Нетарифное регулирование по евразийским правилам
Белорусское законодательство в сфере внешней торговли приводится в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе. На это направлен Указ от 5.04.2016 № 124 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
До сих пор вопросы нетарифного регулирования в нашей стране регламентировались главой 3 Закона от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В частности, в его ст. 12 указывалось, что меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами устанавливаются Президентом или по его поручению Правительством РБ путем введения количественных и (или) иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики страны (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера.
Теперь в соответствии с Указом № 124 порядок и метод распределения объема тарифной квоты, выделяемой Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) для Беларуси, в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), устанавливаются Совмином, если такие порядок и метод не определены ЕЭК. При этом распределение долей экспортной или импортной квот при введении ЕЭК количественных ограничений экспорта или импорта товаров осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РБ, на основе метода, определяемого ЕЭК.
Порядок распределения долей импортной или специальной квот, введенных ЕЭК в качестве специальной защитной меры, устанавливается Совмином, если такой порядок не установлен ЕЭК.
Определение белорусских участников внешнеторговой деятельности, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров, осуществляется Президентом РБ (аналогичная норма имеется в ст. 16 Закона № 247-З).
Выдача лицензий, разрешений и заключений (разрешительных документов), подтверждающих соблюдение мер нетарифного регулирования, соблюдение мер защиты внутреннего рынка в виде импортной квоты или специальной квоты, введенных ЕЭК в качестве специальной защитной меры, осуществляется в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и (или) право ЕАЭС, а также нормативными правовыми актами Совмина.
Правительством в соответствии со ст. 46 Договора и п. 50 приложения № 7 к нему в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в Беларусь и (или) вывозимых с таможенной территории ЕАЭС в Беларусь, на срок не более 6 месяцев могут вводиться такие меры нетарифного регулирования, как:
– запрет, количественные ограничения и разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров;
– исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
– автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров.
При введении данных мер нетарифного регулирования Совмином определяются таможенные процедуры, при помещении под которые в отношении товаров должны быть соблюдены такие меры. Допускается введение в отношении одного и того же товара двух и более мер, применение которых не исключает друг друга.
Напомним, страны – члены ЕАЭС в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением № 7 к Договору (ст. 47 Договора).
Уведомление ЕЭК о введении мер осуществляется Министерством иностранных дел в порядке, установленном в соответствии с международными договорами РБ.
Выдача лицензий, разрешений и заключений (разрешительных документов), подтверждающих соблюдение мер нетарифного регулирования, осуществляется в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и (или) право ЕАЭС, а также нормативными правовыми актами Правительства.
Меры нетарифного регулирования могут вводиться в случае, если эти меры:
1) относятся к экспорту и (или) импорту золота или серебра;
2) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;
3) связаны с ограничением экспорта товаров, происходящих из РБ, для обеспечения достаточным количеством таких товаров отечественной обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие товары остается ниже мировой, в результате осуществляемого плана стабилизации;
4) необходимы для:
– соблюдения общественной морали или правопорядка;
– охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды, животных и растений;
– предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;
– приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
– выполнения международных обязательств или обеспечения национальной безопасности РБ;
– обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам нашей страны нормативных правовых актов в области таможенного регулирования, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности и иных нормативных правовых актов;
– защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса РБ.
Указ № 124 вступает в силу после его официального опубликования.