Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Отрасли и рынки
23.09.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нужно менять мышление людей

Так считает физик и управляющий инженерно-конструкторским бюро «Инженерный катализатор EnCata» Олег Кондрашов. У его детища есть представительства в разных странах мира и завод по прототипированию в Минске, КБ оказывает услуги венчурным инвесторам, стартаперам, военным заводам и импортерам. При этом белорусских клиентов у инжиниринговой компании нет.

Владелец бизнеса относится к этому спокойно: он считает, что белорусская экономика пока не готова к стартапам. В пер­вые годы после создания En­Cata бралось разрабатывать из­делия, которые были нужны белорусским предприятиям, ориентируясь на запросы с элект­ронных тендерных площадок. Но просматривалась тенденция: каждый белорусский заказ встречал активное сопротивление людей, которые не понимали специфики работы КБ, процесс согласования длился дольше, чем сама разработка. «Сейчас мы считаем, что нет смысла объяснять суть нашего бизнеса на местном рынке, проще потратить время на клиентов, которые изначально понимают его суть», – комментирует О.Кондрашов. – «У соотечественников к белорусским разработкам скептическое отношение, раньше мы пытались его преодолевать, а потом бросили – иностранцы и заплатят больше, и сомнений у них не возникает».

Так и сложилось: в выручке доли российских и западных заказчиков примерно 50 на 50, но если в России основной клиент– инновационный центр «Сколково», то в Европе – частные ин­весторы. EnCata оказалась на­стоящей находкой как для них, так и для тех, кто занимается выделением грантов и кому держать собственную сервисную службу слишком накладно. Для инвесторов инженерный катализатор О.Кондрашова бес­платно делает оценку проектов, чтобы они могли принять решение о вхождении в них.

Заказчик на пороге

Когда в компанию обращается стартапер, его компетентность в области биологии, медицины или химии под сомнение не ставится, к ней лишь добавляют знания в области конструирования, технологии и др., чтобы совместно с заказчиком доработать его идею и сделать коммерческий продукт. В диалоге с ним КБ чаще всего приходит к выводу, что сможет заработать, только если в проект придет инвестор, поэтому одно из направлений деятельности – помощь в привлечении финансирования, для чего En­Cata напрямую работает с грантовыми службами. По статистике, в мире успешны лишь 3–5% стартапов. Эти цифры EnCata увеличивает в разы, катализируя любую идею.

Немалая доля заказчиков EnCata – это импортеры, которым надоело заниматься только торговлей. Для них КБ готовит документацию и опытный образец для сертификации, а затем клиенты налаживают производство уже под своей торговой маркой, существенно сэкономив на инвестициях за счет ускорения разработки про­дукта. Любопытно, что от­дел реинжиниринга EnCata пользуется популярностью даже у известных своими способностями к копированию китайцев, которые заказывают для себя аналоги различных продуктов.

Еще одна группа заказчиков – военные заводы, которым нужна не документация, а быст­рое изготовление одного слож­ного изделия. Кроме них, высокая скорость выполнения прототипов прельщает и крупные компании, которым срочно нужно разработать действующий образец, например, для принятия решения о его запуске в серию.

В этом уникальность EnCa­ta – бизнес сумел объединить в себе множество функций: кон­структорского бюро, исследовательского центра, промышленного прототипирования, кон­сал­тинга по запуску производства, разработки конструкторской и технологической документации.

В то же время «якорным» производством КБ являются фильтро-вентиляционные установки, ими конструкторы занимаются, когда временно свободны от внешних заказов. В этот период разрабатываются новые изделия, которые запускают в производство, а дальше отдел продаж сам их «тиражирует» и реализует. «Особых денег на этом не мы зарабатываем, но такие работы нужны, чтобы сохранить производство», – комментирует Олег Кондрашов.

Йога как часть бизнес-процесса

На заводе прототипирования внедрена система «бережливого производства». На каждом рабочем месте – компьютер, чертежи в электронном виде сразу же передаются на станки, а все конструкторы не менее 20% своего рабочего времени работают в цеху.

Любопытно, что за универсальными станками стоят не сварщики или резчики по металлу, а инженеры, каждый из которых все необходимое дол­жен уметь делать сам, осваивая каждый месяц новую рабочую специальность. В ситуациях, когда кто-то чего-то не понимает, вызывают конструктора, который объясняет свой замысел. В результате параллельно готовится и конструкторская документация, и образец в металле. Выпуская изделия разной направленности, специалисты инжиниринговой компании придумали серийный конвейер для изготовления несерийных изделий.

Сейчас в EnCata работают 50 инженеров, на проект выделяется в среднем 3–4 человека, в месяц компания сдает 5–6 проектов. В планах – увеличить штат до 500 человек в течение двух лет.

В начале текучесть кадров была очень высокой: чтобы внедрить философию компании, пришлось четыре раза менять трудовой коллектив. «Раньше люди не понимали процесса постоянного внедрения. А сейчас, когда у нас большая часть специалистов живет этой идеей, человек начинает работать правильно, – рассказывает управляющий. – Наша философия – добавлять ценности в окружающий мир посредством разных вещей: станков, компьютеров, технологий, идей и т.д. К сожалению, большинство людей мыслит не категориями общего дела, а личного интереса. Поэтому приходится менять мышление людей, а на это нужно время». И правильные методы.

Например, утро в компании начинается с коллективного занятия йогой, в котором принимают участие даже работники бухгалтерии. Воспитание персонала несколько сдерживает рост компании, признает О.Кондрашов, но отступать от этого не намерен.

Технология всех бизнес-процессов EnCata описана в стандартах, которые раскрывают, что конкретно должен делать человек в каждый момент времени. Причем за знанием стандартов следит специальная корпоративная компьютерная система, которая не позволит занять рабочее место специалисту, который не смог ответить на три произвольно заданных ему вопроса.

Некоторые элементы процесса разработки инжиниринговая компания позаимствовала из японской модели управления. Так, на первом этапе собираются специалисты всех подразделений и обсуждают будущую задачу, именно на этом этапе она может кардинально измениться. Таким способом все участники проекта получают представление о том, какая работа их ждет. При этом исключается ситуация, когда конструкторы что-то придумали, а руководитель КБ говорит: «Вы, конечно, молодцы, но у меня нет необходимого оборудования, и я это произвести не смогу». Совместно обсуждается и вырабатывается концепт продукта, после чего начинаются конструкторские работы. К ним сразу же подключается и дизайн-центр, в котором рядом сидят различные специалисты – электрик, электроник, механик – и одновременно работают над задачей. Это ускоряет процесс разработки в несколько раз.

Программное обеспечение, в которое инвестировано более полумиллиона долларов, позволяет большому количеству работников в режиме онлайн работать над всем проектом. Например, рисуется здание, и одновременно проектируются все его этажи. Любой конструктор может вывести необходимое изображение на экран и попросить помощи в решении возникшей перед ним задачи. Такова схема интерактивного процесса, онлайн контроль над которым осуществляет руководитель КБ.

Дальше идет процесс моделирования. Компьютерные симуляции позволяют увидеть проблемы, возникающие при изменении характеристик изделия. Таким образом, уже на этапе конструирования устраняется множество ошибок. Для той же цели используют очки виртуальной реальности, которые с помощью специально разработанной программы позволяют почувствовать габариты создаваемого продукта, а также 3D-принтеры.

Поскольку открывать центры разработки за рубежом дорого, такой центр находится в Минске, а за границей работают центры продаж EnCata с дизайнерами, которые также участвуют в проекте через специальную PDM-систему (система управления данными об изделии) и являются «мостом» для общения с заказчиком.

Профессиональная ответственность инжиниринговой компании застрахована на 1 млн. USD на случай, если изделие не получится или не будет работать. Но пока страховых случаев у EnCata не было.

От заправки картриджей – к философии бизнеса

Рассказать о самых интересных реализованных проектах О.Кондрашов отказался, ссылаясь на соглашения о неразглашении информации. «Многие беспокоятся о том, что их идею украдут, – это основной пунктик любого стартапера», – поясняет он.

Зато информацией о себе делиться он не стесняется. Начал заниматься бизнесом на втором курсе вуза – открыл точку по заправке картриджей, которая теперь превратилась в самую большую компанию в стране по обслуживанию оргтехники. Она инвестировала деньги в другие проекты. «В первом бизнесе рождались какие-то идеи, а потом все успешное мы внедрили в EnCata. Например, системой «бережливого производства» начали заниматься три года назад. Раньше в компании, которая занималась заправкой картриджей, в три смены работало 16 человек, и они обрабатывали 5 тысяч картриджей. А сейчас в ней трудятся 4 человека в одну смену и заправляют уже 8 тысяч. И это философия, на базе которой строится вся структура нашей компании».

На вопрос об основных конкурентах владелец EnCata отвечает, что их у КБ в сфере катализации инженерных разработок и стартапов нет: «Слово «кризис» на этом рынке отсутствует. Мы за него не боремся, у нас нет цели перехватить проект у конкурента. Всегда найдутся люди, которым какую-то задачу нужно решить»…

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by