглашения о прощении долга у заемщика возникает доход в виде суммы прощенного долга по займу в размере 4000 BYN.

Вместе с тем в отношении таких доходов, которые не являются вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, вопрос о налогообложении следует решать с учетом положений подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.

Поскольку на момент получения плательщиком дохода организация являлась для него местом основной работы, размер льготы составит 1494 BYN.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации налогооблагаемый доход работника организации при условии, что размер льготы не был использован на другие цели ранее, составит 2506 BYN (4000 – 1494).

Если работник внесет в кассу организации подоходный налог с полученного дохода, организация имеет право вернуть налог, который она перечислила в бюджет при выдаче займа. Возврат осуществляется организацией самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.

В случае невозврата (неполного возврата) физическим лицом займа, кредита в установленный срок возврат суммы налога, уплаченного за счет средств налогового агента производится удержанием суммы налога у плательщика в порядке, установленном ст. 175 НК и ч. 1 п. 2 ст. 181 НК, а в случае, указанном в ч. 2 п. 2 ст. 181 НК, этот возврат осуществляется налоговым агентом в соответствии с ч. 5 п. 2 ст. 181 НК.

Согласно ч. 2 п. 2 ст. 181 НК таким случаем является невозможность удержания налоговым агентом подоходного налога по причине прекращения выплат доходов плательщику (в т.ч. вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине).

Ситуация 8. Организация в июне 2015 г. выдала заем на приобретение телевизора в размере 16 млн. Br (до деноминации) физическому лицу (не является ее работником) сроком на 1 год, до 1.07.2016 г. С указанной суммы организацией в соответствии с п. 10 ст. 175 НК за счет собственных средств уплачен подоходный налог в размере 2 080 000 Br (16 000 000 х 13% / 100%).

Согласно договору заем должен быть погашен единовременно не позднее чем за один день до окончания срока его действия путем внесения наличных работником в кассу организации. В установленный договором займа срок этот заем не возвращен.

Поскольку в рассматриваемой ситуации заем на день, установленный для его возврата, не возвращен, с учетом подп. 1.4 п. 1 ст. 172 НК он признается доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.

В связи с тем что данное физическое лицо не является работником организации и, соответственно, выплат ему не осуществляется, для возврата суммы подоходного налога, уплаченного за счет своих средств, организация обязана в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу (ч. 5 п. 2 ст. 181 НК).

Указанный налоговый орган, в свою очередь, в 30-дневный срок со дня получения данного сообщения вручает плательщику извещение на уплату подоходного налога, который плательщик должен заплатить в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения. При уплате подоходного налога на основании данного извещения налоговый орган по месту постановки на учет этого плательщика в течение 30 дней со дня уплаты плательщиком суммы подоходного налога направляет письменное сообщение о дате уплаты и сумме уплаченного налога налоговому агенту, направившему указанное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу, и налоговому органу по месту постановки на учет этого налогового агента.

Данное сообщение налогового органа является для налогового агента основанием для самостоятельного возврата подоходного налога за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.

Ситуация 9. Организация в январе 2016 г. выдала своему работнику заем в размере 12 млн. Br сроком на 6 месяцев. Согласно договору он должен быть погашен единовременно не позднее чем за один день до окончания срока его действия путем внесения наличных работником в кассу организации. С указанной суммы организация в соответствии с п. 10 ст. 175 НК исчислила и за счет собственных средств уплатила в бюджет подоходный налог в размере 1 560 000 Br (12 000 000 х 13% / 100%).

Через месяц данный работник был переведен в вышестоящую организацию. При этом:

1. организацией (заимодавцем) произведена уступка права требования задолженности суммы займа новому кредитору (вышестоящей организации). Согласно условиям договора уступки права требования сумма займа будет возвращаться физическим лицом новому кредитору.

В рассматриваемой ситуации на основании п. 10 ст. 175 НК по мере погашения физическим лицом займа ранее уплаченная сумма подоходного налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившему налог налоговому агенту. Возврат осуществляется налоговым агентом самостоятельно за счет общей суммы подоходного налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы подоходного налога на сумму, причитающуюся к возврату.

При невозможности возврата налоговым агентом подоходного налога по мере погашения физическим лицом займа возврат налога производится налоговым органом в течение одного месяца после проведения им по заявлению налогового агента проверки.

Таким образом, подоходный налог возвращается только налоговому агенту, непосредственно уплатившему подоходный налог за счет собственных средств при выдаче займа физическому лицу, при условии возврата такого займа;

2. уступки права требования задолженности суммы займа новому кредитору (вышестоящей организации) не было. В установленный срок работник заем не возвратил.

При невозврате имущества, полученного на возвратной или условно возвратной основе (в т.ч. в соответствии с договорами займа, задатка), если иное не установлено п. 2-1 ст. 178 НК, дата фактического получения дохода определяется как день, следующий за днем, установленным для возврата имущества (подп. 1.4 п. 1 ст. 172 НК).

Поскольку в рассматриваемой ситуации заем на день, установленный для его возврата, не возвращен, он признается доходом, подлежащим обложению подоходным налогом. С учетом того что указанный доход не является вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей, организация вправе при исчислении подоходного налога применить льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Так как на момент получения плательщиком дохода организация не являлась для него местом основной работы, размер льготы составит 99 BYN (абз. 3 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).

При этом налогооблагаемый доход при условии, что размер льготы не использован на другие цели ранее, составит 1101 BYN (1200 – 99), с которого должен быть удержан подоходный налог в размере 143,13 BYN (1101 х 13% / 100%).

С учетом того что данное физическое лицо не является работником организации и выплат ему не осуществляет, организация согласно п. 2 ст. 181 НК в целях возврата суммы подоходного налога, уплаченного за счет своих средств, налоговый агент обязан в 30-дневный срок со дня выявления им указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу. Налоговый орган, в свою очередь, в 30-дневный срок со дня получения указанного сообщения вручает плательщику извещение на уплату подоходного налога, который плательщик должен уплатить в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения.

При уплате плательщиком подоходного налога налоговый орган по месту постановки на учет плательщика в течение 30 дней со дня уплаты направляет письменное сообщение о дате уплаты и сумме уплаченного налога налоговому агенту, приславшему письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу, и налоговому органу по месту постановки на учет этого агента. Указанное сообщение является для налогового агента основанием для самостоятельного возврата подоходного налога за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы подоходного налога на сумму, причитающуюся к возврату.

Отдел налогообложения «ЭГ»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений