Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Фондовый рынок
22.07.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый формат регулирования

Ряд вопросов государственного регулирования рынка ценных бумаг и страховой деятельности определен подписанными 18 июля Декретом № 3 «О внесении изменений и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь» и Указом № 272 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь».

Большинство поправок связано с приведением действующего законодательства в соответствие с Законом от 5.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» и устранением дублирующих норм. Так, Декретом № 3 вносятся изменения и дополнение в Декрет от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». Если до сих пор согласно подп. 1.13 Декрета проведение второй и последующих эмиссий акций ОАО, перерабатывающих сельхозпродукцию, созданных в процессе приватизации, должно осуществляться по согласованию с Президентом, то теперь эта норма распространяется на эмиссии акций дополнительных выпусков (что, по сути, то же самое). Заметим, что дополнительным выпуском согласно ст. 1 Закона № 231-З признается совокупность эмиссионных ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным эмиссионным ценным бумагам того же выпуска, с тем же объемом удостоверяемых прав и с той же номинальной стоимостью (если для этого вида эмиссионной ценной бумаги предусмотрено наличие номинальной стоимости).

Предложения об эмиссии акций дополнительных выпусков, как и ранее, будут вноситься на согласование Президента Совмином, облисполкомами, Мингорисполкомом. Согласование не требуется на эмиссию акций дополнительных выпусков таких ОАО, связанную с увеличением (образованием) доли государства в уставных фондах, а также на эмиссии, проводимые в соответствии с решениями Президента РБ.

УКАЗОМ № 272 внесены многочисленные изменения и дополнения в Указ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг». В частности, уточнены цели приобретения акционерным обществом акций собственной эмиссии. Это, как и ранее, может быть последующая продажа либо безвозмездная передача акций государству, продажа инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом развития АО, аннулирование, последующее пропорциональное распределение среди акционеров. В последнем случае подчеркивается, что такое пропорциональное распределение не должно повлечь изменение соотношения их долей в уставном фонде АО. В случае невозможности соблюдения этого условия такие акции подлежат аннулированию. Кроме того, теперь целью выкупа может быть последующая передача иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юрлицом), эмитирующему иностранные депозитарные расписки, для продажи акций с использованием этих расписок.

Как и ранее, запрещается заключение договоров мены акций открытых акционерных обществ. Но при этом делается исключение для случаев обмена ИПЧ «Имущество» на акции ОАО, созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий в ОАО, а также иных случаев, установленных Президентом, займа, предусматривающих передачу акций белорусского АО, за исключением случаев совершения брокером маржинальных сделок, клиринговой компанией – сделок в целях обеспечения расчетов по сделкам с ценными бумагами, а также иных случаев, установленных законодательными актами.

Внесение акций ЗАО в качестве вклада в уставный фонд юридического лица допускается только после получения отказа других акционеров и самого общества от приобретения данных акций либо неполучения согласия на их приобретение в порядке реализации акционерами преимущественного права на приобретение акций (права АО на приобретение акций), установленного ст. 73 Закона «О хозяйственных обществах».

По-прежнему ограничивается круг лиц, которым могут быть подарены акции. Это государство и близкие родственники, перечисленные в Указе № 277. Однако данный перечень теперь может быть изменен Президентом.

ОПРЕДЕЛЕН перечень оснований для приостановления сделок с ценными бумагами республиканским органом, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг (далее – Минфин, поскольку в настоящее время он является этим органом). Приостановление сделок возможно:

в случае признания в установленном законодательством порядке эмиссии эмиссионных ценных бумаг недобросовестной, их выпуска (дополнительного выпуска) недействительным, а также приостановления или запрещения эмиссии;

в случае нарушения требований об обеспечении исполнения обязательств эмитента по облигациям, установленных Указом № 277, порядка замены такого обеспечения;

в случае совершения действий (бездействия), признаваемого манипулированием рынком ценных бумаг, выявления иных нарушений законодательства о ценных бумагах при осуществлении контроля и надзора за эмиссией (выдачей), обращением и погашением эмиссионных ценных бумаг, деятельностью профучастников рынка ценных бумаг, в т.ч. при проведении камеральных проверок.

Приостановление совершения и (или) исполнения сделок на фондовом рынке осуществляется путем вынесения предписания в порядке, определенном постановлением Минфина от 5.04.2016 № 19.

Оговаривается, что депозитарий, брокер и доверительный управляющий вправе оказывать консультационные услуги, связанные с деятельностью на рынке ценных бумаг, а также услуги по размещению информации на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг эмитентам и иным лицам, обязанным раскрывать информацию в соответствии с законодательством.

Из Указа № 277 исключены вопросы, касающиеся определения понятия и случаев манипулирования рынком ценных бумаг. В настоящее время они закреплены в ст. 63 Закона № 231-З.

ВНЕСЕНЫ коррективы в правила обеспечения выпуска облигаций. Среди них наиболее существенным можно считать предоставление банкам возможности по согласованию с Нацбанком эмитировать облигации (кроме биржевых) без учета общих требований к обеспечению при условии, что объем выпусков таких облигаций не превышает размера нормативного капитала банка. До сих пор объем подобной эмиссии ограничивался 80% нормативного капитала. Для размещения этих облигаций среди населения банкам требуется лицензия на привлечение денежных средств физических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты).

Выпускать облигации без обеспечения также смогут местные исполнительные и распорядительные органы и юрлица, не имеющие отрицательного финансового результата от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или чистого убытка на дату принятия решения о выпуске облигаций, а также в течение 2 лет, предшествовавших принятию такого решения (в случае осуществления юридическим лицом деятельности менее 3 лет – за весь период его деятельности), при условии, что объем выпусков таких облигаций не превышает размера собственного капитала (чистых активов) эмитента, рассчитанного в соответствии с законодательством (т.е. при соблюдении тех же требований, которые установлены Указом № 277 для биржевых облигаций).

Если общий объем выпусков таких облигаций превысит размер собственного капитала (чистых активов) эмитента облигаций, эмитент не позднее 2 месяцев с даты, на которую им определялся размер этих показателей, обязан представить на сумму превышения обеспечение в соответствии с требованиями подп. 1.7 Указа № 277 (кроме страхования) либо принять меры по погашению части выпуска облигаций в размере разницы, возникшей между общим объемом выпусков необеспеченных облигаций и собственным капиталом (чистыми активами) эмитента.

Еще одно новшество: типовая форма договора о предоставлении поручительства для обеспечения выпуска облигаций будет утверждаться Минфином. В настоящее время эта форма утверждена постановлением Совмина от 10.12.2010 № 1798.

В случае эмиссии белорусскими организациями облигаций за пределами Беларуси в соответствии с законодательством иностранных государств эмитентом в 10-дневный срок с даты начала размещения облигаций за рубежом представляется в Минфин копия легализованного в установленном порядке проспекта эмиссии либо документа, заменяющего его в соответствии с иностранным законодательством. Эти документы должны быть переведены на русский (белорусский) язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально.

Юридические и физические лица вправе получать конфиденциальную информацию о депонентах в случаях, предусмотренных Указом № 277 и иными законодательными актами. Минфин может предоставлять сведения, составляющие конфиденциальную информацию о депонентах, полученные им в соответствии с законодательством, государственным органам и иным организациям в случаях, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РБ. Кроме того, Минфин, облисполкомы и Мингорисполком вправе получать конфиденциальную информацию о депонентах, сведения, внесенные в реестр владельцев ценных бумаг, в части акций АО с долей государства в уставном фонде, а также ОАО, на приобретение акций которых исполкомы имеют преимущественное право в соответствии с Указом от 16.11.2006 № 677.

БОЛЬШИНСТВО изменений, внесенных Указом № 272 и Декретом № 3, носит технический характер. Между тем потенциальные инвесторы и эмитенты ждут более явных сигналов для активизации фондового рынка. Например, в проекте Программы социально-экономического развития на 2016–2020 годы декларируется намерение отменить преимущественное право исполкомов на приобретение акций, разрешить эмиссию корпоративных облигаций без учета значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами и т.п. Правовые рамки для этого еще придется создавать.

Отдел финансов «ЭГ»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений