Обслуживание обходит продажи
Основные показатели работы автомобильного холдинга «Атлант-М» за 2015 г. ухудшились из-за спада в экономиках Беларуси, России и Украины, девальвации их национальных валют и снижения реальных доходов населения.
В результате суммарная выручка всех предприятий, входящих в холдинг, уменьшилась вдвое по сравнению с 2014 г., до 371 млн. USD, валовый доход сократился на 41% – до 74,4 млн. USD.
Через автоцентры «Атлант-М» в 2015 г. было продано 10 798 новых автомобилей – на 41% меньше, чем годом ранее. В частности, продажи в Беларуси сократились на 27%, до 5222 машин, в России – на 51%, до 4448, а в Украине – на 47%, до 1128 машин. При этом доля холдинга на отечественном авторынке снизилась с 29,6% до 22,1%, но он остался лидером. Более того, продажи марки Volkswagen в республике увеличились на 4%, до 3792 машин.
Реализация автомобилей с пробегом в холдинге сократилась на 27%, до 3001 единицы. При этом наибольшие продажи отмечены в московском автоцентре «Атлант-М Тушино».
В целом модель автобизнеса холдинга в Беларуси, России и Украине все больше приближается к западной. Если раньше большую часть дохода приносила реализация автомобилей, то еще 4 года назад она сравнялась с выручкой от послепродажного обслуживания. По итогам прошлого года в общей структуре валового дохода «Атлант-М» доля от продажи автомобилей сократилась с 34% до 30%, а от послепродажного обслуживания превысила 60%. На долю автомобилей с пробегом, продаж дополнительного оборудования и финансового сервиса пришлось 9,5%.
Специалисты компании прогнозируют, что в 2016 г. падение авторынка в Беларуси составит от 10 до 30% в зависимости от ситуации в экономике. Однако есть надежда, что продажи новых иномарок достигнут 35 тыс. шт. Помочь здесь могут снижение «серого» ввоза и переход белорусских дилеров на поставки из РФ. С учетом потребности в обновлении парка автомашин общий импорт составит не менее 80–90 тыс. шт., ожидают в холдинге, причем доля новых автомобилей здесь вырастет.
Правда, пока в начале года объем продаж на рынке сократился в 2,5 раза, в основном из-за падения «серого» импорта. Если в январе 2015 г. фиксировалось 4,9 тыс. «серых» регистраций, то в январе т.г. – только тысяча, тогда как число официальных продаж снизилось с 1,9 тыс. до 1,4 тысяч.