Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Интеграция
01.04.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый кредит: для начала по 500

ЕФСР выделил Беларуси первый транш кредита. Станет ли это гарантией макроэкономической стабилизации и структурных реформ?

Первый транш кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере 500 млн. USD поступил в республиканский бюджет 30 марта. Это позволит несколько пополнить тающие валютные запасы страны, но не решает всех финансовых проблем.

Поступление кредита в общем размере 2 млрд. USD, выделение которого одобрено 25 марта Советом ЕФСР, растянуто на 3 года. Первый транш уже поступил, поскольку Беларусь, по мнению Совета фонда, выполнила все ключевые условия. Остальные 6 траншей будут предоставляться по мере выполнения соответствующих условий, из них 2 – в текущем году, 3 – в 2017-м и один – в 2018 г.

Кредит выдается сроком на 10 лет с 5-летним льготным периодом.

Как говорится в пресс-релизе Совета ЕФСР, эти средства поддержат программу реформ правительства и Нацбанка РБ, состоящую из двух блоков: создание макроэкономических предпосылок экономического роста и проведение рыночных реформ, нацеленных на обеспечение его устойчивости.

С предпосылками дела всегда обстоят вполне удовлетворительно. А вот с ростом и реформами порой случаются пробуксовки.

Для достижения макроэкономической стабилизации, включая заявленные цели по уровню инфляции и валовым международным резервам в условиях либерализации цен, программой предусматривается усиление контроля над денежным предложением, проведение гибкой валютной политики и достижение бездефицитного бюджета. Выполнение денежно-кредитных показателей будет обеспечено через продолжение политики монетарного таргетирования. Она, как считают в ЕФСР, вместе с политикой гибкого валютного курсообразования в режиме механизма двойного аукциона, уже доказала свою эффективность в борьбе с инфляцией и способствовала стабилизации валютного рынка и валовых международных резервов. Собственно, фонд подтверждает ключевые тезисы Основных направлений денежно-кредитной политики РБ и заявления нашего Нацбанка, не раз звучавшие с конца прошлого года.

Таким образом, с макроэкономическими ковенантами мы, скорее всего, справимся. Каких же реформ ждет от нас ЕФСР?

Укрепление внешних балансов будет также обеспечиваться выходом на бездефицитное сальдо бюджета через сокращение субсидий, в т.ч. в результате повышения окупаемости услуг ЖКХ и сокращения компенсаций по процентным ставкам в рамках директивного кредитования, и сдержанный рост бюджетных расходов на зарплату. Структурные меры политики предусматривают значительное увеличение уровня возмещения затрат на ЖКХ тарифами для населения с 30% на конец 2015 г. до 70% – на конец 2017 г. Это должно привести к сокращению бюджетных субсидий предприятиям ЖКХ, рационализации потребления услуг ЖКХ населением и сокращению перекрестного субсидирования как важного фактора повышения конкурентоспособности белорусской экономики. Надо полагать, Указ от 23.03.2016 № 107 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению» вполне вписывается в эту концепцию.

С целью более эффективного использования ресурсов банков, снижения рисков ликвидности и кредитных рисков предусматривается сокращение в РБ директивного кредитования на 1% и 2% ВВП в 2016 и 2017 гг. соответственно. Это, вместе с либерализацией цен, отменой директивных показателей для государственных предприятий, сокращением накопленного разрыва между ростом реальной зарплаты и производительности труда, мерами по повышению предпринимательской инициативы, снижением регулятивных издержек для бизнеса, а также стимулированием процесса приватизации, будет способствовать повышению потенциала экономического роста. Программа также предусматривает усиление существующих и внедрение новых механизмов социальной поддержки уязвимых слоев населения в период структурных преобразований экономики.

Меры, выполненные в рамках первого транша Программы, позволили стабилизировать основные монетарные, фискальные и внешние показатели, а также заложить основы долгосрочной структурной трансформации экономики. Годовая инфляция на 1 марта т.г. сократилась до 12,8% против 16,7% годом ранее, отражая как результаты проведения жесткой денежно-кредитной политики, так и значительное падение мировых цен. Замедление инфляции наблюдалось на фоне либерализации цен на социально значимые товары, в два раза сократившей долю регулируемых товаров в корзине ИПЦ. По состоянию на 1 марта 2016 г. удалось стабилизировать валовые международные резервы на уровне 1,5 месяца импорта, а к концу реализации программы этот показатель должен вырасти до 2 месяцев. Заметим, что до сих пор у нас безопасным уровнем считалось наличие ЗВР, соответствующих 3 месяцам импорта.

По мнению ЕФСР, увеличение резервов стало возможным за счет сокращения внутреннего спроса через более чем двукратное ограничение темпов прироста директивного кредитования и повышение уровня окупаемости тарифов на услуги ЖКХ с 29,5% по итогам 2014 г. до 40% на конец февраля 2016 г.

Эти меры также способствовали образованию в 2015 г. расширенного профицита бюджета органов госуправления на уровне 0,4% ВВП (с учетом корректировок по операциям с государственными долговыми бумагами, направленным на решение финансовых проблем госпредприятий, и рекапитализации госбанков) против 1,4% в 2014 г. При этом профицит бюджета по итогам января–февраля 2016 г. вырос до 4,9% ВВП против 2,8% годом ранее, а дефицит СТО по итогам 2015 г. вырос с –3,7% ВВП до –6,9%.

Учитывая сохранение высокого уровня неопределенности развития событий на внешних рынках и возможностей дополнительного привлечения финансовых ресурсов, власти страны готовы вносить дополнительные корректировки в экономическую политику по мере необходимости, говорится в сообщении ЕФСР. Заметим, что подобные корректировки в период получения прежних кредитов от МВФ и евразийских структур включали повышение зарплат бюджетникам в связи с улучшением ситуации с бюджетом и уклонение от обещанной приватизации (включая приснопамятный «пилотный» проект) под предлогом отсутствия необходимости и заинтересованных инвесторов.

Некоторые энтузиасты уверены, что кредит ЕФСР является гарантией проведения структурных реформ. Пока можно лишь надеяться, что эти средства позволят рефинансировать имеющийся внешний госдолг. Между тем, по данным Нацбанка, за прошлый год совокупный внешний долг страны (включая государственный и корпоративный, немалая часть которого носит квазигосударственный характер) сократился на 1,75 млрд. USD и на 1 января т.г. составил 38,3 млрд. USD (69,7% к ВВП против 52,8% годом ранее). Это вывело нашу страну по версии справочника ЦРУ на 66 место в мире по уровню внешнего долга. В частности, долгосрочный внешний долг увеличился с 33,6% до 45,7% к ВВП, краткосрочный – с 19,2% до 23,9%. На обслуживание внешнего долга ушло около 7,15 млрд. USD, что составляет 14,1% к ВВП или 23,6% объема экспорта товаров и услуг.

Сокращение экспорта и, соответственно, поступления валютной выручки, а также девальвация белорусского рубля существенно ухудшают способность республики обслуживать внешний долг. Поэтому получение новых заимствований остается одной из главных забот правительства.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by