Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Бюджет
03.05.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые правила господдержки

С 1 мая в Беларуси существенно изменяются правила и финансирования государственных программ и оказания господдержки субъектам хозяйствования. При этом помощь из бюджета больше не будет сопровождаться увеличением доли государства в уставном фонде предприятий.

В соответствии с Указом от 23.03.2016 № 106 достижение целей и выполнение задач программы социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу обеспечивается посредством выполнения государственных программ. Такой программой является документ планирования на республиканском или региональном уровне, обеспечивающий достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития, содержащий цели, задачи, комплекс мероприятий со сроками их осуществления, исполнителями и источниками финансирования.

Формирование госпрограмм должно проводиться по перечню, утверждаемому Совмином по согласованию с Президентом. Этот перечень разрабатывается одновременно с формированием программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Например, вместе с Программой деятельности Правительства на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 5.04.2016 № 274, утвержден перечень из 20 госпрограмм.

Выбор цели и формы

При формировании и выполнении госпрограмм, каждая из которых утверждается правительством, в бюджетном процессе должен использоваться программно-целевой метод. Особенностью таких методов в мировой практике является детализированная увязка целей плана с ресурсами.

Согласно Указу № 106, если одним из источников финансирования мероприятий таких госпрограмм являются средства местных бюджетов, их формирование обеспечивается Совмином по согласованию с соответствующими местными Советами депутатов. Объемы финансирования госпрограмм устанавливаются в соответствии со среднесрочной финансовой программой, разработанной в рамках бюджетного законодательства.

Оказание государственной финансовой поддержки субъектам хозяйствования отныне осуществляется в рамках госпрограмм для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение их себестоимости. Господдержка может осуществляться только в виде возмещения за счет средств бюджетов на условиях конкурса, проводимого в порядке, определяемом Совмином, части расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей, а также путем кредитования ОАО «Банк развития Республики Беларусь», по конкурсу, если иное не установлено Совмином. Порядок проведения конкурсов и предоставления кредитов будет определяться Банком развития.

При этом Указ от 28.03.2006 № 182, которым до сих пор регулировались вопросы оказания господдержки, с 1 мая утратил силу.

Получается, что такие формы индивидуальной господдержки, как нормативное распределение выручки и финансовая помощь из республиканского бюджета, более оказываться не будут. Впрочем, если понадобится, оказание господдержки субъектам хозяйствования в других видах и (или) в ином порядке может осуществляться в исключительных случаях по решению Президента на условиях срочности, платности и возвратности такой поддержки.

Еще одна форма господдержки – изменение установленного законодательством срока уплаты налогов и пени в формах отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов и пени и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пени, налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита – оказывается в порядке, установленном главой 41 Общей части НК, введенной с 1.01.2016 г.

Перемены и исключения

Со вступлением в силу Указа № 106 и отменой Указа № 182 в отечественном законодательстве исчезает норма, позволявшая увеличивать (образовывать) долю государства в уставных фондах юридических лиц на сумму получаемой ими господдержки.

В Указе № 106 декларируется, что основными принципами проведения конкурсов на получение господдержки будут прозрачность процедур, открытость информации о проведении конкурсов и равный доступ субъектов хозяйствования к участию в них.

После 1 мая т.г. не допускается предоставление гарантий Правительства РБ, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выдаваемым банками для реализации инвестпроектов в рамках госпрограмм, если иное не установлено законодательными актами.

Отметим, что предоставление господдержки субъектам хозяйствования будет прекращаться при установлении контролирующими (надзорными) органами фактов ее предоставления с нарушением определенного законодательством порядка и (или) незаконного получения либо использования не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства средств бюджета, направленных на оказание такой господдержки.

Действие Указа № 106 не распространяется на решения о господдержке субъектов хозяйствования, предоставлении гарантий правительства и местных органов власти по кредитам, выданным банками, принятые до 1 мая 2016 г., о господдержке, оказываемой за счет в рамках программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, или финансовой помощи субъектам инновационной инфраструктуры (за исключением венчурных организаций). Сохранится особый порядок финансирования научно-технических программ, государственных программ научных исследований, инновационного развития и вооружения, использования средств инновационных и инвестиционных фондов, а также господдержки в соответствии с Указом от 17.07.2014 № 347 «О государственной аграрной политике» и финансовой поддержки субъектов МСП Банком развития.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений