Назначены ответственные за безработицу
Обращаем внимание нанимателей на некоторые нормы Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь», обязательные для исполнения и подкрепленные административной ответственностью. Сразу несколько регуляторов социально-трудовых отношений опубликовали обращения к работодателям на своих сайтах, что предполагает усиление контроля в этой сфере.
Работодателям напоминают, что в соответствии со ст. 21 Закона наниматели обязаны письменно уведомлять о наличии свободных рабочих мест (вакансий) органы занятости городских, районных исполкомов по месту нахождения свободных рабочих мест (вакансий). Уведомление подается в электронном виде или на бумажном носителе в течение 2 недель с момента образования свободных рабочих мест (вакансий) с указанием условий труда и размера его оплаты.
В соответствии с Инструкцией по заполнению сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий), утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.11.2006 № 149, в случае заполнения свободного рабочего места (вакансии) наниматель в тот же день должен проинформировать об этом орган занятости по месту подачи сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий).
Электронная форма уведомления о наличии в организации вакансий размещена на портале государственной службы занятости www.gsz.gov.by.
Минтруда и соцзащиты просит «неукоснительно соблюдать требования ст. 21 Закона о занятости» и предупреждает, что за нарушение порядка уведомления (неуведомление, несвоевременное или неполное уведомление) о наличии вакансий в организации уполномоченное должностное лицо нанимателя рискует получить предупреждение или штраф от 5 до 20 базовых величин (БВ) (ст. 9.15 КоАП). С 1.01.2016 г. БВ составляет 210 тыс. Br.
Об ответственности нанимателей за нарушение законодательства о занятости напоминает также Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.
Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в т.ч. специализированных для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в соцзащите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание детей, находящихся на гособеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством, влечет наложение штрафа от 20 до 50 БВ (4,2–10,5 млн. Br), а на юридическое лицо – до 100 БВ (21 млн. Br).
Если наниматель игнорирует обязанность по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя, он будет наказан штрафом от 30 до 50 БВ (от 6,3 млн. Br), а юридическое лицо – до 100 БВ.
Должностное лицо нанимателя, с ведома которого организация не сообщила (несвоевременно или не в полном объеме сообщила) в органы занятости информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников, карается штрафом от 5 до 20 БВ.
Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами занятости в счет брони, предполагает штраф от 20 до 50 БВ.
Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику госучреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным, влечет штраф от 20 до 50 БВ.
Тем временем
Минтруда и соцзащиты РФ и Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) планируют к декабрю текущего года подготовить проект федерального закона о внедрении добровольного внутреннего контроля соблюдения норм трудового законодательства.
Компании, которые сделают выбор в пользу самопроверок, будут освобождены от плановых проверок трудовых инспекций. Кроме того, рассматривается возможность снижения для них размеров отчислений в Фонд социального страхования и предоставления преимуществ при участии в госзакупках.
Сервис «Электронный инспектор» сейчас работает в тестовом режиме на портале «Онлайнинспекция.рф». Он предоставляет в распоряжение компаний «проверочные листы», с помощью которых можно выявить и устранить существующие нарушения трудового законодательства. Новая нормативно-правовая база позволит работодателям добровольно направить декларацию о соблюдении требований трудового законодательства по результатам прохождения онлайн-проверки, а также получить преференции после ее верификации. Сегодня на портале доступны 77 «проверочных листов», которые охватывают такие сферы трудового законодательства, как прием сотрудников на работу, увольнение персонала, предоставление отпуска и др. В 2016 г. Роструд планирует разработать еще 50 «проверочных листов».
В 2015 г. в тестовом режиме было проведено 60 тыс. проверок, в ходе которых были выявлены свыше 50 тыс. нарушений. Работодатели, воспользовавшиеся ресурсом и устранившие выявленные нарушения, получили возможность оградить себя от штрафов на общую сумму порядка 1,6 млрд. RUB.