Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Юридическим лицам
15.11.2016 30 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Общая часть Налогового кодекса: новые возможности и обязанности

Законом от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» внесены многочисленные поправки в Общую часть НК.

Налоговое резидентство

Изменен порядок определения периода пребывания физического лица на территории РБ в целях определения его налогового резидентства (ст. 17 НК). В частности, в соответствии с подп. 3.2 п. 3 ст. 17 НК не относится ко времени фактического нахождения на территории РБ время, в течение которого физическое лицо пребывало в РБ в качестве сотрудника международной организации, созданной по межгосударственному соглашению, участником которого является РБ, или в качестве члена семьи такого сотрудника.

Данные нормы не распространяются на граждан РБ. Следовательно, если гражданин РБ пребывает в РБ в качестве сотрудника указанной международной организации или в качестве члена семьи такого сотрудника, время его пребывания относится ко времени пребывания на территории РБ при исчислении 183-дневного периода в целях определения налогового резидентства этого гражданина.

Взаимозависимые лица

Существенно меняется определение взаимозависимых лиц (ст. 20 НК). Таковыми признаются физические лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Ранее абз. 2 ч. 2 ст. 20 НК предусматривал, что такие отношения имеют место между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации. Поэтому даже миноритарные участники организации могли признаваться взаимозависимыми лицами.

С 2017 г. взаимозависимость признается только в случае наличия отношений между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации, если доля прямого и (или) косвенного участия каждого из таких лиц в организации составляет не менее 20%. Соответственно, доля участия менее 20% с будущего года не будет приводить к возникновению взаимозависимости.

Кроме того, не будут считаться взаимозависимыми организации при наличии прямого или косвенного участия в них государства. Такие организации могут признаваться взаимозависимыми лицами между собой и с иными лицами при наступлении оснований, предусмотренных ст. 20 НК.

Впрочем, и ранее признать организации взаимозависимыми по данному основанию было вряд ли возможно, поскольку государство не является организацией для целей применения НК. Так, согласно п. 2 ст. 13 НК под организациями понимаются юридические лица РБ, иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы.

Электронный сервис

Интересные изменения внесены в п. 1 ст. 21 НК. Если ранее плательщик имел право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц по месту постановки на учет, то теперь независимо от места постановки на учет, то есть от любого налогового органа. Впрочем, учитывая переход на обмен информацией в электронной форме, данное изменение не имеет существенного значения.

Кроме того, ст. 21 НК дополнена номами, в соответствии с которыми плательщик вправе получать от налоговых органов и направлять в налоговые органы электронные документы, документы и (или) информацию в электронном виде, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через личный кабинет плательщика.

Наиболее интересными являются положения данной нормы о документах и (или) информации в электронном виде. Фактически это закрепляет статус личного кабинета, хотя здесь не дается определение термина «документ в электронном виде» и не разъясняется его отличие от электронного документа.

Несмотря на то что норма подп. 1.12 п. 1 ст. 21 НК говорит лишь о праве плательщика на электронный обмен документами и информацией, другие статьи НК подтверждают, что в настоящее время происходит переход на электронный формат взаимодействия в налоговых правоотношениях. Так, в ст. 53 НК теперь определено, что решение о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам, электронным кошелькам в банке в электронном виде доводится налоговым органом до плательщика (иного обязанного лица) через личный кабинет плательщика. В ст. 60 НК указано, что сообщения, заявления, решения, предусмотренные этой статьей, направляются плательщику (иному обязанному лицу) либо налоговому органу по установленным формам на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа через личный кабинет плательщика. Многие другие статьи НК также предусматривают направление плательщику информации в виде электронного документа через личный кабинет плательщика.

Личный кабинет плательщика, размещенный в Интернете, является информационным ресурсом МНС, которое осуществляет его ведение в установленном им порядке (ст. 631 НК). Личный кабинет плательщика ис­пользуется в случаях и с учетом особенностей, предусмотренных НК, для получения от налоговых органов и направления в налоговые органы электронных документов, документов и (или) информации в электронном виде, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.

Доступ к личному кабинету плательщика осуществляется с помощью:

личного ключа электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи РБ. Доступ к личному кабинету плательщика, предоставленный с помощью личного ключа ЭЦП, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан иными удостоверяющими центрами, сохраняется до истечения срока действия такого ключа;

учетной записи и пароля. Доступ к личному кабинету плательщика с помощью учетной записи и пароля предоставляется физическому лицу и иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в РБ. Порядок получения учетной записи и пароля указанной категорией плательщиков устанавливается МНС.

Доступ к личному кабинету плательщика предоставляется иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в РБ, со дня ее постановки на учет в налоговом органе и сохраняется в течение 6 месяцев после снятия ее с учета в налоговом органе.

В п. 3 ст. 631 НК определяется юридический статус документов, обмен которыми осуществляется с ис­пользованием личного кабинета. В частности, указано, что подлинные электронные документы, а также документы и (или) информация в электронном виде, представленные через личный кабинет плательщика, доступ к которому осуществлен с помощью учетной записи и пароля, признаются равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью представителя иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в РБ, физического лица.

Напомним, что согласно ст. 1 Закона от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» подлинный электронный документ – это электронный документ, целостность и подлинность которого подтверждаются с применением сертифицированного средства ЭЦП, использующего при проверке ЭЦП открытые ключи лица (лиц), подписавшего (подписавших) электронный документ.

НДС с электронных услуг

Одно из самых интересных новшеств касается взимания НДС с электронных услуг, оказываемых физическим лицам, известный как «налог на Google». Новые правила начнут применяться с 1.01.2018 г.

Так, с 2018 г. иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме для физических лиц, местом реализации которых признается РБ, будут обязаны исчислять и уплачивать НДС, представлять налоговые декларации в налоговый орган РБ с учетом особенностей, определенных НК для данной категории плательщиков и вида услуг, за исключением случаев, когда обязанность по исчислению и уплате НДС возложена на иных обязанных лиц, указанных в п. 6 ст. 92 НК.

При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме для физических лиц, местом реализации которых признается РБ, при посредничестве состоящих на учете в налоговых органах РБ белорусских организаций, ИП, постоянных представительств иностранных организаций, участвующих в расчетах непосредственно с такими физическими лицами за указанные услуги на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров с ино­странными организациями, оказывающими такие услуги, НДС исчисляется и уплачивается указанными посредниками в порядке, установленном п. 3 ст. 92 НК (п. 6 ст. 92 НК).

В случае оказания физическим лицам, приобретающим услуги в электронной форме в РБ, местом реализации которых признается РБ, с участием в расчетах нескольких иностранных организаций, указанных в абз. 4 ч. 1 п. 4 ст. 22 НК, лицом, обязанным исчислить и уплатить НДС, признается та из ино­странных организаций, которая непосредственно участвует в расчетах с физическими лицами, независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной фор­ме физическим лицам в РБ.

Необходимость введения НДС с электронных услуг продиктована развитием технологий и возможностью их реализации напрямую физическим лицам ино­странными компаниями. До сих пор ст. 92 НК предусматривала взимание НДС только в тех случаях, когда иностранная организация, не осуществляющая деятельности в РБ через постоянное представительство, реализовывала такие услуги состоящей на учете в налоговых органах организации или ИП. Такие организации и ИП согласно действующей редакции НК имеют права и несут обязанности плательщика НДС.

НДС уплачивался, только если указанная ино­странная организация оказывала услуги непосредственно физическому лицу, не являющемуся ИП. Распространено мнение, что в данном случае местом реализации услуг территория РБ не признавалась, но это не так. И до внесения нынешних изменений в НК местом реализации подобных услуг (прав) признавалась территория РБ. Однако НК не предусматривал механизма уплаты НДС для случаев, когда услуги реализованы иностранной компанией, которая никак не присутствует в РБ и, следовательно, не является плательщиком НДС, а приобретателем услуг выступает физическое лицо, которое также не является плательщиком НДС. Теперь данный пробел устраняется.

Соответствующие коррективы внесены и в ст. 33 НК, определяющую место реализации услуг. Так, согласно подп. 1.4-1 п. 1 ст. 33 НК местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория РБ, если покупателем (приобретателем) услуг в электронной форме является физическое лицо, отвечающее критериям, определенным п. 4 ст. 33 НК. При этом физическое лицо при приобретении услуг в элект­ронной форме признается приобретающим услуги в электронной форме в РБ, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

– местом фактического нахождения физического лица является РБ;

– местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый физическим лицом для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется физическим лицом оплата услуг, является РБ;

– сетевой (IP) адрес устройства, использованного покупателем при приобретении услуг в электронной форме, зарегистрирован в РБ (относится к адресному пространству РБ);

– международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РБ.

Таким образом, с 2018 г. иностранные компании, которые реализуют на территории РБ услуги в электронной форме, становятся плательщиками НДС и обязаны уплачивать его в бюджет РБ.

Услугами в электронной форме признаются услуги, оказанные иностранной организацией через Интернет автоматизированно с использованием информационных технологий, в т.ч. с привлечением иностранного посредника в расчетах. К услугам в электронной форме относятся:

предоставление прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), баз данных, их обновлений и дополнительных функциональных возможностей через Интернет, в т.ч. путем предоставления удаленного доступа к ним, а также электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через Интернет, в т.ч. путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра и (или) прослушивания через Интернет;

рекламные услуги в Интернете, в т.ч. с использованием программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, функционирующих в Интернете, а также предоставление места и времени для рекламы в Интернете;

услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в Интернете;

услуги, осуществляемые автоматическим способом через Интернет, при вводе данных покупателем услуг, автоматизированные услуги по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в т.ч. сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);

услуги по поиску и (или) предоставлению заказчику информации о потенциальных покупателях;

услуги по предоставлению через Интернет технических, организационных, информационных и иных воз­можностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления кон­тактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в Интернете в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);

обеспечение и (или) поддержание присутствия в Интернете для личных целей или в целях осуществления предпринимательской деятельности, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в Интернете), обеспечение доступа к ним других пользователей Интернета, предоставление пользователям возможности их модификации, оказание услуг по администрированию информационных систем;

хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через Интернет;

предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;

предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

предоставление доступа к поисковым системам в Интернете;

ведение статистики на сайтах в Интернете.

К услугам в электронной форме, указанным в ч. 2 п. 3 ст. 33, не относятся:

реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования Интернета;

реализация (передача прав на использование) программ для электронно-вычислительных машин (включая ком­пьютерные игры), баз данных, содержащихся на материальных носителях;

оказание консультационных услуг по электронной почте;

оказание услуг по предоставлению доступа к Интернету.

С учетом введения новых правил взимания НДС в ст. 22 НК внесены дополнения, согласно которым иностранная организация обязана стать на учет в налоговом органе в порядке, установленном п.п. 2–6 ст. 66 НК, если она:

– оказывает или собирается оказывать услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РБ, физическим лицам, приобретающим услуги в электронной форме в РБ, и осуществлять расчеты за оказанные ею услуги непосредственно с указанными физическими лицами (далее - иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме физическим лицам в РБ);

– осуществляет или собирается осуществлять посредническую деятельность с участием в расчетах физических лиц, приобретающих услуги в электронной форме в РБ, за оказанные им услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РБ, на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров с иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме физическим лицам в РБ (далее – иностранный посредник в расчетах). При этом иностранный посредник в расчетах имеет права и несет обязанности, установленные НК для иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в РБ.

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме физическим лицам в РБ, иностранный посредник в расчетах обеспечивают получение от налогового органа и направление в налоговый орган электронных документов и (или) информации в электронном виде, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, в порядке, установленном ст. 631 НК.

Согласно подп. 2.7 п. 2 ст. 66 НК иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по их заявлению, подаваемому иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в РБ, иностранным посредником в расчетах – в ИМНС по г. Минску. Заявление может быть представлено на бумажном носителе лицом, имеющим полномочия представлять иностранную организацию на территории РБ, либо направлено по почте заказным письмом, либо подано в электронной форме. Если указанное заявление подано в электронной форме, оно должно быть подписано ЭЦП лица, имеющего полномочия представлять иностранную организацию на территории РБ.

Иностранный посредник в расчетах подлежит постановке на учет в налоговом органе, если физические лица, приобретающие услуги в электронной форме в РБ, за оказанные им такие услуги производят расчет через иностранного посредника в расчетах.

Таким образом, предполагается, что организация взаимоотношений с иностранной организацией будет построена через личный кабинет плательщика, что вполне оправданно, но реализовать это на практике может оказаться не так просто, как кажется на первый взгляд. Несовершенство законодательства и его час­тые изменения, большое количество фактов ненормативного регулирования тех или иных отношений на уровне разъяснений, необходимость использования русского языка и другие факты требуют фактического вовлечения плательщика или привлечения профессионального представителя, который будет способен решить поставленную задачу.

Информация о должниках

В новом году согласно ст. 401 НК, введенной в кодекс, налоговые органы ежемесячно не позднее 15-го  числа месяца, следующего за отчетным, раз­мещают на официальном сайте МНС в порядке, установленном МНС, перечень организаций и ИП, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням. Такой перечень будет содержать сведения об учетном номере плательщика, полном наименовании организации, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) ИП, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням на 1-е число месяца, следующего за отчетным.

Отметим, что лишь данная информация может быть разглашена и опубликована, поскольку по своей сути представляет собой сведения только о нарушении и не относится к налоговой тайне. Ведь исходя из ст. 79 НК налоговую тайну составляют имеющиеся в органах, указанных в абз. 4–7 этой статьи, любые сведения о плательщиках (иных обязанных лицах), за исключением сведений, предоставляемых плательщику (иному обязанному лицу) в отношении самого себя, а также сведений о нарушениях налогового и иного законодательства и мерах ответственности за эти нарушения. С другой стороны, например, информация о размере задолженности не может быть разглашена, поскольку на нее распространяется режим налоговой тайны.

Получаемую таким образом информацию добросовестные плательщики могут использовать в целях проверки контрагента и управления рисками, возникающими в связи с применением положений Указа Президента от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Обжалование решений налоговых органов

С 2017 г. уточнены правила обжалования решений налоговых органов. В частности, в соответствии со ст. 87 НК в новой редакции жалоба на решение ИМНС по району, городу, району в городе может быть подана в ИМНС по области, г. Минску (по территориальности) в течение 30 календарных дней со дня его вынесения. При этом согласно п. 2 ст. 8 НК жалоба на действия (бездействие) должностного лица ИМНС по району, городу, району в городе может быть подана вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено, в течение 30 календарных дней со дня совершения таких действий (бездействия).

В случае несогласия с решением, вынесенным вышестоящим должностным лицом ИМНС по району, городу, району в городе, жалоба может быть подана в ИМНС по области, г. Минску (по территориальности) в течение 30 календарных дней со дня его вынесения. В п. 3 ст. 87 НК указано, что в случае несогласия с решением, вынесенным ИМНС по области, г. Минску в соответствии с п. 1 или ч. 2 п. 2 этой статьи, жалоба может быть подана в МНС в течение 30 календарных дней со дня его вынесения. В случае вынесения решения непосредственно ИМНС по области, г. Минску жалоба на него может быть подана в МНС в течение 30 календарных дней со дня его вынесения.

При этом жалоба на действия (бездействие) долж­ностных лиц ИМНС по области, г. Минску может быть подана вышестоящему должностному лицу в течение 30 календарных дней со дня совершения таких действий (бездействия). В случае несогласия с решением, вынесенным вышестоящим должностным лицом ИМНС по области, г. Минску, жалоба может быть подана в МНС в течение 30 календарных дней со дня его вынесения. Отметим, что обжалование действий (бездействия) должностных лиц самого МНС вышестоящему должностному лицу ст. 87 НК, как и прежде, не предусматривает, но и не исключает. Наличие такого права можно констатировать исходя из толкования нормы п. 1 ст. 86 НК, в соответствии с которым решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены, и (или) в суд.

Обратим внимание на изменение, внесенное в ст. 85 НК. Ранее этой статьей было установлено, что каждый плательщик (иное обязанное лицо) имеет право обжаловать решения налоговых органов, в т.ч. требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права. С 2017 г. каждое лицо получает право обжаловать решения налоговых органов, в т.ч. требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что такие решения или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.

С формальной точки зрения данные изменения выглядят как право обжалования решений налоговых органов не только плательщикам, в отношении которых они вынесены, но и иным лицам, что может быть весьма актуально. Дело в том, что в последнее время все более широкую практику приобретают попытки рассмотрения примененных контролирующими органами мер ответственности за налоговые правонарушения в качестве ущерба, причиненного плательщику его должностными лицами, ответственными за исчисление и уплату налогов. Соответственно, данный ущерб наниматель пытается взыскать со своего работника.

Полагаем, что такой подход является ошибочным. Дело в том, что юридическая, а особенно административная, ответственность, установленная и применяемая в соответствии с законодательством, не может отождествляться с причинением ущерба, который является следствием противоправного поведения. Ответственность не может быть противоправной. В то же время такая практика имеет место. При этом сами должностные лица могут быть лишены возможности защитить свои права и законные интересы, если не будут иметь возможности оспаривать незаконное, по их мнению, решение по результатам проверки. Сам же плательщик, считая возможным взыскать суммы санкций с работника, нередко не пытается обжаловать решение контролирующего органа, поскольку первый вариант выглядит намного более перспективным, чем спор с контролирующим органом.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений