Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Глобализация
12.02.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Миссия невыполнима©

Рекордно низкая цена на нефть, проблемы, которые испытывают экономики развивающихся стран, обвал фондового рынка в Китае, падение ВВП восточного соседа и главного торгового партнера Беларуси, на которого приходится почти 40% экспорта нашей продукции, – кажется, нет такой беды, которая могла бы поколебать неиссякаемый оптимизм отечественных чиновников.

Даже жестокая гражданская война и потеря большей части территории Сирии – это не достаточное оправдание, чтобы не выполнять задание по наращиванию объемов экспорта товаров в эту страну, установленное постановлением Совмина от 8.02.2016 № 107, которым определены ключевые показатели эффективности работы по экспорту белорусских товаров на 2016 г. В качестве таковых Правительство установило:

– для должностных лиц, закрепленных за странами в соответствии с постановлением Совмина от 23.12.2014 № 1235 «О некоторых вопросах наращивания и диверсификации экспорта товаров и услуг», – выполнение показателей прогноза по экспорту товаров (без учета объемов нефти, нефтепродуктов и азотных удобрений) на 2016 г. согласно приложению 1 к постановлению № 107;

– для руководителей республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Правительству, облисполкомов и Мингорисполкома – выполнение заданий по наращиванию объемов экспорта товаров на новые перспективные рынки на 2016 г. согласно приложению 2 к постановлению № 107.

Отметим, что для целей данного нормативного акта под новыми перспективными рынками понимаются все страны мира, за исключением государств – членов ЕАЭС, Бразилии, Венесуэлы, Вьетнама, Египта, Индии, Китая, Кубы, Монголии, Нигерии, Пакистана, ЮАР, государств – участников СНГ и Грузии, а также стран Европейского союза и США.

При этом должностные лица, закрепленные за странами в соответствии с постановлением № 1235, должны обеспечить ежемесячное увеличение объемов экспорта товаров в процентах к аналогичному периоду 2015 г. не ниже показателей, определенных в приложении 1, а республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные Правительству, облисполкомы и Мингорисполком – равномерное помесячное выполнение заданий, определенных в приложении 2.

Анализ приложения 1 в сравнении с данными Белстата о внешней торговле Беларуси по отдельным странам в январе–ноябре 2015 г. позволяет сделать интересные выводы. Главный из них – никакой явной связи с достигнутыми в прошлом году результатами нет. Так, на 5% предписывается увеличить экспорт в Австралию, куда объем поставок наших товаров в прошлом году вырос на 21,7%, в Армению, экспорт в которую практически не изменился (падение на 1,2%) и в Бразилию, где покупки белорусских товаров рухнули почти на 30%.

Почти во все страны, имеющие с нами более-менее серьезные торговые отношения, экспорт планируется увеличить на 2–5%. Из этого правила есть некоторые исключения. В частности, из государств – участников СНГ в Кыргызстан экспорт должен быть увеличен на 8% (в 2015 г. – падение на 42,4%). Среди стран Европы «лидирует» Бельгия (увеличение на 6%, в 2015 г. – рост на 3,7%) и Швейцария (5%/в 2015 г. рост в 2 раза). Из стран Азии и Африки особо выделяется Катар (рост на 20% /в 2015 г. данных нет), за которым на почтенном отдалении следуют Китай (10%/+21,1%), ЮАР (9%/в 2015 г. падение в 5,6 раза), Сирия (8%/–20,2%). Должен наблюдаться бурный рост экспорта в Канаду (20%/в 2015 г. падение почти в 5 раз), несколько хуже дело с поставками в Эквадор (рост на 11%/в 2015 г. падение в 3 раза).

Понятно, что при существенном снижении экспорта в прошлом году увеличить его будет проще (за счет низкой базы для сравнения), чем при росте в 2015 г. Но, похоже, авторов постановления № 107 это не сильно напрягало, и цифры для ключевых показателей эффективности они выбирали достаточно произвольно. Если вспомнить пятерку наших основных покупателей, то в Россию экспорт планируется увеличить на 4% (в 2015 г. падение на 33,7%), в Соединенное Королевство, Германию и Нидерланды – на 3% (в 2015 г. +6%, –35,2% и –41,2% соответственно). Единственное исключение, которое несколько портит благостную картину всеобщего увеличения поставок – Украина (третье место по импорту белорусских товаров), экспорт в которую должен упасть еще на четверть, после падения на 40,7% в 2015 г.

Интересно, что экспорт во все остальные 48 стран, не заслуживших отдельной строки в приложении 1, предписано увеличить сразу на 12% (в каждую!), что еще раз доказывает «строго научный подход» к выработке этих показателей.

Что касается приложения 2, то основной удар по новым перспективным рынкам в 2016 г. должен нанести Минпром, который обязали экспортировать на них продукции на 215 млн. USD. Далее идет Белнефтехим – 157 млн. USD (но без учета нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений) и – с большим отставанием и тоже без учета нефти и нефтепродуктов – Минский горисполком – 22,8 млн. USD.

Контроль за выполнением постановления № 107 возложен на МИД, который, в свою очередь, должен ежеквартально представлять соответствующую информацию в Совмин.

 

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений