Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Торговля. Общепит
07.10.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обеспечение обязательств при госзакупках

Министерство антимонопольного регулирования и торговли письмом от 22.09.2016 № 14-07/1877к разъяснило особенности установления обеспечения обязательств при госзакупках.

Поскольку ч. 1 п. 18 Протокола о порядке регулирования закупок, являющегося приложением № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе, предусмотрена возможность устанавливать требования к потенциальным поставщикам и поставщикам об обеспечении заявки на участие в закупках, а также об обеспечении исполнения договора (контракта) о закупке, полагаем, что указанную возможность можно рассматривать как защиту прав заказчика. В связи с этим императивная норма, закрепленная в Договоре о ЕАЭС и предусматривающая обязанность об установлении в законодательстве о закупках не менее 2-х способов (видов) обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения договора (контракта) о закупке, также направлена на предоставление заказчику права в соответствии со своими возможностями выбрать один из альтернативных видов обеспечения обязательств.

Так, в Законе от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) закреплена норма, предусматривающая возможность установления конкурсного (аукционного) обеспечения. Частью 2 п. 2 ст. 34 Закона предусмотрено, что конкурсным обеспечением могут быть банковская гарантия, перечисление заказчику (организатору) денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Совмином. Таким образом, перечень видов конкурсного обеспечения является не исчерпывающим, а также не определен субъект (участник или заказчик), который вправе выбирать вид конкурсного обеспечения.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 44 Закона аукционным обеспечением могут быть банковская гарантия или перечисление оператору электронной торговой площадки денежных средств, предоставляемых участником в качестве обеспечения исполнения обязательств, а вид аукционного обеспечения определяется участником.

Таким образом, законодатель однозначно установил, что при аукционном обеспечении вид такого обеспечения определяет сам участник из закрытого перечня, а при конкурсном обеспечении не содержится указание на субъект, которому предоставлено право выбирать вид обеспечения обязательств из открытого перечня.

Полагаем, что в данной ситуации необходимо учитывать следующее. При аукционном обеспечении денежные средства поступают не на расчетный счет заказчика, а непосредственно оператору электронной торговой площадки, для которого неважно, в каком из двух предусмотренных Законом видов будет обеспечено исполнение обязательств, т.к. есть возможность принять как банковскую гарантию, так и денежные средства на расчетный счет. С этой целью законодатель перечень видов обеспечения обязательств закрыл и предоставил право участнику самостоятельно решать, каким образом им будет обеспечено исполнение обязательств.

Иная ситуация имеет место при конкурсном обеспечении обязательств. Хотя в Законе нет прямого указания на то, кто выбирает вид конкурсного обеспечения, полагаем, что это право должно принадлежать заказчику, когда непосредственно им проводится процедура государственной закупки. Данный вывод делаем на основании следующего. Во-первых, право установления обеспечения обязательств предоставлено с целью защиты интересов заказчика, а также защиты бюджетных средств, а значит, и право выбора вида конкурсного обеспечения, если иное не предусмотрено законодательством, принадлежит заказчику; во-вторых, не каждый заказчик имеет возможность по ряду объективных причин принять денежные средства от участников в качестве обеспечения обязательств, поэтому заказчик может выбрать более удобный для себя вид обеспечения обязательств – банковскую гарантию.

Так, получателем бюджетных средств согласно бюджетному законодательству могут быть открыты счета для целей получения наличных денежных средств, перечисления средств, удержанных из заработной платы, иных приравненных к ней платежей, стипендий, пособий на основании письменных заявлений работников (обучающихся, безработных), исполнительных листов и в иных случаях.

Кроме того, отметим, что п. 39 Инструкции о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам, утв. постановлением Минфина от 27.07.2011 № 63, предусмотрено, что при осуществлении получателем бюджетных средств, являющимся бюджетной организацией, приносящей доходы деятельности, допускается перечисление бюджетных средств на текущий (расчетный) банковский счет, предназначенный для зачисления средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, открытый в банке.

Вместе с тем в случае, если процедура государственной закупки проводится организатором, право выбора вида конкурсного обеспечения принадлежит участнику.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by