Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Юридическим лицам
26.01.2016 29 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налог на недвижимость в 2016 году: что нового©

Законом от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон № 343-З), вступившим в силу с 1 января 2016 г., внесены определенные изменения в главу 17 Налогового кодекса (далее – НК), регламентирующую порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость.

Плательщики налога на недвижимость

Указом Президента от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» (далее – Указ № 99) предусмотрена возможность предоставления в лизинг жилых помещений и жилых домов физическим лицам не для предпринимательских целей. В связи с этим п. 2 ст. 184 НК, которая регламентирует особенности при­знания плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций и физических лиц, дополнен ч. 2, согласно которой с 1 января 2016 г. по одноквартирным жилым домам или квартирам, расположенным на территории Беларуси и взятым физическим лицом в финансовую аренду (лизинг) по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп предмета лизинга, плательщиком признается лизингополучатель. При этом объект лизинга будет находиться в собственности (ином вещном праве) лизингодателя и числиться на его балансе.

В то же время по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Беларуси и взятым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем (ИП), в финансовую аренду (лизинг), определяемую в соответствии с законодательством как финансовый лизинг, у организации, плательщиком, как и ранее, признаются лизингополучатели, только если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) эти объекты не находятся на балансе организации-лизингодателя.

В соответствии с п. 4 ст. 184 НК по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, а также машино-местам, переданным в доверительное управление и (или) приобретенным в процессе доверительного управления, плательщиком признается вверитель. При этом исходя из ст. 897 Гражданского кодекса (далее – ГК) вверителем имущества, передаваемого в доверительное управление, является собственник, а в случаях, предусмотренных ст. 909 ГК, – другое лицо. В частности, согласно ст. 1068 ГК, если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в уставном фонде хозяйственного общества, ценные бумаги, исключительные права и т.п.), нотариус в соответствии со ст. 909 ГК заключает договор доверительного управления этим имуществом в качестве вверителя.

На практике имеют место случаи, когда нотариус, управляя наследственным имуществом – капитальным строением, сдает его в аренду в интересах выгодоприобретателя (наследника). В этом случае в соответствии со ст. 184 НК нотариус ранее признавался плательщиком налога на недвижимость, хотя в отношении имущества, полученного по наследству, этот налог должен быть предъявлен наследнику с момента открытия наследства.

Чтобы избежать двойного налогообложения в подобных случаях, п. 4 ст. 184 НК дополнен нормой, согласно которой если в соответствии с законодательством вверитель не является собственником передаваемого в доверительное управление капитального строения (здания, сооружения), его частей, а также машино-места, то плательщиком признается выгодоприобретатель.

Объекты обложения налогом на недвижимость

Определенные уточнения внесены в используемую в главе 17 терминологию. Так, для целей исчисления налога на недвижимость с 1 января 2016 г. зданиями, сооружениями и передаточными устройствами сверхнормативного незавершенного строительства признаются здания, сооружения и передаточные устройства, возведение (в т.ч. по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением реконструкции, осуществляемой без остановки производства (ранее последнее уточнение отсутствовало).

В связи с указанным выше дополнением п. 2 ст. 184 НК в перечень объектов обложения налогом на недвижимость в 2016 году включены не только капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, расположенные на территории Беларуси и принадлежащие плательщикам – физическим лицам, но и одноквартирные жилые дома или квартиры, расположенные на территории Беларуси и взятые физическим лицом в финансовую аренду (лизинг) по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп предмета лизинга.

Согласно ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 185 НК объектами обложения налогом на недвижимость признавались любые капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, подлежащие госрегистрации, состоящие на учете (находящиеся на балансе) плательщиков-организаций, до их госрегистрации. В то же время капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, в отношении которых не была осуществлена госрегистрация их создания, изменения или возникновения, перехода на них прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, не подлежали налогообложению у организации-балансодержателя, поскольку они не подпадали под общее правило, установленное п. 1 ст. 185 НК, согласно которому налогом на недвижимость облагаются только капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.

Для создания единых условий налогообложения соответствующая норма п. 1 ст. 185 НК изложена в новой редакции: объектами обложения налогом на недвижимость признаются в т.ч. капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, создание, изменение которых или возникновение, переход прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на которые подлежат госрегистрации, состоящие на учете (находящиеся на балансе) плательщиков-организаций, до госрегистрации их создания, изменения или возникновения, перехода на них прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

В связи с этим изменением в новой редакции изложен п. 6 ст. 184 НК, в котором уточнено, что по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их час­тям, машино-местам, создание, изменение которых или возникновение, переход прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на которые подлежат госрегистрации (было – подлежащим госрегистрации), до гос­регистрации их создания, изменения или возникновения, перехода на них прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (ранее здесь говорилось о госрегистрации самих объектов недвижимости) плательщиком признается организация, у которой такие объекты состоят на учете (находятся на балансе).

Для упрощения налогового законодательства расширен перечень объектов недвижимости, не признаваемых объектами обложения налогом на недвижимость, за счет капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, классифицируемых в соответствии с законодательством как сооружения и передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств и не учитываемых в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – книга учета доходов и расходов), по правилам, установленным в отношении находящихся на балансе основных средств, доходных вложений в материальные активы).

Освобождение от налога на недвижимость

Определенные изменения внесены в п. 1 ст. 186 НК, содержащий объекты, освобождаемые от обложения налогом на недвижимость.

Так, ранее в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК от налога на недвижимость освобождались в т.ч. капитальные строения (здания, сооружения), их части социально-культурного назначения, капитальные строения (здания, сооружения), их части организаций культуры. При этом применение данной льготы, которая позволяла льготировать довольно много объектов (в т.ч. используемых в сферах, приносящих значительные доходы, например, туризм), основывалось на использовании терминов и понятий, содержащихся в подп. 9.4.4 п. 9 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 4.11.2006 № 1475 (далее – постановление № 1475), согласно которым к отраслям социально-культурной сферы относились здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм. В то же время постановление № 1475 с 2016 г. утратило силу в связи с истечением срока действия.

С 1 января 2016 г. в данную норму внесены существенные изменения, и согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК от налога на недвижимость теперь освобождаются капитальные строения (здания, сооружения), их части:

– государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности (за исключением находящихся в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций одноквартирных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами);

– классифицируемые в соответствии с законодательством как здания для целей определения нормативных сроков службы основных средств и используемые в сферах образования и здравоохранения;

включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений;

организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

Таким образом, льгота по налогу на недвижимость в отношении объектов туризма, а также объектов недвижимости, имеющих отношение к сфере физической культуры и спорта, но напрямую не упомянутых в подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК, отменена.

Несколько ограничено действие льготы по налогу на недвижимость по впервые введенным в действие капитальным строениям (зданиям, сооружениям). Ранее подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК было предусмотрено такое ос­вобождение по любым впервые введенным капитальным строениям (зданиям, сооружениям). Однако разработчики Закона № 343-З посчитали, что его применение нецелесообразно по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, по которым до даты их приемки в эксплуатацию уплачивался налог на недвижимость как по объектам сверхнормативного незавершенного строительства. Согласно новой редакции подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК от налога на недвижимость теперь освобождаются впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством, за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых были превышены установленные проектной документацией сроки их строительства.

Поскольку Академия управления при Президенте является бюджетной организацией и финансируется из республиканского бюджета, она не признается плательщиком налога на недвижимость исходя из п. 3 ст. 184 НК. Поэтому наличие в п. 1 ст. 186 НК отдельной нормы (подп. 1.14), согласно которой капитальные строения (здания, сооружения), а также машино-места Академии управления освобождались от налога на недвижимость, является излишним. С целью устранения дублирования законодательства подп. 1.14 исключен из п. 1 ст. 186 НК.

Кроме того, из п. 1 ст. 186 НК исключен и подп. 1.16, согласно которому от налога на недвижимость ранее освобождались объекты придорожного сервиса в течение двух лет с даты ввода их в эксплуатацию.

Дело в том, что аналогичной льготой почти все плательщики, имеющие указанные объекты, могут вос­пользоваться и в рамках Декрета Президента от 7.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6). Напомним, что согласно подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6 коммерческие организации с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской мест­ности и осуществляющие на указанных территориях деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их госрегистрации вправе не исчислять и не уплачивать некоторые налоги, в т.ч. и налог на недвижимость. При этом под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Беларуси, за исключением территории крупных городов. Таким образом, территория, на которой может быть применена льгота, установленная Декретом № 6, фактически представляет собой почти всю территорию Беларуси, что делает льготу, ранее предусмотренную подп. 1.16 п. 1 ст. 186 НК, излишней.

Уточнен порядок освобождения от налога на недвижимость капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, а также машино-мест, принадлежащих физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц (подп. 1.18 п. 1 ст. 186 НК), путем включения в перечень последних граж­дан, проходящих альтернативную службу.

Освобождение от налога на недвижимость капитальных строений (зданий, сооружений), их частей научных организаций и научно-технологических парков продлено до 1 января 2020 г. (подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК). В то же время действие этой льготы для капитальных строений (зданий, сооружений), их частей центров трансфера технологий отменено, как отмечают разработчики Закона № 343-З, по причине отсутствия объектов налогообложения. При этом подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК дополнен определением, в соответствии с которым для целей применения данной льготы под научной организацией понимается организация, прошедшая в установленном законодательством порядке аккредитацию научной организации, основным видом деятельности которой являются научные исследования и разработки, а основной вид деятельности определяется в порядке, установленном законодательством, в целях сбора и представления статистических данных.

В п. 6 ст. 186 НК внесено изменение, согласно которому освобождения от налога на недвижимость, предусмотренные п. 1 данной статьи, не распространяются на капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, принадлежащие любым физическим лицам (ранее здесь упоминались только лица, указанные в подп. 1.18–1.21 п. 1 ст. 186 НК, т.е. пенсионеры по возрасту, инвалиды I и II группы и т.д.), если они предназначены и (или) используются для осуществления предпринимательской деятельности.

Кроме того, ст. 186 НК дополнена п. 7, согласно которому освобождение от налога на недвижимость, предусмотренное п. 1 данной статьи, не распространяется на неиспользуемые (неэффективно используемые) капитальные строения (здания, сооружения), их части, включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполкомами в порядке и на условиях, установленных Совмином.

Ставки налога на недвижимость

При наличии у физического лица двух и более жилых помещений в многоквартирном или в блокированном жилом доме освобождению от налога на недвижимость согласно подп. 1.17 п. 1 ст. 186 НК подлежит только одно из них по выбору физического лица на основании его письменного заявления, представляемого в налоговый орган по месту жительства. При этом если ранее со второго и последующих жилых помещений налог на недвижимость уплачивается по ставке 0,1%, то с 1 января 2016 г. годовая ставка налога на недвижимость на такие жилые помещения увеличена вдвое, до 0,2% от оценочной стоимости жилого помещения (ч. 1 ст. 188 НК). Данная норма распространяется в т.ч. и на ИП, имеющих на праве собственности два и более жилых помещения в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах.

Согласно новой редакции ч. 5 ст. 188 НК областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать, но не более чем в 10 раз (было – не более чем в 5 раз) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно ис­пользуемого) имущества. При этом в ч. 6 ст. 188 НК уточнено, что исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями областных (Минского городского) Советов депутатов, принятыми в соответствии с ч. 5 ст. 188 НК, производятся с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом (было – с 1 января года, следующего за годом), в котором соответствующее решение принято. Исчисление и уплата налога на недвижимость по увеличенным ставкам прекращаются с 1-го числа первого месяца квартала (ранее здесь говорилось о прекращении с квартала, без уточнения даты), следующего за кварталом, в котором принято решение областного (Минского городского) Совета депутатов или по его поручению областного (Минского городского) исполкома об исключении неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей из перечня неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 188 НК местные Советы депутатов, как и ранее, имеют право увеличивать (уменьшать) не более чем в два с половиной раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков, за исключением случая, указанного в ч. 5 ст. 188 НК. При этом Законом № 343-З уточнено, что решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость, принятые в соответствии с ч. 3 ст. 188 НК, не распространяются на юридических лиц и ИП, которым изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней (было – которые получают государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета), а также на газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению.

Что касается решений местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость, принятых в соответствии с ч. 5 ст. 188 НК, то они не распространяются на:

– организации и ИП, которым изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней (было – которые получают государственную под­держку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета);

– организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-­коммунальные услуги населению;

– газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению;

– организации, получающие субсидии из бюджета;

– организации, реализующие планы модернизации, при условии их включения в перечень организаций, которым Совмином определены показатели эффективности развития согласно планам модернизации.

Порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость

В новой редакции п. 61 ст. 189 НК уточнен порядок исчисления налога на недвижимость при включении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества и исключении из него.

При принятии в течение года областным (Минским городским) Советом депутатов или по его поручению областным (Минским городским) исполкомом подобного решения налог на недвижимость по таким капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям исчисляется организациями исходя из их остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухучете (в книге учета доходов и расходов), на 1 января отчетного года (при возникновении в течение отчетного года объектов налогообложения на иную дату – на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место возникновение объектов налогообложения) и ставки налога на недвижимость, увеличенной в соответствии с ч. 5 ст. 188 НК, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

При принятии в течение года областным (Минским городским) Советом депутатов или по его поручению областным (Минским городским) исполкомом решения об исключении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей из перечня неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества налог на недвижимость по таким капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям исчисляется организациями исходя из их остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухучете (в книге учета доходов и расходов), на 1 января отчетного года (при возникновении в течение отчетного года объектов налогообложения на иную дату – на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место возникновение объектов налогообложения, – ранее это уточнение отсутствовало) и ставки налога на недвижимость, увеличенной (уменьшенной) в соответствии с ч. 3 ст. 188 НК, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

Для реализации положений Указа № 99 п. 7 ст. 189 НК дополнен несколькими нормами. В частности, организация-лизингодатель, заключившая с физическим лицом – лизингополучателем договор финансовой аренды (лизинга) одноквартирного жилого дома или квартиры, предусматривающий выкуп предмета лизинга, при передаче предмета лизинга лизингополучателю прекращает исчисление и уплату налога на недвижимость в отношении такого предмета с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имела место такая передача, а физическое лицо – лизингополучатель, заключивший такой договор, исчисляет и уплачивает налог на недвижимость в отношении такого предмета с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором предмет лизинга был получен указанным лицом.

В п. 7 ст. 189 НК включен и порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость в случае расторжения договора финансовой аренды (лизинга) без завершения выкупом либо внесения в него изменений, исключающих условие выкупа предмета лизинга.

Заключительные положения

Как и ранее, бюджетные организации признаются плательщиками налога на недвижимость только в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест. При этом доход, полученный от сдачи в аренду такого имущества, является внереализационным. В случае возмещения сумм земельного налога при передаче имущества в безвозмездное пользование ссудодатель учитывает полученные от ссудополучателя суммы также в составе внереализационных доходов.

Следовательно, налог на недвижимость, исчисленный при сдаче в аренду (в безвозмездное пользование) перечисленного выше имущества, бюджетным организациям целесообразно включать в состав внереализационных расходов, а не затрат. В связи с этим ст. 190 НК изложена в новой редакции, согласно которой бюджетные организации в случае признания их плательщиками в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 184 НК включают суммы налога на недвижимость в состав внереализационных расходов (было – в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении).

Остальные же организации и ИП, как и ранее, включают суммы налога на недвижимость в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. При этом если ранее исключение из этого правила составляли только суммы налога на недвижимость, исчисленные со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства, то теперь к ним добавлены суммы налога на недвижимость:

– исчисленные по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества;

– возмещаемые ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена актами Президента.

 

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by