Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Валютный рынок
02.02.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Неделя удалась©

Курс белорусского рубля закончил прошлую неделю почти на том же уровне (20 823 USD/Br), что и начал (20 746 USD/Br). Но это не значит, что тревоги, связанные с обвалом 22 и 28 января, безвозвратно ушли в прошлое.

Январские курсовые рекорды в России раскрутили девальвационную спираль в Беларуси. Но в этот раз монетарное ужесточение 2015 г. сделало свое дело: обвал рубля в 3-й декаде не обернулся штурмом биржи и обменников – у субъектов попросту закончились свободные деньги «на руках». Впрочем, и объем торгов резко сократился, что не способствовало сдерживанию курса. Биржа досконально выполнила свою основную функцию курсообразования, тогда как более 2/3 операций проходит на межбанковском рынке.

В январе на дневных «свечах» остался значительный разброс между уровнями закрытия и открытия. Волатильность между сессиями достигает 3,8% по доллару США, 5,5% – по евро и 2,4% – по российскому рублю. Однако такие перепады уже воспринимаются участниками рынка довольно спокойно – за прошлый год к ним успели привыкнуть.

Рынок остается неуравновешенным, и на нем продолжается действие выходящих за рамки торгов факторов. В последней декаде января ими стали решения ФРС США и Центробанка РФ не менять ключевую ставку – по диаметрально противоположным причинам. Американский регулятор не желает повышать ставку, чтобы закрепить тенденции улучшения на рынке труда и экспорта, российский – чтобы не допустить увеличения давления на курс рубля и нового всплеска инфляции. «На фоне новой волны снижения нефтяных цен месячные темпы роста потребительских цен стабилизировались на высоком уровне. Повысился риск ускорения инфляции. Ухудшение ситуации на мировых сырьевых рынках потребует дальнейшей адаптации российской экономики. С учетом принятого решения Банк России прогнозирует снижение годовой инфляции до менее 7% в январе 2017 г. и до целевого уровня 4% к концу 2017 г. В случае усиления инфляционных рисков Банк России не исключает ужесточения денежно-кредитной политики», – отмечается в пресс-релизе Центробанка РФ.

Рубль в России постепенно терял позиции до начала 3-й декады, когда, нащупав потолок, к завершению сумел прилично скорректироваться вверх, колеблясь от минимума 73 RUR до 82,9 RUR за 1 USD.

Похожая динамика наблюдалась и у нас – только белорусский рубль относительно слабел. Объем сделок на БВФБ по доллару США сократился в январе почти на 1/4 после двукратного роста в декабре, причем, к ноябрю, а по евро – почти на 1/5. Зато по российскому рублю обороты в январе возросли почти на 1/4. При этом курс доллара вырос на 11,8% (на 2195 Br), евро – на 11,4% (на 2314 Br), российского рубля – на 8,4% (на 21,35 Br).

За месяц волатильность биржевого курса доллара составила 15,8%, евро – 18,3%, а российского рубля – 10,5%. Это весьма существенно увеличивает валютные риски белорусских субъектов хозяйствования и заметно отразится на их финансовых результатах в I квартале.

Остановить обвал, начавшийся в 3-й декаде января, помогла ситуация на мировых сырьевых рынках. Казалось бы, столь фундаментальные факторы, как отсутствие роста спроса на нефть и рост ее коммерческих запасов в США, должны были способствовать дальнейшему падению цен на «черное золото» и, соответственно, продолжению девальвации валют ее основных экспортеров. Однако достаточно было появиться заявлению министра энергетики РФ Александра Новака о том, что Россия готова обсуждать с ОПЕК сокращение нефтедобычи, как 28 января Brent подорожала до 35,7 USD/барр. И даже последовавшие сообщения о том, что перспективы встречи российских переговорщиков с ОПЕК по этому вопросу довольно сомнительны, а снижение добычи технически возможно только летом, не изменили тренд в последовавшие несколько дней.

Это позволило укрепиться как российскому, так и белорусскому рублю. Девальвационная паника не успела проникнуть в массы, как курс отыграл 3,4% от максимума. Нацбанку даже не пришлось всерьез вмешиваться в процесс курсообразования. При этом удалось «автоматически» немного ослабить белорусский рубль по отношению к российскому, что несколько улучшает положение отечественных экспортеров. Курсовые игры вывели белорусский рубль к завершению месяца в начало коридора долгосрочного паритета 280–300 RUB/Br. Но для оживления экспорта в Россию корректировка должна составить хотя бы 20%, что соответствует примерно 25 000 USD/Br. Впрочем, и до этой целевой планки осталось не так уж много, а Нацбанк сдерживает обещание не укреплять белорусский рубль следом за российским (ну почти сдерживает). Но нашим экспортерам опережающее ослабление рубля уже почти не помогает удержать свою конкурентоспособность. Между тем российские компании-экспортеры все чаще навязывают своим белорусским партнерам цену контрактов в долларах с минимальными отсрочками платежей, что существенно усложняет приобретение сырья и комплектующих.

С другой стороны, при сложившемся уровне курса и стабильно низких доходах валюта перестала вызывать явный интерес к себе как к инструменту хеджирования у широкого круга субъектов. При сохраняющейся нестабильности нефтяных цен и валютного рынка сложно предположить, насколько могут качнуться курсовые «качели». Так как перспективы возобновления укрепления российского рубля в феврале маловероятны, можно предположить поступательное движение белорусского рубля следом. Остается надеяться, что это движение будет достаточно плавным.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Январь 2016 г. стал худшим для бирж за 7 лет, сообщает агентство Bloomberg.

Фондовые рынки Европы упали более чем на 6%, более 7% потерял японский Topix. Месячные потери S&P 500, составившие 5,1%, стали худшим показателем с января 2009 г. Было зафиксировано серьезное падение индекса MSCI All Country World Index, отслеживающего биржи более 40 стран. С 1927 г. в 68% случаев январь обозначал вектор для всего года, напоминает Bloomberg. При этом рост цен на нефть за последнюю неделю вызвал оптимизм у инвесторов, так же как и объявление о смягчении денежно-кредитной политики и введении отрицательной ставки Банком Японии.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений