Наш малый бизнес не признают в России
Белорусские компании не смогут воспользоваться некоторыми преференциями, предусмотренными российским законодательством для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отечественные бизнес-союзы давно говорят о введении квоты на закупку госпредприятиями товаров, работ и услуг у субъектов МСП. В России такая норма уже существует – но только для своих компаний. Особенности участия наших предприятий в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации разъяснил Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития РФ письмом от 20.05.2016 № Д28и-1283.
В письме признается, что в соответствии с Протоколом о порядке регулирования закупок Договора о Евразийском союзе предоставляется национальный режим в сфере государственных закупок. При этом Договором о ЕАЭС не регулируется порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц – государственными компаниями и корпорациями.
Российские ОАО при осуществлении закупок руководствуются положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в т.ч. индивидуальный предприниматель (ИП) или несколько ИП, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Исходя из п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, установлены постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В частности, согласно п. 5 этого постановления годовой объем закупок у субъектов МСП устанавливается в размере не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, а договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП по результатам закупок, осуществленных с участием только субъектов МСП, – не менее 10%.
При этом к субъектам малого и среднего предпринимательства согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ хозяйственные общества и партнерства, производственные и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП, соответствующие определенным условиям. Так, согласно ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ среднесписочная численность работников таких организаций за предшествующий календарный год не должна превышать от 101 до 250 человек для средних предприятий, до 100 человек – для малых предприятий и до 15 – для микропредприятий, а их доход – 2 млрд. RUB, 800 млн. и 120 млн. RUB соответственно. Кроме того, доля государства в таких организациях не должна превышать 25%, а иностранных компаний и юрлиц, не являющихся субъектами МСП, – 49% (кроме участников некоторых инновационных проектов). У нас же численность работников – единственный критерий отнесения компаний к сектору МСП.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития РФ, резидент Беларуси не может быть отнесен к субъектам малого и среднего предпринимательства в РФ в рамках российского законодательства о госзакупках.