Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Юридическим лицам
19.01.2016 20 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоговый антициклон: поправки на прошлое, настоящее и будущее©

Наше законодательство прихотливо и непредсказуемо, как «Даниэлла» и «Эмма» вместе взятые. 15 января оно пополнилось Указом от 31.12.2015 № 538 «О налогообложении и взимании арендной платы за земельные участки», которым отменяются 4 указа, вносятся изменения еще в 12, причем некоторые поправки восполняют пробелы, возникшие еще год назад.

Отдельные нормы Указа № 538 носят технический характер. Некоторые термины и требования приводятся в соответствие с новыми нормативными актами, исключаются нормы, закрепленные в Налоговом кодексе (далее – НК) в текущем году.


Дела давно минувших дней

Исходя из п. 2 Указа № 538 организации, являвшиеся в 2014 г. плательщиками налога на прибыль и (или) налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), применяющие на 31.12.2015 г. УСН и отражающие на эту дату выручку «по оплате», включают в налоговую базу налога при УСН на 31.12.2015 г. выручку от реализации медицинских услуг (при периоде медицинского наблюдения и оказания медицинской помощи пациенту в организации здравоохранения более 60 календарных дней) и услуг в сфере образования (при сроке получения образования более 60 календарных дней) за период оказания этих услуг до 1.01.2015 г., не учтенную в соответствии с законодательством в этот период при исчислении налоговой базы указанных налогов (подп. 2.1 Указа № 538). Данные организации не позднее 20 февраля должны представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию по налогу при УСН за 2015 г., в т.ч. декларацию с внесенными изменениями и (или) дополнениями, а также не позднее 22 февраля уплатить налог с учетом внесенных корректировок (если таковые будут). При этом начисление пеней не производитсяи меры административной ответственности не применяются.
Организации, применявшие УСН в 2014 г. и отражавшие выручку «по оплате», являющиеся на дату официального опубликования Указа № 538 плательщиками налогов на прибыль, при УСН, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, включают в налоговую базу этих налогов на 15.01.2016 г. выручку от реализации имущественных прав, поступившую полностью или частично до 1.01.2015 г., дата отражения которой не приходилась на период до этой даты для целей исчисления налога при УСН и не приходится на период после 31.12.2014 г. для целей исчисления налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога для производителей сельхозпродукции (подп. 2.2 Указа № 538).
Независимо от положений, предусмотренных в абз. 11 ч. 6 п. 2 ст. 288 НК (согласно которым в валовую выручку не включаются суммы расходов, возмещаемых ссудодателю при передаче имущества в безвозмездное пользование), в выручку для целей исчисления налога при УСН в 2015 г. не включаются суммы компенсации расходов по сбору отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу Президента от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления», и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары, определяемые и выплачиваемые в установленном порядке.
Подлежат вычету суммы НДС, предъявленные подрядчику или фактически уплаченные подрядчиком, применявшим положения, предусмотренные в ст. 92-1 НК, при приобретении до 1.01.2015 г. строительных работ (включая проектные работы), выполненных субподрядчиками, стоимость которых включается с 1.01.2015 г. в налоговую базу у такого подрядчика в соответствии с п. 17 ст. 98 НК. Указанные суммы НДС с 1.01.2015 г. отражаются подрядчиками в бухучете (в книге учета доходов и расходов при УСН) или в учете доходов и расходов индивидуальных предпринимателей законодательством (подп. 2.4 Указа № 538).

Местные неурядицы

В Указе № 538 урегулированы пробелы, связанные с наделением местных властей в прошлом году правом увеличивать ставки налогов на недвижимость и на землю. Хотя правки в ст.ст. 18 и 201-1 НК вступили в силу с 1.01.2015 г., решения местных советов появились гораздо позднее, но действовали с начала года, что превращало налогоплательщиков в «без вины виноватых». Чтобы решить эту проблему, законодателям понадобился целый год. Теперь в п. 4 Указа № 538 закреплено, что при официальном опубликовании принятых в 2015 г. в связи с поправками, внесенными Законом от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» в ч. 3 ст. 188 и (или) ч. 1 ст. 201-1 НК, решений местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок налога на недвижимость и (или) земельного налога после наступления предусмотренных НК сроков представления налоговых деклараций по этим налогам за 2015 г. организации:

не позднее 20 июня т.г., а в случае принятия решений местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок налога на недвижимость после официального опубликования Указа № 538 – не позднее 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором официально опубликованы указанные решения, представляют уточненные налоговые декларации по налогу на недвижимость в связи с изменением ставок;

при необходимости не позднее 22 июня т.г., а в случае принятия решений местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок налога на недвижимость после официального опубликования настоящего Указа – не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором официально опубликованы указанные решения, производят уплату (доплату) сумм налога на недвижимость, и относящихся к прошедшим срокам уплаты;

не позднее 20 мая т.г., а в случае принятия решений местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок земельного налога после официального опубликования настоящего Указа – не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором официально опубликованы указанные решения, представляют уточненные налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу в связи с изменением ставок;

при необходимости не позднее 22 мая т.г., а в случае принятия решений местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок земельного налога после официального опубликования настоящего Указа – не позднее 22-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором официально опубликованы указанные решения, производят уплату (доплату) сумм земельного налога, возникших в связи с применением положений решений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и относящихся к прошедшим срокам уплаты;

в налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль и в расчет части прибыли (дохода) унитарного предприятия, государственного объединения, хозяйственного общества, за исключением страховых организаций и банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, подлежащей перечислению в бюджет, представленные до даты представления указанных выше налоговых деклараций по налогу на недвижимость и (или) земельному налогу, вносят соответствующие изменения и дополнения в связи с корректировкой этих налогов. Уточненные расчеты представляются не позднее предусмотренного законодательством очередного срока представления расчетов, следующего за кварталом, на который приходится дата представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу на недвижимость и (или) земельному налогу. При необходимости эти организации производят уплату (доплату) данных платежей в бюджет не позднее предусмотренного законодательством очередного срока для уплаты, следующего за датой представления уточненных расчетов.

Во всех перечисленных случаях пеня не начисляется, и меры административной ответственности не применяются.

Земля без востребования

Многочисленные изменения внесены в Указ от 1.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» подп. 3.5 Указа № 538.

Так, размер ежегодной арендной платы за земельные участки земель сельхозназначения, входящие в состав земель лесного и водного фонда, предоставленные для ведения сельского хозяйства, рыборазведения и акклиматизации рыбы, устанавливается в размере земельного налога, с учетом увеличения или уменьшения его ставок по решениям местных Советов депутатов, без применения увеличения (уменьшения) размера ежегодной арендной платы в соответствии с подп. 2.2 п. 2 Указа № 101.

В подп. 1.7.6 Указа № 101 уточнен порядок освобождения от арендной платы земельных участков, предоставленных организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, строительства и (или) эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств граждан, в части площади земель, приходящейся на пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц, если там не зарегистрированы трудоспособные лица.

Из Указа № 101 исключен подп. 1.7.7-1, согласно которому освобождались от арендной платы земельные участки, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (для обслуживания этих объектов после окончания их строительства, если ранее такие участки были предоставлены для него), заключенным между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, в случаях, порядке и на условиях, установленных законодательством и (или) таким договором.

В число льготников, освобождаемых от арендной платы за земельные участки, включены граждане, проходящие альтернативную службу.

Не будет взиматься арендная плата за сельскохозяйственные земли сельхозназначения с плательщиков налога при УСН, а также за земельные участки, находящиеся у плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, являющихся республиканскими государственно-общественными объединениями, а также организационными структурами РГ ОО «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь», созданными в виде юридических лиц. В то же время из Указа № 101 исключена норма, согласно которой с плательщиков налога при УСН взималась арендная плата за земельные участки, находящиеся в госсобственности, если их общая площадь превышала 0,5 га (подп. 1.7-2 и ч. 1–4 подп. 1.12-1).

Местные исполнительные комитеты, администрации СЭЗ получают в соответствии с Указом № 538 право увеличивать, но не более чем в 10 раз, размер ежегодной арендной платы за земельные участки (их части), включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов либо по их поручению областными (Минским городским) исполкомами, администрациями СЭЗ в порядке и на условиях, установленных Совмином (далее – перечень). Соответствующие нормы установлены подп. 1.15 Указа № 101.

Исчисление и уплата арендной платы за земельные участки в увеличенном таким образом размере производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято. При принятии в течение отчетного года местными властями, администрациями СЭЗ решения о включении земельных участков (их частей), занятых неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капстроениями (зданиями, сооружениями), их частями, в перечень арендная плата исчисляется и уплачивается в размере, увеличенном не более чем в 10 раз, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение. При этом размер увеличенной арендной платы  рассчитывается пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года, а ее исчисление и уплата прекращаются с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение об исключении участков из перечня.

Если на земельном участке расположены несколько капитальных строений (зданий, сооружений), из которых неиспользуемым (неэффективно используемым) является одно или несколько, то часть земельного участка, занятая неиспользуемым (неэффективно используемым) объектом, определяется путем умножения площади земельного участка на отношение площади застройки таким объектом, его части к общей площади застройки на этом земельном участке.

Местные исполкомы, администрации СЭЗ в течение 5 рабочих дней после утверждения перечня (включения в перечень новых объектов) направляют сведения о включенных в него земельных участках (их частях), плательщиках, увеличенном размере арендной платы в налоговый орган по месту постановки юрлица, ИП на учет и по месту нахождения земельного участка, а в отношении гражданина – в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, а также уведомляют указанных лиц о необходимости уплаты арендной платы в увеличенном размере.

Юридические лица обязаны представлять в налоговые органы расчет суммы арендной платы с внесенными изменениями и (или) дополнениями не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение. Уплата арендной платы при этом производится не позднее даты, соответствующей ближайшему законодательно установленному сроку уплаты арендной платы после представления расчета ее суммы с внесенными изменениями и (или) дополнениями, а впоследствии – в течение года равными долями ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала исходя из сумм, указанных ими в расчетах на текущий год, поданных в налоговые органы не позднее 20 февраля текущего года (подп. 1.10 Указа № 101).

Решения местных исполкомов, администраций СЭЗ об увеличении размера арендной платы за землю не распространяются на:

организации и ИП, которым изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;

организации, осуществляющие экс­плуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги населению;

газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению;

организации, получающие субсидии из бюджета;

организации, реализующие планы модернизации, включенные в перечень организаций, которым Совмином определены показатели эффективности развития согласно планам модернизации.

Указ № 101 дополнен подп. 1.15-1, согласно которому арендная плата исчисляется и уплачивается в порядке и сроки, установленные в подп. 1.15, за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов,  а также за земельные участки (части земельных участков), занятые неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями.

Подп. 2.2 и п. 2-1 Указа № 101 унифицированы со ст. 201-1 НК: теперь они позволяют местным советам и администрациям СЭЗ увеличивать (уменьшать) размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов (за некоторым исключением), не более чем в 2,5 раза, а не в 2, как ранее.

Всем понемножку

Указом № 538 утвержден перечень ветеринарных мероприятий, обороты по реализации которых в РБ освобождаются от НДС в соответствии с подп. 1.3 ст. 94 НК. В него вошли:

профилактика, диагностика и лечение болезней животных;

выдача ветеринарных документов;

проведение специальных лабораторных исследований для оценки безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продовольственного сырья и пищевых продуктов, кормов и кормовых добавок, качества ветеринарных препаратов;

ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животного происхождения, а также в случаях, установленных законодательными актами, продуктов растительного происхождения при их реализации на рынках.

Одновременно отменен Указ от 16.05.2005 № 228, которым ранее был утвержден аналогичный перечень.

Признан утратившим силу Указ от 23.01.2003 № 36 «О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей».

Ряд корректировок внесен подп. 3.4 Указа № 538 в Указ от 3.04.2006 № 186, которым регламентируются вопросы налогообложения ГО «Белорусская железная дорога».

Дубль не нужен

Исключены п. 11 Указа от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» и подп. 1.5 п. 1 Указа от 16.10.2014 № 493 «О развитии безналичных расчетов», которыми освобождались от подоходного налога суммы микрозаймов, предоставляемых микрофинансовыми организациями физлицам, а также суммы возмещения банками денежных средств, похищенных со счетов граждан. Эти вопросы регулируются соответственно ч. 3 и абз. 4 ч. 4 п. 10 ст. 175 НК и подп. 2.38 п. 2 ст. 153 НК.

Также исключен подп. 1.4 п. 1 Указа от 7.10.2013 № 455 «О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», дублировавший вопросы контроля трансферных цен, регулируемые в настоящее время ст. 30-1 НК.

Совмину поручено в 3-месячный срок принять меры по реализации Указа № 538.

Отдел налогообложения «ЭГ»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by