Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Юридическим лицам
12.01.2016 37 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налог на доходы: уточнение базы и фактического владельца

В 2016 г. Законом от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон № 343-З) внесены существенные корректировки в главу 15 Налогового кодекса «Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство»

 

В ст. 146 Налогового кодекса (далее – НК) уточняется перечень объектов обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

В частности, налогом на доходы облагаются доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь от оказания посреднических услуг (подп. 1.12.4 п. 1 ст. 146 НК). При этом посредническими признаются услуги по содействию в установлении контактов и заключении сделок (договоров, контрактов) между производителями (подрядчиками, исполнителями) и потребителями (заказчиками), продавцами (поставщиками) и покупателями, а также услуги комиссионеров (поверенных) и иных лиц, действующих на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров. Однако с 1.01.2016 г. положения подп. 1.12.4 п. 1 ст. 146 НК не распространяются на доходы, полученные иностранными организациями за предоставление услуг по бронированию перевозок пассажиров в международных перевозках, мест проживания, агентских услуг по бронированию, оформлению и (или) реализации перевозок пассажиров в международных перевозках, подбору маршрута перевозки пассажиров в международных перевозках.

В подп. 1.12.6 п. 1 ст. 146 НК до сих пор говорилось, что налогом на доходы облагаются доходы от оказания услуг по найму и (или) подбору работников, в т.ч. физических лиц, для осуществления ими профессиональной деятельности. Теперь здесь речь идет об услугах по поиску и (или) подбору персонала, найму персонала, а также по предоставлению персонала для осуществления деятельности в Беларуси. Таким образом, нормы подп. 1.12.6 п. 1 ст. 146 НК приведены в соответствие с абз. 5 ч. 3 подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК, где указано, что местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория РБ при оказании услуг по предоставлению, найму персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя.

Заодно терминология ст. 146 НК приводится в соответствие с общегосударственным классификатором ОКРБ 005-2011, который введен в действие с 1 января 2016 г.

Так, в новой редакции изложен подп. 1.14 п. 1 ст. 146 НК. Теперь здесь устанавливается, что налогом на доходы облагаются доходы от деятельности по обработке данных и размещению информации (услуги по обработке данных; веб-хостинг (включая комплексные услуги по размещению и управлению веб-сайтами); комплексные услуги по обработке данных, предоставленных клиентом, и составлению на основе этих данных специализированных отчетов; услуги по вводу и обработке данных, включая услуги по управлению базами данных; услуги по хранению данных; предоставление места и времени для рекламы в сети Интернет), а также доходы от деятельности веб-порталов по функционированию веб-сайтов, использующих поисковые системы в целях создания и ведения обширных баз данных интернет-адресов и содержания в формате, обеспечивающем легкий поиск информации. Положения подп. 1.14 п. 1 ст. 146 НК не распространяются на доходы, полученные от источников в Беларуси иностранными организациями от оказания репозитарных услуг (ранее здесь не упоминавшихся), услуг автоматизированной системы межбанковских расчетов, международных платежных систем, международных телекоммуникационных систем передачи информации и (или) совершения платежей.

 

Справка «ЭГ»: В белорусском законодательстве понятие «репозитарные услуги» не закреплено. В России репозитарная деятельность и оказание услуг репозитарием регулируется Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и приказом Федеральной службы по финансовым рынкам РФ от 28.12.2011 № 11 68/пз-н «Об утверждении Порядка ведения реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), предоставления информации, необходимой для ведения указанного реестра, и информации из указанного реестра, а также представления реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг». Она включает в себя функции по:

регистрации генеральных соглашений;

сбору и регистрации информации о договоре с производными финансовыми инструментами/РЕПО;

– внесению изменений и дополнений, включая прекращение, а также по регистрации сведений и внеклиринговых расчетов, связанных с обеспечением исполнения обязательств по ранее зарегистрированному генеральному соглашению/договору с производными финансовыми инструментами/РЕПО;

предоставлению выписки по договорам с производными финансовыми инструментами/РЕПО;

репозитарному обслуживанию.

Ранее в письме МНС от 16.06.2014 № 4-25/16788 отмечалось, что поскольку репозитарные услуги не поименованы в ст. 146 НК, то они не являются объектом обложения налогом на доходы.

 

Налоговая база

Дополнения, внесенные в ст. 147 НК, направлены на корректировку определения налоговой базы налога на доходы.

Так, согласно подп. 1.1.1 п. 1 ст. 147 НК по доходам за использование имущества на территории Беларуси либо за предоставление права пользования таким имуществом, кроме платежей по аренде международных (континентальных и межконтинентальных) каналов и сетей электросвязи, либо за предоставление права пользования имуществом налоговая база налога на доходы определяется в сумме возмещения стоимости такого имущества, приходящейся на начисленную сумму дохода, затрат по его страхованию, выплате банку, правительству иностранного государства или Постоянному Комитету Союзного государства процентов за кредит, полученный на приобретение имущества.

Теперь здесь уточняется, что сумма возмещения стоимости имущества, приходящейся на начисленную сумму дохода от предоставления права пользования недвижимым имуществом, признаваемым таковым в соответствии со ст. 185 НК (для целей исчисления налога на недвижимость), определяется:

– как сумма возмещения стоимости предмета лизинга в части, включенной в соответствующий текущий лизинговый платеж, без НДС – при исполнении договора финансовой аренды (лизинга, сублизинга);

– как сумма арендной платы, приходящейся на часть предоставленного налоговому агенту в субаренду имущества и уплаченной в налоговом периоде, за который подлежит исчислению налог на доходы в отношении доходов от предоставления права пользования таким имуществом, – при исполнении договора субаренды;

– как сумма амортизационных отчислений по такому имуществу, рассчитанных в соответствии с законодательством РБ (расчет амортизационных отчислений приводится в справке произвольной формы, представляемой вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на доходы иностранной организации), – при исполнении иных договоров о предоставлении права пользования таким имуществом.

При отчуждении, погашении ценных бумаг (кроме акций) на территории Республики Беларусь налоговая база налога на доходы определяется в сумме затрат на приобретение ценных бумаг и их отчуждение (подп. 1.1.4 п. 1 ст. 147 НК). Теперь при этом уточняется, что затраты на приобретение ценных бумаг (кроме акций) и их отчуждение, понесенные в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Нацбанком на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы.

Предполагается, что введение данных норм позволит применять при отчуждении, погашении облигаций тот же порядок определения налоговой базы налога на доходы, что и при отчуждении акций, номинированных в валюте, а также увеличит для иностранных организаций привлекательность приобретения белорусских облигаций, поскольку устраняется влияние девальвации на сумму дохода.

Как и ранее, при отчуждении участником организации, находящейся на территории Беларуси, доли в уставном фонде (пая, акций) организации – в сумме затрат на приобретение доли (пая, акций) или в сумме фактически произведенного (оплаченного) взноса (вклада) в уставный фонд такой организации; при отчуждении участником организации, находящейся на территории РБ, части доли в уставном фонде (части пая) организации налоговая база налога на доходы определяется в сумме затрат, исчисленных как произведение удельного веса отчуждаемой части доли (части пая) в доле (пае) этого участника в уставном фонде организации и суммы осуществленных участником организации затрат на приобретение доли (пая) или произведенного взноса (вклада) в уставный фонд. При этом сумма дохода иностранной организации и сумма ее взноса (вклада) или расходы на приобретение доли в уставном фонде (паев, акций) организации подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу Нацбанка соответственно на дату начисления доходов и на дату фактического внесения взноса (вклада) либо фактического осуществления (оплаты) расходов на приобретение доли в уставном фонде (паев, акций) организаций. Согласно внесенным Законом № 343-З дополнениям определенный таким образом доход в долларах США подлежит пересчету в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка на дату начисления налоговым агентом дохода иностранной организации, установленную ст. 148 НК.

Напомним, что в соответствии с подп. 2.1 п. 2 ст. 148 НК днем начисления дохода (платежа) иностранной организации признается наиболее ранняя из дат, одной из которых является дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выполнения иностранной организацией работ, оказания услуг, приобретения у иностранной организации недвижимого имущества, приобретения предприятия как имущественного комплекса (его части), принадлежащего иностранной организации, приобретения доли (пая, акций), принадлежащей иностранной организации как участнику организации, либо ее части.

Льготы для кредиторов

Корректировки в п. 4 ст. 146 НК расширяют сферу применения льготы по налогу на доходы для иностранных компаний, осуществляющих финансирование белорусских субъектов хозяйствования.

Так, от налога на доходы с 1.01.2016 г. освобождаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство и являющихся подлинными владельцами таких доходов:

– полученные из источников в Беларуси от предоставления такими иностранными организациями белорусским организациям в виде кредитов и займов денежных средств, полученных этими иностранными организациями от размещения ценных бумаг, эмитируемых (выдаваемых) ими в целях направления таких средств белорусским организациям (подп. 4.3 п. 4 ст. 146 НК);

– полученные из источников в Беларуси от предоставления иностранными организациями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, иных кредитов, займов, чем указанные в подп. 4.1–4.3 п. 4 ст. 146 НК (т.е. выданных под гарантии правительства РБ или по размещенным за рубежом облигациям ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и государственным долгосрочным облигациям, в т.ч. доходы, полученные от оказания услуг, связанных с эмиссией, размещением, обращением и погашением таких облигаций, а также с учетом прав на них) (подп. 4.4 п. 4 ст. 146 НК).

Данное освобождение применяется при условиях, что постоянное местонахождение таких иностранных организаций на день начисления налоговым агентом дохода (платежа) иностранной организации, определяемый в соответствии с п. 21 ст. 148 НК, подтверждается сведениями международного справочника «The Bankers Almanac» (издательство Reed Business Information) и согласно таким сведениям эти иностранные организации не находятся в оффшорных зонах, перечень которых утвержден Президентом. Это должно обеспечить реализацию макроэкономического ориентира по противодействию использованию низконалоговых юрисдикций, находящихся в третьих странах, предусмотренного в разделе I «Обеспечение макроэкономической устойчивости» Основных ориентиров макроэкономической политики государств – членов Евразийского экономического союза на 2015–2016 годы, утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8.05.2015 № 11.

Льготный порядок налогообложения применяется временно: в отношении доходов, день начисления которых будет приходиться на период с 1 января 2016 г. до 1 января 2017 г.

Напомним, что в соответствии с п. 21 ст. 148 НК днем начисления дохода (платежа) иностранной организации от долговых обязательств по кредитам, займам признается по выбору налогового агента одна из следующих дат:

– дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) обязательств перед иностранной организацией по выплате дохода от долговых обязательств по кредитам, займам (подп. 21.1 п. 21 ст. 148 НК);

– дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты налоговым агентом (факта осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета) дохода иностранной организации от долговых обязательств по кредитам, займам (подп. 21.2 п. 21 ст. 148 НК).

Налоговые агенты, избравшие днем начисления дохода (платежа) иностранной организации от долговых обязательств по кредитам, займам дату отражения в бухгалтерском учете факта выплаты дохода, делают соответствующую отметку в налоговой декларации (расчете) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в РБ через постоянное представительство, в которой отражен этот вид дохода ино­странной организации. Принятое налоговым агентом решение о выборе дня начисления такого дохода ино­странной организации изменению в течение текущего календарного года не подлежит.

Устранение двойного налогообложения

Существенные корректировки внесены Законом № 343-З в правила по устранению двойного налогообложения. Посвященная этому вопросу ст. 151 НК изложена в новой редакции.

В прошлом году для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна была представлять в установленном  порядке подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется такой международный договор, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Теперь исходя из норм п. 1. ст. 151 НК такое подтверждение, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства, может представлять любая иностранная организация. Однако если условием (одним из условий) применения льготы по налогу на доход в соответствии с положениями международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения и (или) законодательством РБ является получение дохода из источника в  Беларуси его фактическим владельцем, у иностранной организации в дополнение к подтверждению могут быть запрошены документы, перечисленные в п. 3 ст.151 НК.

Отметим, что освобождение от уплаты налога на доходы у источника выплаты или применение пониженной ставки налога указывается в большинстве соглашений об устранении двойного налогообложения, участницей которых является Республика Беларусь, в статьях, регламентирующих налогообложение дивидендов, процентов и роялти, увязывается с понятием «фактический» или «подлинный» владелец данных видов доходов.

Подтверждение, как и в прошлом году, может представляться в налоговый орган как до уплаты налога на доходы, так и после этой уплаты. Подтверждение может быть представлено в виде электронного документа. В этом случае оно направляется в налоговый орган в качестве приложения к налоговой декларации (расчету), если налоговый агент представляет эту декларацию в электронном виде, либо к письму, составленному в виде электронного документа.

Подтверждение представляется в налоговый орган ежегодно и действительно на протяжении календарного года, в котором оно выдано, если иное не установлено ст. 151 НК. Если компетентным органом иностранного государства указан период действия подтверждения, то оно применяется в течение указанного в нем периода.

Подтверждение, выданное без указания периода его действия и заверенное компетентным органом государства постоянного местонахождения иностранной организации в IV квартале текущего года, может применяться на последующий календарный год при наличии в налоговом органе документа, являющегося подтверждением на текущий календарный год постоянного местонахождения иностранной организации в государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения. В случае отсутствия в налоговом органе подтверждения, выданного на текущий календарный год, и при наличии такого документа, заверенного в IV квартале текущего календарного года, он применяется в качестве подтверждения на текущий календарный год либо на период, указанный в нем.

Подтверждение может применяться в течение последующих 2 календарных лет при начислении (выплате) дохода в пользу иностранной организации, если в указанный период такая организация не изменила своего местонахождения в иностранном государстве, которое указано в договоре, заключенном с налоговым агентом, предусматривающем выплату дохода, в отношении которого налоговым агентом в первый календарный год в установленном порядке были применены положения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения. Для подтверждения обоснованности применения в последующие 2 календарных года подтверждения налоговый орган вправе запросить у налогового агента договор (его копию), а также документы (их копии), подтверждающие выплату дохода иностранной организации по реквизитам, указанным в договоре. Ранее здесь оговаривалось, что такой запрос может быть сделан в налоговом периоде, в котором производилась последняя из выплат, осуществленная за последующие 2 календарных года. Теперь эта оговорка исключена.

Текущим календарным годом в рассматриваемых правоотношениях является год, в котором выдано подтверждение.

При представлении в налоговый орган подтверждения до даты начисления (выплаты) дохода (платежа), в отношении которого международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены настоящей главой, в отношении такого дохода (платежа) налоговый агент не удерживает и не перечисляет в бюджет налог на доходы или удерживает и перечисляет в бюджет налог на доходы по пониженным ставкам, установленным таким международным договором.

При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке. Представление подтверждения является основанием для неудержания налога на доходы или удержания налога на доходы по пониженным ставкам с учетом положений соответствующего международного договора Республики Беларусь, если иное не установлено п. 4 ст. 151 НК (см. ниже).

Возврат (зачет) ранее удержанного (уплаченного) налога на доходы, в отношении которого международными договорами Республики Беларусь по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены настоящей главой, осуществляется налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента в белорусских рублях после подачи налоговым агентом заявления о возврате (зачете) налога, подтверждения, а также, если это будет определено в письменном требовании налогового органа, копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход (платеж) иностранной организации, если иное не предусмотрено ст. 151 НК.

Как и в прошлые годы, при начислении (выплате) доходов (платежей) иностранным организациям, постоянное местонахождение которых подтверждается сведениями международного справочника «The Bankers Almanac», международного каталога «BIC Directory» (издание S.W.I.F.T., Customer Operations Services, 1 Av., Adele, 1310 La Hulpe, Belgium) или международного справочника «Airline Coding Directory» (издание «International Air Transport Association», Montreal – Geneva), а также центральным (национальным) банкам иностранных государств, органам государственного управления и (или) местным органам власти этих государств подтверждение не представляется.

Льгота – только для фактического владельца дохода

Главным новшеством налогообложения доходов нерезидентов в Беларуси является введение понятия фактического владельца дохода. Согласно п. 2 новой редакции ст. 151 НК иностранная организация признается имеющей такой статус, если она осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с получением из источников в Беларуси дохода, в отношении которого она претендует на льготу по доходу фактического владельца, является непосредственным выгодоприобретателем такого дохода, вправе самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом по своему усмотрению. При определении статуса иностранной организации в качестве фактического владельца дохода учитываются выполняемые ею в целях получения такого дохода функции, имеющиеся полномочия и принимаемые риски.

Для определения статуса фактического владельца дохода могут быть учтены дополнительные основания, в том числе при проведении взаимосогласительной процедуры МНС РБ с налоговым органом иностранного государства в рамках международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

Иностранная организация не рассматривается в качестве фактического владельца дохода, когда в целях его получения:

– она осуществляет исключительно посреднические функции в интересах другого лица,

– она не принимает на себя риски и (или)

– ее право пользоваться и (или) распоряжаться доходом ограничено договорными или иными обязательствами по выплате (передаче) дохода (в полном объеме или не менее 60% от такого дохода) в установленные сроки (но не позднее 12 месяцев после получения выплаченного дохода) в пользу налогового резидента иностранного государства, который при непосредственном получении такого дохода не имел бы права на льготу по доходу фактического владельца согласно международному договору Республики Беларусь по вопросам налогообложения и (или) законодательству РБ или имел бы право на применение менее благоприятных положений международного договора.

При возникновении у налогового агента, начисляющего (выплачивающего) иностранной организации доход, на основании имеющихся у него документов сомнения в том, что в соответствии с положениями, предусмотренными п. 2 ст. 151 НК, иностранная организация является фактическим владельцем дохода в целях получения льготы по доходу фактического владельца (далее – обоснованное сомнение), он вправе запросить у такой иностранной организации документы (информацию) для подтверждения ее статуса (п. 3 ст. 151 НК).

В качестве документов (информации), подтверждающих статус фактического владельца дохода, у иностранной организации могут быть запрошены:

– документы (информация), подтверждающие наличие у нее неограниченного права пользоваться и (или) распоряжаться доходом, в отношении которого она претендует на льготу по доходу фактического владельца, отсутствие обязательств перед третьими лицами (местом налогового резидентства которых является государство, с которым отсутствует международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, или государство, положения такого договора с которым содержат менее льготные условия), ограничивающих ее права на пользование и (или) распоряжение таким доходом в целях осуществления предпринимательской деятельности;

– документы (информация), подтверждающие осуществление иностранной организацией в государстве, налоговым резидентом которого она является, предпринимательской и (или) иной деятельности.

Кроме того, иностранная организация вправе пред­ставить подтверждение налогового органа иностранного государства о том, что она является подлинным владельцем дохода, а также иные документы (информацию) в обоснование своего права на льготу по доходу фактического владельца.

В соответствии с п. 4 ст. 151 НК, если до установленного Налоговым кодексом дня представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы за налоговый период, на который в отношении такого вида дохода иностранной организации, как дивиденды, приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы, в отношении которого иностранная организация претендует на льготу по доходу фактического владельца, иностранная организация, у которой в связи с возникновением обоснованных сомнений запрошены документы (информация), подтверждающие ее статус фактического владельца дохода:

– не представит запрошенные не позднее чем за 90 дней до дня представления указанной налоговой декларации (расчета) документы (информацию), подтверждающие статус фактического владельца дохода, налоговый агент не применяет льготу по доходу фактического владельца (о чем в налоговой декларации делается соответствующая отметка) и представляет в налоговый орган вместе с такой налоговой декларацией документы (информацию), подтверждающие его обоснованное сомнение, и копию запроса;

– не представит документы (информацию), подтверждающие статус фактического владельца дохода (если запрос был направлен позднее срока, указанного 90-дневного срока), налоговый агент применяет льготу по доходу фактического владельца (о чем в налоговой декларации (расчете) делается соответствующая отметка) и представляет в налоговый орган вместе с такой налоговой декларацией (расчетом) документы (информацию), подтверждающие его обоснованное  сомнение, и копию запроса;

– представит документы (информацию), подтверждающие статус фактического владельца дохода, из которых следует, что права на льготу по доходу фактического владельца:

1) присутствуют у другой иностранной организации, льгота по доходу фактического владельца может быть применена к этой другой иностранной организации при условии представления в налоговый орган налоговым агентом подтверждения в отношении этой иностранной организации (если льгота по доходу фактического владельца определена в международном договоре Республики Беларусь по вопросам налогообложения с иностранным государством, налоговым резидентом которого является эта другая иностранная организация);

2) отсутствуют у нее и не представлены сведения о другой иностранной организации, являющейся фактическим владельцем дохода, налоговый агент перечисляет в бюджет налог на доходы без применения льготы по доходу фактического владельца (о чем в налоговой декларации (расчете) делается соответствующая отметка) и представляет в налоговый орган вместе с такой налоговой декларацией (расчетом) документы (информацию), подтверждающие его обоснованное сомнение, и представленные иностранной организацией документы (информацию), подтверждающие статус фактического владельца дохода, на основании которых налоговым агентом был сделан вывод об отсутствии у иностранной организации права на льготу по доходу фактического владельца.

При представлении иностранной организацией документов (информации), подтверждающих ее статус фактического владельца дохода, после указанного выше дня представления налоговой декларации (расчета), возврат (зачет) налога на доходы осуществляется в белорусских рублях налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента после подачи им заявления о возврате (зачете) налога вместе с документами (информацией), подтверждающими статус фактического владельца дохода, представленными иностранной организацией, и подтверждением (если оно не было представлено ранее). Налоговый агент подает указанные документы, если из представленных на основании запроса документов следует, что у иностранной организации имеются фактические права на льготу по доходу фактического владельца.

Если иностранная организация не согласна с действиями налогового агента по удержанию налога на доход без применения льготы по доходу фактического владельца, она вправе обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента, представив заявление о возврате (зачете) налога на доходы, копии представленных налоговому агенту документов (информации), подтверждающих статус фактического владельца дохода, и, если не были представлены ранее, подтверждение и копию договора (или иного документа), в соответствии с которым начислялся (выплачивался) доход (платеж) иностранной организации (п. 5 ст. 151 НК).

Если представленные документы (информация) подтверждают статус фактического владельца дохода, налоговый орган:

– в течение 3 рабочих дней со дня направления иностранной организации ответа уведомляет налогового агента об этом, а также о необходимости представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы с изменениями и дополнениями в течение 5 рабочих дней со дня направления уведомления;

– производит возврат (зачет) налога на доходы в общеустановленном порядке.

Для подтверждения обстоятельств, указанных в пред­ставленных иностранной организацией документах (информации), подтверждающих статус фактического владельца дохода, налоговый орган вправе направить запрос в налоговый и (или) иной компетентный орган иностранного государства

Таким образом, в новой редакции ст. 151 НК реализуются некоторые принципы, рекомендованные ОЭСР. Они предполагают, что понятие «фактический получатель дохода» не является синонимом термина «бенефициарный владелец», используемого в Законе от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения». Кроме того, в современной мировой налоговой практике не признается фактическим получателем дохода посредник (агент, поверенный) или номинальный держатель, а также так называемая «кондуитная компания» (структура, созданная специально для использования налоговых преимуществ по международным соглашениям), которая действует исключительно как «администратор» дохода. Такой подход, закрепленный с 1.01.2016 г. в отечественном налоговом законодательстве, существенно сужает возможности использования международных соглашений об устранении двойного налогообложения для минимизации налогов и вывода капитала.

Отдел налогообложения «ЭГ»

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений