Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Фондовый рынок
01.03.2016 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Облигации: перспективные и недоступные

Рост потребности в средствах и трудности с получением банковских кредитов заставляют белорусские предприятия искать другие инструменты для привлечения капитала.

Один из них – выпуск облигаций. Однако участники конференции «Долговой рынок Республики Беларусь», организованной информационным агентством Cbonds, довольно скептически оценивают состояние белорусского рынка облигаций.

На первый взгляд, динамика здесь выглядит неплохо. По данным Cbonds, в долларовом эквиваленте объем белорусского рынка облигаций вырос в 2015 г. по сравнению с 2014-м на 5,3%, до 15,514 млрд. USD. При этом объем государственных облигаций увеличился на 65,7%, до 7916 млн. USD, корпоративных – сократился на 14,2%, до 6241 млн. USD, суверенных – на 55,6%, до 800 млн. USD, муниципальных – на 37,2%, до 557 млн. USD .

Доля госбумаг сейчас составляет 12,1% ВВП. Для сравнения: в РФ этот показатель – 6,9%. Большая часть госбумаг (58%) номинирована в USD, почти треть (32%) – в EUR, и только 10% – в национальной валюте.

Рынок белорусских гособлигаций крайне фрагментированный, считает генеральный директор Cbonds Сергей Лялин. Сегодня в обращении находятся 174 выпуска госбондов, из которых более 40% погашается в 2016 г. В этом сегменте весьма низкая ликвидность. Здесь регистрируются лишь единичные сделки, нет индикативных котировок. Не лучше оценивается сегмент корпоративных облигаций, удостоенный эпитета «квази-кредитный». Здесь облигации чаще всего выпускаются ради одного инвестора.

Биржа ждет клиентов

Как сообщил председатель правления БВФБ Андрей Аухименя, общий объем эмиссии облигаций по номиналу на начало 2016 г. составляет 192 273,8 млрд. Br, что на 82,6% больше, чем годом ранее. При этом доля инвестиционных облигаций за год сократилась с 36 до 26%, биржевых – с 11 до 10%, ОМЗ – с 8 до 4%, ГЦБ – с 17 до 9%. Зато удельный вес валютных облигаций Нацбанка вырос с 3 до 18%, валютных ГЦБ – с 24 до 32%. А вот доля ипотечных облигаций неизменно не превышает 1%. Первичное размещение облигаций в прошлом году сократилось на 13% по cравнению с 2014 г., до 8012,1 млрд. Br. Такой спад, по мнению А.Аухимени, был связан с неопределенностью судьбы налоговой льготы в отношении доходов по облигациям (напомним, этот вопрос был урегулирован Указом от 29.06.2015 № 279).

Объем операций на вторичном рынке вырос в 1,5 раза, превысив 48 трлн. Br, а сделок РЕПО – на 77,1%, до 43,8 трлн. Br. При этом средневзвешенная доходность по облигациям в белорусских рублях в декабре 2015 г. составляла 28,3% годовых, в СКВ – 6,6% годовых.

 

Среди эмитентов лидировали «АСБ Лизинг» (896,8 млрд. Br), Банк Развития (833,47 млрд.), Белинвестбанк (709,2 млрд. Br) и Минфин (66 млн. EUR, 61,9 млн. USD и 450 млрд. Br).

Надо отметить, что 79% операций с рублевыми облигациями и 70% – с валютными производились  участниками за свой счет. При этом основными инвесторами являются банки. Активность физических лиц здесь минимальна: лишь 1% вложений граждан приходится на облигации. По мнению участников конференции, эту долю можно было бы увеличить до 9%. До недавнего времени доходность рублевых облигаций была ниже, чем депозитов, а ставки по валютным бондам – даже выше. При этом по последним операции за счет клиентов – физических лиц составили чуть более 2%.

Развивать организованный рынок БВФБ намерена через стимулирование маркет-мейкеров. Правда, их пока в республике всего двое – Банк развития и Белагропромбанк, а доля их операций на облигационном рынке – 0,4%. Низкий спрос на услуги маркет-мейкеров объясняется отсутствием интереса эмитентов и требований к поддержанию ликвидности рынка (в т.ч. по объему операций, спрэду и т.д.). Чтобы повысить мотивацию маркет-мейкеров, БВФБ намерена сократить для них биржевой сбор на срочном валютном рынке, а возможно, и в других секциях.

Сегодня БВФБ стремиться развивать облигационный рынок и привлекать на него максимальное число клиентов – как юридических, так и физических лиц, – предлагая им новые биржевые продукты. Планируется запустить площадку для малого и среднего бизнеса с особыми условиями листинга. А. Аухименя считает, что пока крупные предприятия стагнируют, «запас прочности» МСБ вполне позволяет занять свою нишу на фондовом рынке. Облегчить выход на него малым предприятиям могут готовящиеся изменения в Указ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг».

Кроме того, планируется внедрить механизм рефинансирования:  в день погашения биржевых облигаций делать новый выпуск для клиентов, денежные средства от которого   пойдут на погашение  выбываемого. Биржа намерена усовершенствовать комплексное обслуживание  эмитентов, систему управления рисками, тарифную политику, доступ к торговой системе внешних брокеров.

А.Аухименя призвал предприятия обратить внимание на преимущества облигаций как инструментов привлечения долгосрочного финансирования и организованного рынка – как площадки работы с ними.

Стимулы

и проблемы – внутренние

и внешние

Рынок корпоративных облигаций за 10 лет так и не стал достойной альтернативой банковскому кредитованию, считает заместитель директора департамента инвестиций и ценных бумаг АСБ «Беларусбанк» Борис Фридман. Это отчасти объясняется усложнением регистрации облигаций. Повысить их привлекательность могут нормы Декрета № 7 и ограничение Нацбанком максимальных процентных ставок по депозитам. Налогообложение процентов по вкладам дает определенные преимущества ценным бумагам, по которым доходы физлиц налогом не облагаются. Определенный переток средств с депозитов в облигации уже наблюдается. Позитивно сказались на объемах рынка расширение механизмов биржевой торговли облигациями, возможность совершать сделки РЕПО в различных валютах. Но одновременно негативно сказываются отмена льготного налогообложения и ограничение возможности совершать сделки РЕПО банками, имеющими низкие показатели ликвидности и достаточности капитала. Сокращается число банков и профучастников рынка ценных бумаг. Дефицит ликвидности и отсутствие спекулянтов затрудняют развитие срочного рынка.

Кроме того, для развития внутреннего рынка необходимо создать равные условия для всех участников. Сегодня профучастники, не являющиеся банками, вправе совершать операции только с валютными облигациями для населения. Снятие этого ограничения способствовало бы увеличению доходов профучастников. Можно было бы по примеру России позволить эмитентам устанавливать процентную ставку по облигациям только по первым процентным периодам, чтобы стимулировать эмиссию бумаг в национальной валюте. Существенно увеличить число участников рынка могут: предоставление клиентам возможности дистанционного заключения договоров на брокерское депозитарное обслуживание, снятие ограничения инвестиционных инструментов для страховых компаний и ликвидация ряда скрытых барьеров. Например, недавно в республике зарегистрировано ОАО «ЕРИП». Все платежи населения в пользу юрлиц должны осуществляться через него при тарифе от 0,3 до 2%. Это касается и выплаты вознаграждения профучастнику – доверительному управляющему. Если он не является банком, то комиссия составляет 2%, а если это банк, то ее нет вообще. Но в валюте ЕРИП расчеты не производит. Получается, что мы сами создаем почву для развития долларизации и неравноправной конкуренции.

Также следует перейти на методологию Евросоюза при резервировании средств, привлеченных банками через сделки РЕПО. Норма резервирования – инструмент не только монетарной политики, отмечает Б. Фридман. Например, в ЕС можно не создавать резервы по депозитам и облигациям банков сроком более 2 лет, а также по средствам, привлеченным по сделкам РЕПО. В США также имеются льготы при операциях РЕПО с акциями фондов, инвестирующих в государственные бумаги. Таким образом, на Западе монетарная политика направлена на поддержку отдельных сегментов фондового рынка.

С другой стороны, высокая норма резервирования, установленная Нацбанком по депозитам от небанковского сектора, увеличивает интерес банков к облигациям. Но рынок остается слабым. Его развитию мешает ограниченность числа участников, отсутствие институциональных инвесторов, кроме банков и страховых компаний, низкий уровень технологичности сделок, сохранение девальвационных ожиданий. Исправить ситуацию, по мнению Б.Фридмана, может вовлечение населения, развитие каналов дистанционного обслуживания.

В связи с отменой санкций ЕС могут открыться дополнительные возможности выхода на международные рынки капитала. Но, чтобы реализовать этот потенциал, необходимо повышение кредитного рейтинга, создание соответствующих внутренних условий. В частности, нужно позволить выпускать внешние бонды без обеспечения и с минимальным резервированием. Еще один вопрос – освобождение от налогообложения доходов иностранных инвесторов по белорусским облигациям, выпущенным за рубежом. Такая льгота предоставлена пока только Банку Развития. Остальным, чтобы снизить налоговую нагрузку, придется использовать структуру LPN (loan participation note – ноты участия в кредите). Но одновременно возрастут расходы эмитента, причем речь идет о сотнях тысяч долларов.

Все для эмиссии

Либерализацию условий выпуска корпоративных ценных бумаг пообещал заместитель директора департамента по ценным бумагам Минфина Алексей Красинский. Так, планируется снизить требования к финансовому положению эмитентов. Подготовлен проект указа, позволяющий юрлицам выпускать облигации, если установленным параметрам соответствует хотя бы один из коэффициентов платежеспособности. Рассматривается предложение позволить небанковским организациям выпускать облигации без обеспечения в пределах величины чистых активов, а банкам – до 100% нормативного капитала. В ближайшее время на совещании у главы государства будет рассмотрен вопрос о продлении налоговой льготы по корпоративным облигациям сроком на 2 года. Готовится проект указа, которым будет регламентироваться механизм секьюритизации активов.

Предполагается, что все эти меры помогут развитию фондового рынка. К сожалению, одной нормативной базы недостаточно, если состояние экономики, уровень квалификации руководителей и корпоративной культуры предприятий не позволяют использовать открывающиеся возможности. Скажем, новый Закон от 5.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» вступил в силу с 1 января 2016 г., но пока особого энтузиазма у делового сообщества он не вызвал.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений