Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
09.02.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Мы, ниже подписавшийся...©

Вступившее с 16 января т.г. постановление Минфина от 21.12.2015 № 58 «О некоторых вопросах составления первичных учетных документов» (далее – постановление № 58), с одной стороны, приветствовалось бизнес-сообществом, с другой – породило некоторое непонимание в применении этого нормативного акта. Попытаемся расставить точки над «i».

Во исполнение

и развитие

В соответствии со ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Из содержания указанной статьи следует, что первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом, должны содержать в т.ч. следующие сведения:

– наименование документа, дату его составления;

– наименование организации, фамилию и инициалы ИП, являющегося участником хозяйственной операции;

– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Вместе с тем в п. 6 ст. 10 действующей с 7 сентября 2015 г. редакции Закона закреплена новелла, направленная на упрощение ведения хозяйственного оборота. В частности, было установлено, что первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Минфином, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг).

Во исполнение названной нормы указанные случаи и были установлены постановлением № 58, согласно которому случаем, при котором первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично, является заключение публичного договора между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком.

Исходя из приведенных норм делаем вывод о том, что для оформления единолично составленного акта требуется одновременное наличие трех условий:

1) договор должен являться публичным;

2) договор должен быть заключен в письменной форме;

3) договор должен предусматривать единоличный порядок оформления акта о выполненных работах (оказанных услугах).

Таким образом, по публичным договорам на выполнение работ (оказание услуг) в настоящее время возможно одностороннее (единоличное) составление актов об их выполнении (оказании) как заказчиком, так и подрядчиком (исполнителем). При этом требования к содержанию указанных актов, закрепленные в п. 2 ст. 10 Закона, остаются неизменными.

Что касается вопроса о письменной форме договора, то в данном случае следует помнить, что согласно п. 3 ст. 404 Гражданского кодекса (далее – ГК) письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в соответствии с п. 3 ст. 408 ГК. В свою очередь, п. 3 ст. 408 ГК установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, конклюдентных действий, т.е. действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.д.), считается акцептом, если иное не предусмотрено законодательством или не указано в оферте.

Поэтому если, к примеру, продавцом (исполнителем) доведен до всеобщего сведения (в т.ч. путем размещения в СМИ, на интернет-сайте) публичный договор, являющийся офертой, то принятие этой оферты заказчиком посредством оплаты услуг будет означать, что письменная форма договора соблюдена.

Область применения

Для того чтобы определить, о каких конкретно договорах идет речь, следует обратиться к содержанию ст. 396 ГК. По основаниям заключения все договоры, как известно, делятся на свободные и обязательные. Свободными считаются договоры, заключение которых полностью зависит от усмотрения сторон. Публичный договор в отличие от свободных является обязательным.

В соответствии со ст. 396 ГК публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.).

Из указанного определения следует, что публичный договор заключается с любым желающим на условиях, в нем отраженных. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 415 ГК о судебном порядке понуждения заключить договор. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Следует отметить, что в ст. 396 ГК закреплено право Правительства в случаях, предусмотренных законодательными актами, издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), если иное не установлено Президентом.

Применительно к возмездному оказанию услуг и выполнению работ к публичным договорам законодательство прямо относит такие договоры, как:

– договор бытового подряда (ст. 683 ГК).

– договор на оказание соответствующего вида жилищно-коммунальных услуг (ст. 14 Закона от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»);

– договор по оказанию услуг почтовой связи общего пользования (ст. 1 Закона от 15.12.2003 № 258-З «О почтовой связи»);

– договор по оказанию гостиничных услуг (п. 6 Правил гостиничного обслуживания в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 7.04.2006 № 471);

– договор на оказание услуг электросвязи (п. 4 Правил оказания услуг электросвязи, утв. постановлением Совмина от 17.08.2006 № 1055) и др.

В свою очередь, Правила бытового обслуживания потребителей, утв. постановлением Совмина от 14.12.2004 № 1590 (в редакции постановления от 2.04.2015 № 268), к бытовым услугам относят: мелкий ремонт одежды, прокат, услуги по химической чистке и (или) окрашиванию изделия, производство кожаной одежды, мехов и меховых изделий, ремонт одежды и (или) производство готовой одежды, трикотажных изделий, ремонт или изготовление ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, услуги парикмахерских, услуги по чистке (стирке) текстильных, меховых и прочих изделий, услуги по ремонту электробытовых товаров, услуги по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств, услуги по обработке фотоматериалов, услуги бань и душевых, услуги в области производства, по ремонту, содержанию и реставрации мебели и др.

По ряду перечисленных договоров законодателем прямо не предусмотрено подписание обеими сторонами договора акта приемки оказанных услуг (выполненных работ). Например, отсутствует такое требование в типовых формах договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг, утв. постановлением Совмина от 27.01.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», и т.п.

В то же время порядок выполнения других из вышеперечисленных услуг и работ регулируется специальными нормами права, которые требуют подписания заказчиком услуги акта по факту ее оказания (например, п. 5.3.3. СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения»). Поскольку заключаемые в соответствии со специальными нормами права договоры на оказание названных услуг (выполнение работ) должны содержать условие о приемке работ (услуг) на основании двусторонне подписанного акта, следовательно, указать на возможность оформления акта в единоличном порядке, как того требует п. 6 ст. 10 Закона, стороны договора будут не вправе.

Для того чтобы по договору было установлено право единоличного составления первичного учетного документа на выполненные работы (оказанные услуги), в данном договоре необходимо указать сторону, которая будет составлять единоличные первичные учетные документы по договору. Кроме того, стороны могут распространить применение комментируемой нормы и на ранее заключенные договоры, подписав соответствующее соглашение между собой, в котором следует указать публичные договоры, по которым изменяется порядок приемки оказанных услуг (выполненных работ).

В случае использования сторонами иных, прямо не предусмотренных действующим законодательством видов публичных договоров, заключение которых осуществляется путем акцепта второй стороной публичных условий данного договора в соответствии с условиями ст. 396 ГК, использование стороной единолично составленных актов в случае указания в публичном договоре такой возможности будет являться правомерным.

 

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений