Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
12.12.2023 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые правила заполнения трудовых книжек с 1 января 2024 года

Фото: apk.1prof.by

Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40, будет действовать в новой редакции с 1 января 2024 года.

В оперативном комментарии Минтруда и соцзащиты отмечено, что в 2024 году изменится порядок оформления дубликата трудовой книжки.

Действующий порядок оформления и заполнения дубликатов предусматривает запрос сведений о предыдущей работе у прежних нанимателей непосредственно работником.

После вступления в силу изменений при оформлении дубликата трудовой книжки информация о трудовой деятельности работника за период начиная с 01.01.2003 подтверждается информацией о трудовой деятельности, содержащейся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, открытом для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования, которая представляется нанимателю по установленной Инструкцией № 40 форме (ч. 3 ст. 50 ТК в редакции, действующей с 01.01.2024).

Таким образом, предусмотрено подтверждение требуемой информации, а не заполнение дубликата только на основании сведений ФСЗН.

Внесенные в Инструкцию № 40 изменения позволят формировать запросы ко всем предыдущим нанимателям работника, сведения о которых предоставит нанимателю ФСЗН.

Справочно: право нанимателя обращаться за получением информации о трудовой деятельности в ФСЗН предусмотрено Законом от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений», которым внесены изменения и дополнения не только в ТК, но и в Закон от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (Закон № 230-З).

Два этапа оформления дубликата трудовой книжки

С 1 января 2024 г. наниматели будут оформлять дубликат трудовой книжки в два этапа:

  • первый – запрашивать в ФСЗН информацию о всех местах работы работника;

  • второй – на основании полученной информации от ФСЗН формировать запросы к прежним нанимателям.

Запрос документов с предыдущих мест работы необходим, поскольку формирование и наполнение информацией баз данных ФСЗН осуществлялось в республике поэтапно. Имеющиеся данные о трудовой деятельности работника в его индивидуальном лицевом счете по большей части дублируют (за исключением нескольких позиций) информацию, включаемую в трудовую книжку (сведения о работе). Однако, такие данные (в расширенном формате) представляются в ФСЗН только с 2021 года. За более ранние периоды такой информации не имеется.

С учетом этого, дубликат трудовой книжки в установленном порядке может быть заполнен нанимателем только при наличии сведений, представляемых прежними нанимателями, в которых будет содержаться вся требуемая информация о работе уволенного работника.

Информация о трудовой деятельности, предоставляемая ФСЗН, станет для нанимателя своеобразной «дорожной картой», которая будет указывать нанимателю предыдущие места работы работника, в адрес которых следует сделать запрос для получения всей необходимой (недостающей) информации.

Если информация о трудовой деятельности будет представлена нанимателю в полном объеме ФСЗН (к примеру, о периодах работы после 1 июля 2021 г.), истребование документов от предыдущих нанимателей не потребуется.

Информация о трудовой деятельности будет предоставляться ФСЗН нанимателю на безвозмездной основе:

– посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС);

– через «Личный кабинет плательщика взносов», размещенный на корпоративном портале ФСЗН.

Инструкция № 40 дополнена двумя приложениями:

– запрос на получение информации о трудовой деятельности для оформления дубликата трудовой книжки (приложение 1);

– информация о трудовой деятельности, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете (приложение 2).

Иные изменения в Инструкции № 40

В документ внесены корректировки, связанные с изменением законодательства об образовании, а также вступлением в силу 01.10.2023 Закона от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности», исключающего трудовые отношения с временными (антикризисными) управляющими.

Кроме того, в Инструкции № 40 уточнен порядок внесения записей в трудовую книжку работнику, принятому на работу и не имеющему соответствующей квалификации (разряда) по профессии рабочего.

Также Инструкция № 40 дополнена порядком внесения записи в трудовую книжку работника в случае лишения его государственных наград Республики Беларусь.

Корректирующий документ: постановление Минтруда и соцзащиты от 30.11.2023 № 47 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40», которое вступает в силу с 1 января 2024 г.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений