Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Юридическим лицам
22.01.2016 29 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МНС разъясняет: налоговые льготы-2016

Министерство по налогам и сборам в связи со вступлением в силу Закона от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон № 343-З) письмом от 11.01.2016 № 2-2-11/83 разъяснило произошедшие изменения в составе налоговых льгот и сфере применения некоторых из них.

 

По налогу на прибыль

1. Перечень получателей спонсорской помощи, определенной налоговой льготой, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 ст. 140 Налогового кодекса (далее – НК), с 1.01.2016 г. расширен за счет включения в него Международного благотворительного фонда помощи детям «Шанс», Международного общественного объединения «Понимание», Белорусского республиканского общественного объединения инвалидов «Реабилитация».

Соответственно, организации вправе воспользоваться этой льготой при безвозмездной передаче указанным некоммерческим организациям и (или) унитарным предприятиям, собственниками имущества которых они являются, товарно-материальных ценностей, выполнении работ (оказании услуг), перечислении денежных средств или оплате счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права, имеющие место с 1.01.2016 г.

Сумма указанной льготы отражается по стр. 12 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль.

При применении названной льготы заполняется приложение к форме налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль «Сведения о размере и составе использованных льгот».

2. С 1.01.2016 г. исключаются подп. 1.6 и 1.12 п. 1 ст. 140 НК, в связи с чем отменяются льготы по налогу на прибыль в отношении прибыли, соответственно:

организаций от реализации производимой ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства и рыбоводства;

полученной от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов.

Следовательно, организации, которые до 1.01.2016 г. применяли освобождение от налогообложения налогом на прибыль, предусмотренное подп. 1.6 и 1.12 п. 1 ст. 140 НК, прибыль от реализации с 1.01.2016 г. указанной продукции и товаров (работ, услуг) на указанных объектах включают в налоговую базу налога на прибыль, если на основании иных положений налогового законодательства не предусмотрено освобождение такой прибыли от налога на прибыль.

3. С 1.01.2016 г. исключается п. 2 ст. 142 НК, согласно которому организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50%, уплачивают налог на прибыль по ставке 10%.

Поэтому такие организации при исчислении прибыли с 1.01.2016 г. применяют ставку налога на прибыль, установленную п. 1 ст. 142 НК, т.е. 18%, если на основании иных положений налогового законодательства не предусмотрено применение иной ставки налога на прибыль.

По налогу на добавленную стоимость

С 2016 г. согласно изменениям, внесенным в Кодекс, отменяются следующие льготы по НДС:

– освобождение от НДС оборотов по реализации транспортных средств для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров производителями – резидентами РБ в целях дальнейшей передачи указанных транспортных средств по договорам финансовой аренды (лизинга) в порядке, установленном Президентом РБ (ч. 1 подп. 1.27 п. 1 ст. 94 НК);

– освобождение от НДС оборотов по передаче на территории Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом РБ, лизингодателем лизингополучателю транспортных средств для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров по договорам финансовой аренды (лизинга) (включая расходы, возмещаемые лизингодателю лизингополучателем, предусмотренные договором финансовой аренды (лизинга)) (часть вторая подп. 1.27 п. 1 ст. 94 НК);

– освобождение от НДС при реализации сжиженного газа физическим лицам для коммунально-бытового потребления и топливоснабжающим организациям для продажи физическим лицам (подп. 1.24 п. 1 ст. 94 НК).

Справочно. При реализации твердых видов топлива освобождение от НДС сохраняется.

Также отменяется освобождение от НДС при реализации физическим лицам таких коммунальных услуг, как газоснабжение и электроснабжение. Указом Президента от 21.12.2015 № 507 из приложения 2 к Указу от 26.03.2007 № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость» (далее – приложение 2 к Указу) исключены п.п. 7 (электроснабжение), 8 (газоснабжение) и 24 (доставка, подключение и обмен баллонов со сжиженным газом населению).

Справочно. При реализации физическим лицам услуг по электроснабжению общего имущества жилого дома освобождение от НДС сохраняется (исходя из новой редакции п. 16 приложения 2 к Указу). Соответствующее изменение внесено в приложение 2 к Указу нормой Указа от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг», вступившей в силу с 1.01.2016 г.

С 2016 г. введена льгота по НДС в виде освобождения от НДС операций по передаче жилья (квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов) физическим лицам на основании договоров лизинга, предусматривающих возврат пред­мета лизинга (подп. 1.52 п. 1 ст. 94 НК).

Обращаем внимание, что согласно п. 10 ст. 103 НК при изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется:

– в отношении отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных с момента изменения порядка исчисления НДС;

– в отношении объектов аренды (предметов лизинга), момент сдачи (передачи) которых в аренду (финансовую аренду (лизинг)), определяемый в соответствии с п. 11 ст. 100 НК, наступил с момента изменения порядка исчисления НДС.

Справочно. Согласно п. 11 ст. 100 НК моментом сдачи (передачи) объекта (предмета) в аренду (финансовую аренду (лизинг)) признается последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж) по такой сдаче (передаче), но не ранее даты фактической передачи объекта аренды (предмета лизинга) арендатору (лизингополучателю).

В связи с этим применение вышеуказанных норм осуществляется в следующем порядке.

Освобождение от НДС в связи с отменой налоговой преференции, установленной:

– ч. 1 подп. 1.27 п. 1 ст. 94 НК, – не применяется в отношении транспортных средств, отгруженных с 1.01.2016 г.;

– ч. 2 подп. 1.27 п. 1 ст. 94 НК, – не применяется в отношении лизинговых платежей, приходящихся к установленному договором периоду с 1.01.2016 г.;

– подп. 1.24 п. 1 ст. 94 НК, – не применяется в отношении сжиженного газа, отгруженного с 1.01.2016 г.;

– п.п. 7 (электроснабжение), 8 (газоснабжение) приложения 2 к Указу, в силу положений п. 13 ст. 100 НК и п. 1 ст. 100 НК – не применяется в отношении электрической энергии, газа, отпуск которых произведен с 1.01.2016 г.;

– п. 24 (доставка, подключение и обмен баллонов со сжиженным газом населению) приложения 2 к Указу – не применяется, если работы выполнены, услуги оказаны с 1.01.2016 г.

Освобождение от НДС в связи с введением налоговой преференции, установленной подп. 1.52 п. 1 ст. 94 НК, – применяется в отношении лизинговых платежей, приходящихся к установленному договором периоду с 1.01.2016 г.

Кроме того, Указом от 16.11.2015 № 460 с 1.12.2015 г. Перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (приложение 1 к Указу от 26.03.2007 № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость» дополнен пунктом 91 «Перебазировка (включающая монтаж, демонтаж и транспортировку) башенных кранов, устройство подкрановых путей».

Следовательно, если согласно актам выполненных работ поименованные в п. 91 Перечня работы выполнены с 1.12.2015 г., в отношении оборотов по реализации данных работ при строительстве и ремонте объектов жилищного фонда применяется освобождение от НДС.

По налогу на недвижимость

До 1.01.2016 г. в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК освобождались от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части социально-культурного назначения.

Согласно подп. 9.4.4 п. 9 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 4.11.2006 № 1475 (далее – постановление № 1475), к отраслям социально-культурной сферы относились здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм.

Законом вышеназванная льгота реформирована и с 1.01.2016 г. подлежит применению в новом порядке.

Так, с 1.01.2016 г. освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части:

– классифицируемые в соответствии с законодательством как здания для целей определения нормативных сроков службы основных средств и используемые в сферах образования и здравоохранения.

К законодательству, регулирующему нормативные сроки службы основных средств, относится постановление Минэкономики от 30.09.2011 № 161 (далее – постановление № 161).

В указанном постановлении № 161 приводится перечень объектов, относимых к зданиям (шифр 1), сооружениям (шифр 2) и передаточным устройствам (шифр 3).

Таким образом, с 1.01.2016 г. к объектам, в отношении которых может быть применена льгота по налогу на недвижимость, следует относить только те объекты, которые используются в сферах образования и здравоохранения и классифицируются как здания (шифр 1) в соответствии с постановлением № 161. Использование в сфере образования и здравоохранения объектов, классифицируемых в соответствии с постановлением № 161 как сооружения (шифр 2) или передаточные устройства (шифр 3), с 1.01.2016 г. не является основанием, дающим возможность применения в отношении них льготы по налогу на недвижимость. Соответственно, с 1.01.2016 г. сооружения и передаточные устройства сферы здравоохранения и образования подлежат обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке;

– включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений.

Формирование реестра физкультурно-спортивных сооружений предусмотрено ст. 67 Закона от 4.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» в целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии физкультурно-спортивных сооружений, находящихся на территории Республики Беларусь.

Формирование и ведение реестра физкультурно-спортивных сооружений осуществляются Министерством спорта и туризма РБ.

Состав сведений, вносимых в реестр физкультурно-спортивных сооружений, порядок его формирования и ведения, а также порядок предоставления содержащейся в нем информации установлены Инструкцией о порядке формирования и ведения реестра физкультурно-спортивных сооружений, а также предоставления содержащейся в нем информации и об установлении состава сведений, вносимых в реестр физкультурно-­спортивных сооружений, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 55.

Таким образом, объекты, по сути используемые или подлежащие использованию в сфере физической культуры и спорта, могут быть освобождены от исчисления и уплаты по ним налога на недвижимость только после предоставления организацией, являющейся заинтересованным лицом, заявления и соответствующих документов для включения какого-либо объекта в реестр физкультурно-спортивных сооружений, положительного решения коллегии Минспорта и туризма РБ о включении объекта в реестр физкультурно-спортивных сооружений и фактического внесения сведений в реестр физкультурно-спортивных сооружений;

– организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

Обращаем внимание, что термин «организация культуры» имеет значение, определенное в Законе от 4.06.1991 «Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь». В соответствии со ст. 1 указанного Закона организацией культуры признается юридическое лицо, которое осуществляет в качестве основной деятельности культурную деятельность.

Организациями, относящимися к категории оздоровительных организаций и санаторно-курортных организаций, льгота по налогу на недвижимость может быть применена в отношении любого имущества, признаваемого объектом обложения налогом на недвижимость. Основополагающим условием для применения льготы по налогу на недвижимость такими организациями является исключительно их статус, а не направления использования зданий, сооружений и передаточных устройств.

Главой 1 Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 4.11.2006 № 1478, определено какие именно организации следует относить к санаторно-курортным организациям и к оздоровительным организациям.

В частности, санаторно-курортными организациями признаются организации, предоставляющие санаторно-курортные услуги и расположенные на курортах или в лечебно-оздоровительных местностях: санатории (для взрослых, взрослых и детей, детей); студенческие санатории-профилактории; детские реабилитационно-­оздо­ровительные центры, реабилитационные центры (отделения).

Оздоровительными являются организации для взрослых, детей, взрослых и детей, в которых осуществляется оздоровление населения: профилакторий; оздоровительный центр (комплекс); образовательно-оздоровительный центр; оздоровительный лагерь; спортивно-­оздоровительный лагерь; дом (база) отдыха; пансионат; иные организации, одним из видов деятельности которых является оздоровление населения.

Также введено ограничение льготы по налогу на недвижимость, предусматривающей освобождение впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию (подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК). С 1.01.2016 г. данная льгота не будет применяться по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), по которым были превышены установленные в проектной документации сроки их строительства.

Таким образом, ограничение льготы, предусмотренной подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК, связано именно с фактом превышения сроков строительства льготируемого объекта, установленных в проектной документации, а не с фактом уплаты налога на недвижимость по такому объекту как по объекту сверхнормативного незавершенного строительства.

Учитывая изложенное, начиная с 1.01.2016 г., налог на недвижимость следует уплачивать в общеустановленном порядке, в т.ч. и в случаях, когда:

– сроки строительства, установленные проектной документацией, были превышены в период до 1.01.2016 г.;

– начало использования льготы, предусмотренной подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК, в отношении объекта, по которому превышен срок строительства, установленный в проектной документации, приходится на II, III или IV квартал 2015 г., а окончание годичного срока – на 2016 г.;

– срок строительства объекта, установленный проектной документацией, был превышен, однако обязанность уплачивать налог на недвижимость по ставке 2% как по объекту сверхнормативного незавершенного строительства не наступила (например, если дата нарушения сроков по проектной документации и дата приемки объекта в эксплуатацию приходятся на один и тот же квартал).

Вместе с тем, если организацией-застройщиком организации-дольщику был передан объект или его часть, при строительстве которого были превышены сроки строительства, установленные в проектной документации, то, учитывая, что в рассматриваемой ситуации при превышении сроков строительства объект сверхнормативного незавершенного строительства возник у застройщика, а не у дольщика, дольщик вправе применить льготу, установленную подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК.

Объекты, используемые в сфере туризма, объекты придорожного сервиса, капитальные строения (здания, сооружения) центров трансфера технологий с 1.01.2016 г. подлежат обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке. Вместе с тем организациями, отвечающими условиям, перечисленным в Декрете Президента от 7.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», в отношении объектов придорожного сервиса льгота по налогу на недвижимость может быть применена в период, установленный названным Декретом.

Кроме того, с 1.01.2016 г. упразднена льгота по налогу на недвижимость и экологическому налогу, предусмотренная ранее Указом от 22.01.1999 № 53 «Об упорядочении предоставления кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений», в той части указанных налогов, которая относилась на себестоимость работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения.

С 1.01.2016 г. действует запрет на применение льгот, установленных п. 1 ст. 186 НК, в отношении неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, включенных в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполкомами в порядке и на условиях, установленных Совмином. По таким объектам с 1.01.2016 г. областные (Минский городской) Советы депутатов вправе увеличивать ставки налога на недвижимость до 10 раз.

Одновременно отсутствует ограничение на применение льгот по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, поименованным в соответствующем перечне как неиспользуемые или неэффективно используемые объекты, в том случае, если такие льготы установлены другими актами законодательства, а не п. 1 ст. 186 НК.

Таким образом, по капстроениям (зданиям, сооружениям), в отношении которых согласно другим актам законодательства, а не п. 1 ст. 186 НК, может быть реализовано право на применение льгот, налог на недвижимость не уплачивается вне зависимости от статуса капитального строения (здания, сооружения).

По земельному налогу

С 1.01.2016 г. упраздняются следующие налоговые льготы по земельному налогу в отношении земельных участков:

– предоставленных в пользование Академии управления при Президенте РБ, а также учреждениям образования Нацбанка;

– центров трансфера технологий. Данная льгота применяться не будет в связи с истечением установленного законодательством периода для ее применения – до 1.01.2016 г.

Кроме того, уточнена налоговая льгота по земельному налогу для организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность, за счет исключения возможности ее применения в отношении земельных участков, предоставленных организациям для осуществления туристической деятельности.

Так, подп. 1.7 п. 1 ст. 194 НК определено, что с 1.01.2016 г. освобождаются от земельного налога земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета, земельные участки организаций, получающих субсидии из бюджета, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в реестр физкультурно-­спортивных сооружений, земельные участки организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, а также земельные участки санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, организаций культуры независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности. Указанные преференции применяются в аналогичном порядке с налогом на недвижимость.

Действовавший в 2015 г. порядок применялся с учетом положений постановления № 1475, в соответствии с которыми вышеуказанная льгота применялась широким кругом организаций, в т.ч. осуществляющих деятельность в сфере туризма.

С 1.01.2016 г. в отношении земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, признаваемых неиспользуемыми или неэффективно используемыми (включенными в соответствующий перечень):

– установлен запрет на применение льгот, предусмотренных НК;

– будет применяться повышенная ставка земельного налога до 10 раз.

Повышенная ставка земельного налога по таким земельным участкам призвана стимулировать плательщиков к скорейшему вовлечению соответствующих объектов в хозяйственный оборот.

Плательщики, у которых имеются основания для применения льгот по налогу, в т.ч. при применении пониженных по сравнению с обычными ставками налога, обязаны заполнить приложение к форме налоговой декларации (расчета) «Сведения о размере и составе использованных льгот». Соответственно, если у плательщика нет оснований для применения льгот по налогу, то указанное приложение не заполняется и, следовательно, не предоставляется.

По особенностям налогообложения резидентов свободных экономических зон

С 1.01.2016 г. в связи с новой редакцией п. 4 ст. 327 НК для резидентов свободных экономических зон (далее – СЭЗ) установлена дополнительная льгота по налогу на недвижимость.

Так, согласно подп. 4.1 п. 4 ст. 327 НК резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость в течение 3 лет, исчисляемых начиная с квартала, на который приходится дата регистрации организации в качестве резидента СЭЗ, по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, приобретенным (возникшим) в указанный 3-летний период, независимо от направления их ис­пользования. При этом днем утраты права на льготу является последний день указанного 3-летнего периода.

Указанная льгота не распространяется на объекты обложения налогом на недвижимость, взятые и (или) сданные резидентом СЭЗ в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, а также на здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства, признаваемые таковыми в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 185 НК.

Таким образом, с 2016 г. у резидентов СЭЗ вне зависимости от наличия реализации товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, есть возможность воспользоваться льготой по налогу на недвижимость. На данное освобождение имеют право резиденты СЭЗ, у которых в 2016 г. не истекли три года с квартала, в котором организация зарегистрировалась в качестве резидента СЭЗ, до истечения этого трехлетнего периода, а также резиденты СЭЗ, зарегистрировавшиеся в качестве таковых после 31.12.2015 г.

Также следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 3 Закона № 343-З для резидентов СЭЗ, имеющих по состоянию на 1.01.2016 г. право на вышеуказанное освобождение, данное освобождение от налога на недвижимость предоставляется с I квартала 2016 г., независимо от положения п. 4 ст. 186 НК, до истечения 3 лет с квартала, в котором организация зарегистрировалась в качестве резидента СЭЗ.

Одновременно обращаем внимание, что освобождение от налога на недвижимость в соответствии с подп. 4.1 п. 4 ст. 327 НК распространяется исключительно на объекты обложения налогом на недвижимость, приобретенные (возникшие) в 3-летний период, начиная с квартала, в котором зарегистрировалась организация в качестве резидента СЭЗ. При этом такие объекты должны располагаться на территории СЭЗ, резидентом которой является организация, применяющая данное освобождение, и не должны относиться к объектам, на которые не распространяется данное освобождение согласно ч. 2 подп. 4.1 п. 4 ст. 327 НК.

Как и ранее, резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования. Данная льгота предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ (подп. 4.2 п. 4 ст. 327 НК).

Отдел налогообложения «ЭГ»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by