Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Резонанс
21.10.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Наш маленький ЭНРОН

Уголовные дела возбуждены в отношении главного бухгалтера и начальника отдела крупного минского строительного предприятия столицы, которые вносили заведомо ложные сведения в официальные документы о своих финансовых показателях. Данная история любопытна тем, что в ней речь идет не о занижении прибыли, которое могло бы привести к недоплате налогов, а, наоборот, об ее завышении.

Как выяснила межведомственная рабочая группа, в которую входили сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции ГУВД Мингорисполкома и аналогичного отдела Ленинского РУВД г. Минска, в прошлом году на предприятии скрывались убытки от основной деятельности предприятия путем многоэтапного оприходования основных средств по завышенной стоимости. Выявлены также искажения показателей экспорта и незаконное занижение себестоимости продукции без подтверждающих документов, что тоже влияло на улучшение финансовых показателей. В общей сложности себестоимость продукции была искусственно уменьшена на сумму свыше 10 млрд. Br (до деноминации). Это позволило в течение года необоснованно начислить около 400 млн. Br премий и вознаграждений.

В отношении должностных лиц предприятия возбуждены уголовные дела по ч. 3 ст. 424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями) и ч. 1 ст. 427 УК (служебный подлог), санкции которых предусматривают до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Невольно хочется пожалеть злоумышленников. Конечно, искажая финансовые результаты, они руководствовались корыстным умыслом, мечтая о незаслуженных премиях. Но при этом они добросовестно разделяли массовую уверенность, что бухгалтерские манипуляции вполне допустимы и безопасны. Кажется вполне невинным закрыть глаза на соблюдение принципов, установленных ст. 3 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» и нормами Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102, чтобы порадовать глаз солидными показателями.

Действительно, всего-то и делов – добавить к первоначальной стоимости основных средств пару-тройку миллионов рублей или «затолкать» еще сколько-нибудь в расходы будущих периодов, хотя эти суммы следовало бы отнести на текущие расходы. Казалось бы, в крайнем случае оштрафуют от 4 до 20 базовых величин по п. 1 ст. 12.1 КоАП за нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета. Без этого и так редкая проверка обходится. Да и станут ли проверяющие ковыряться в таких мелочах, которые не влекут недоплату налогов?

Собственно, именно так и могло произойти в нашей строительной организации, если бы не «излишнее» рвение одного из заместителей главного бухгалтера. Он в конце 2015 года восстановил суммы, необоснованно не включенные в себестоимость, что привело к резкому ухудшению статистических показателей и вскрытию реальной финансовой ситуации на предприятии. Заметим, что в большинстве компаний бухгалтеры тщательно следят, чтобы в отчетности не возникало аномальных всплесков показателей, которые могли бы привлечь внимание контролирующих органов. Опытные специалисты знают, что такие рывки (причем в любую сторону) чреваты неприятностями.

В США после грандиозного скандала, связанного с искажением финансовой отчетности корпорациями Enron и WorldCom, в 2002 году был принят закон Сарбейнса-Оксли и ряд других мер, предусматривающих ужесточение требований к корпоративной отчетности, усиление ответственности топ-менеджеров за ее намеренное искажение, пересмотр правил внутреннего и внешнего аудита. До нас эти веяния до сих пор не дошли.

Напротив, искажение финансовых результатов порой прямо предписывается законодательством. Например, Совмин постановлениями от 16.02.2015 № 102 и от 9.02.2016 № 110 позволил всем желающим 2 года подряд не начислять амортизацию основных средств и нематериальных активов. Указами от 19.12.2014 № 599, от 27.02.2015 № 103 и от 30.03.2016 № 114 разрешено относить курсовые разницы на расходы и доходы будущих периодов. Если власти верят, что такими методами можно укрепить финансовое положение предприятий, то почему бы на местах не проявить аналогичные инициативы?

В придачу, устанавливая руководителям предприятий премии в зависимости от финансового результата, в т.ч. годовой бонус в виде единовременной выплаты в размере до 10% от полученного по итогам отчетного года прироста чистой прибыли, власти невольно вводят директоров и главбухов в соблазн искажения отчетности. Ведь «нарисовать» прибыль куда легче, чем получить ее на самом деле, наращивая выручку и добиваясь реального снижения себестоимости и прочих расходов. С другой стороны, исключение постановлением Совмина от 19.03.2015 № 214 чистой прибыли из числа показателей, влияющих на коэффициент соотношения средней зарплаты руководителей и остальных работников, провоцирует стремление обеспечить заданные темпы роста производительности труда за счет сокращения штатов или роста цен.

Теперь правительство всерьез собирается сделать чистую прибыль главным критерием оценки работы руководителей предприятий. Борцам с экономическими преступлениями пора начинать разминку…

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by