Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Юридическим лицам
29.11.2016 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НАЛОГИ - 2017— Государственная пошлина в 2017 году

Законом от 18.10.2016 № 432-3 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон № 432-3), основные положения которого вступают в силу с 1.01.2017 г., внесены многочисленные изменения в главу 27 НК, регламентирующую порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Рассмотрим наиболее существенные нововведения, которые ожидают нас в данной сфере в следующем году.

Объекты обложения госпошлиной

Из числа объектов обложения госпошлиной, перечисленных в п. 1 ст. 249 НК, исключается государственная регистрация фильмов. Соответственно из ст. 251 НК, регламентирующей сроки уплаты госпошлины, исключается подп. 1.101 п. 1, а из ст. 256 НК, в которой установлены особенности уплаты некоторых видов госпошлины, – п. 51.

В настоящее время исходя из п. 31 приложения 22 к НК органами внутренних дел взимается госпошлина за осуществление административной процедуры по согласованию маршрутов перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов в размере 0,5 базовой величины (БВ). Законом № 432-3 предусмотрено освобождение от обложения госпошлиной согласование маршрутов перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Таким образом, с 1.01.2017 г. объектом обложения госпошлиной будет только согласование маршрутов перевозки опасных грузов. Соответствующие изменения вносятся как в подп. 1.20 п. 1 ст. 249 НК, так и в п. 31 приложения 22 к НК.

В число объектов обложения госпошлиной включается не только выдача специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности (в т.ч. связанной со специфическими товарами (работами, услугами)), внесение в него изменений и (или) дополнений, выдача его (ее) дубликата, как сейчас (подп. 1.27 п. 1 ст. 249 НК), но и продление срока действия специального разрешения (лицензии), выдаваемого на осуществление видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами).

Законом № 432-3 предусмотрено некоторое уточнение порядка посещения гражданами пограничной зоны. В настоящее время в число объектов обложения госпошлиной входят как въезд (вход), временное пребывание, передвижение в течение одного года в пограничной зоне граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Беларуси, так и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за пределами Беларуси, пропусков на въезд (вход), временное пребывание, передвижение в пограничной зоне, выдача пропусков на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска через Госграницу РБ (подп. 1.40 п. 1 ст. 249 НК).

В соответствии с новой редакцией подп. 1.40 п. 1 ст. 249 НК объектами обложения госпошлиной будут только выдача пропусков на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за пределами РБ, выдача пропусков на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной полосе, выдача пропусков на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска через Государственную границу РБ.

Кроме того, в число объектов обложения госпошлиной с 1.01.2017 г. включается аттестация с выдачей удостоверения эксперта в области промышленной безопасности.

Сроки и порядок уплаты госпошлины

Определенные уточнения вносятся в сроки и порядок уплаты госпошлины, установленные в ст. 251 НК. В частности, госпошлина будет уплачиваться за выдачу пропуска на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за пределами Беларуси, выдачу пропуска на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной полосе – после принятия органами пограничной службы РБ решения о выдаче пропуска (подп. 1.153 п. 1 ст. 251 НК).

В настоящее время объектами обложения госпошлиной признаются юридически значимые действия, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, указанные в ст. 249 НК. Большинство таких действий является административными процедурами. Исходя из п. 1 ст. 13, абз. 9 п. 3 ст. 14, абз. 2 п. 1 ст. 17 Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» по административным процедурам, в отношении которых в число подлежащих представлению документов включен документ, подтверждающий внесение платы, госпошлина должна быть уплачена до обращения за осуществлением соответствующей процедуры.

В целях согласования сроков уплаты госпошлины, которые установлены в перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граж­дан, утв. Указом Президента от 26.04.2010 № 200, едином перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156, и сроков, установленных в п. 1 ст. 251 НК, Законом № 432-3 вносятся соответствующие изменения в данную статью НК.

Кроме того, из п. 1 ст. 251 НК исключается подп. 1.12, в силу положений которого госпошлина за выделение ресурса нумерации должна быть уплачена до принятия решения о его выделении.

В п. 2 ст. 46 НК определено, что уплата налогов, сборов (пошлин), пеней производится в белорусских рублях, если иное не установлено НК или иными законодательными актами. В то же время в п. 5 ст. 251 НК сейчас установлено, что госпошлина может уплачиваться в иностранной валюте.

С учетом необходимости выполнения решений по дедолларизации экономики Законом № 432-3 исключается возможность уплаты госпошлины в иностранной валюте, за исключением случая, когда плательщиком выступает субъект, не являющийся налоговым резидентом РБ и находящийся за пределами Беларуси.

Льготы по госпошлине

Определенные изменения вносятся и в ст. 257 НК, в которой установлены льготы по уплате госпошлины.

В частности, терминология ст. 257 НК приводится в соответствие с терминологией, используемой в главе 2 Лесного кодекса.

Согласно подп. 2.2 п. 2 ст. 249 НК не является объектом обложения госпошлиной рассмотрение исковых заявлений о ликвидации организаций (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), признании недействительной государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя), а также апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора по таким делам. С учетом этого из п. 1 ст. 257 НК исключается льгота за подачу заявлений о признании недействительной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С учетом того, что теперь антимонопольные функ­ции возложены на Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), из подп. 1.34 п. 1 ст. 257 НК, которым Минэкономики, его структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы освобождались от уплаты госпошлины, в т.ч. по судебным делам о нарушении антимонопольного законодательства, а также в сфере ценообразования, исключается данная льгота.

В то же время в число «льготников» по делам, рассматриваемым в судах, включается Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента.

В новой редакции подп. 1.49 п. 1 ст. 257 НК уточняется, что освобождаются от госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, организации, производящие начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, – по искам, а также за подачу заявлений о возбуждении приказного производства по делам о взыскании с организаций задолженности по плате за жилищно-коммунальные услуги, услуги по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению (канализации), обращению с твердыми коммунальными отходами (было – за поставленную им тепловую энергию, оказанные услуги по водоснабжению и канализации, по обезвреживанию, захоронению и вывозу отходов), неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью и за подачу апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора на судебные постановления по таким делам.

С целью приведения положений главы 27 НК в соответствие с п. 4 Указа Президента от 3.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и тор­говли» п. 1 ст. 257 НК дополняется подп. 1.60, согласно которому МАРТ и его территориальные органы освобождаются от госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, за подачу исковых заявлений о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства в сфере ценообразования.

Кроме того, п. 1 ст. 257 НК дополняется подп. 1.61, в соответствии с которым ОАО «Агентство по управлению активами» освобождается от госпошлины за подачу исковых заявлений о взыскании задолженности по кредитам, о защите прав и законных интересов этого общества, связанных с приобретением активов.

Для Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте расширяется льгота по госпошлине при обращении в органы прокуратуры, а также за выдачу копий документов.

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 8 ст. 257 НК, освобождаются от госпошлины при совершении иных юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, организации:

– за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) акций, эмитируемых при разгосударствлении и приватизации государственной собственности, реорганизации сельскохозяйственных организаций, а также оказании государственной поддержки;

– за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) акций акционерного общества, передаваемых в собственность РБ или ее административно-территориальной единицы, а также внесение изменений в Государственный реестр ценных бумаг в случае увеличения номинальной стоимости акций, находящихся в собственности РБ или ее административно-территориальной единицы.

Ставки госпошлины

Нормы приложения 21 к НК, содержащего ставки госпошлины за выдачу (обмен), удостоверение документов, необходимых для выезда из Беларуси и (или) въезда в Беларусь, выдачу (обмен) или продление срока действия документов, связанных с пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси, за рассмотрение вопросов, связанных с гражданством РБ, приводятся в соответствие с Законом от 5.01.2016 № 353-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции».

Для создания равных конкурентных условий для белорусских международных автомобильных перевозчиков грузов по сравнению с перевозчиками Российской Федерации, Украины и Казахстана вносятся изменения в п.п. 95, 96 и подп. 99.2 п. 99 приложения 22 к НК. При этом снижается размер госпошлины за выдачу разрешения на проезд по территориям иностранных государств (кроме государств – участников СНГ) автомобильных транспортных средств РБ, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов, с 1,5 БВ до 1 БВ. Аналогичное снижение планируется и для размера госпошлины за выдачу разрешения на проезд по территориям государств – участников СНГ автомобильных транспортных средств РБ, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов.

А размер госпошлины за выдачу разрешения Европейской конференции министров транспорта сроком действия 1 год без ограничений на проезд по территориям отдельных государств уменьшается существеннее – с 46 до 30 БВ.

Снижение ставок госпошлины позволит поддержать белорусских международных автомобильных перевозчиков грузов в условиях уменьшения доходности перевозок.

Учитывая, что в п. 116 приложения 22 к НК установлена отдельная ставка госпошлины за внесение изменений и (или) дополнений в комплексное природоохранное разрешение, продление срока его действия, выдачу дубликата такого разрешения, положения п. 115 этого приложения не могут применяться к действиям, связанным с комплексным природоохранным разрешением. Поэтому из указанного пункта исключаются слова «комплексное природоохранное разрешение».

Особенности возврата или зачета госпошлины

Как и в настоящее время, согласно п. 3 ст. 259 НК возврат или зачет госпошлины будет производиться на основании заявления плательщика из местного бюджета налоговым органом того района, города или области, в бюджет которого она поступила, а из республиканского бюджета – налоговым органом по месту нахождения (по месту жительства) плательщика. При этом Законом № 432-3 уточнено, что заявление о возврате или зачете излишне уплаченной суммы госпошлины может быть подано плательщиком в налоговые органы не позднее 3 лет со дня ее уплаты или со дня принятия решения суда о возврате госпошлины из бюджета.

Александр ГАНАГО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by