Миссия МВФ и ВБ: проводит оценку и дает советы
Очередной визит в Беларусь специалистов международных финансовых организаций завершился традиционным набором дежурных комплиментов и осторожных рекомендаций. К конкретным вопросам о возможности кредитования можно будет вернуться не ранее июня.
Целью совместной миссии МВФ и Всемирного банка, находившейся в Минске с 5 по 21 апреля т.г., была оценка сильных и слабых сторон белорусского финансового сектора, анализ мер по стимулированию его развития, основ надзорной деятельности, механизмов на случай непредвиденных обстоятельств.
Такая оценка проводится МВФ и Всемирным банком в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком. В развитых странах такие исследования проводятся МВФ самостоятельно. При этом вопросы финансовой стабильности находятся в компетенции фонда, а оценка развития финансового сектора – Всемирного банка. К настоящему времени более 3/4 государств – членов МВФ прошли подобные обследования.
На прощание руководители миссии Соня Муньос (МВФ) и Акилес Алманси (ВБ) сообщили, что миссия работала вместе с официальными органами над изучением стабильности финансовой системы, а также обсудила действия, призванные повысить ее устойчивость. Финансовый сектор РБ, характеризующийся доминирующим положением государственных институтов, сталкивается с внутренними структурными проблемами, долларизацией и воздействием внешних негативных факторов. Урегулирование проблемных активов, которое должно быть неразрывно связано с реструктуризацией предприятий, имеет большое значение для сохранения финансовой стабильности. Миссия изучила достижения республики в обеспечении соответствия международным стандартам в области надзора за банковским сектором, сферой страхования и инфраструктурами финансового рынка.
По мнению МВФ и ВБ, в республике достигнуты существенные успехи во внедрении процесса интегрированного банковского надзора и обеспечении стабильного функционирования платежной системы. Результаты оценки послужат исходной информацией для перехода к независимому, комплексному и риск-ориентированному надзору за финансовым сектором. Миссия призвала официальные органы укреплять надзорный потенциал оценки риска и расширять системы финансовой безопасности. Надо полагать, это касается и болезненного сегодня в РБ вопроса формирования резервных фондов банков.
Миссия также провела оценку развития корпоративного управления в государственных банках, стандартов финансовой отчетности и практики аудита, мер защиты прав кредиторов и правовой основы урегулирования неплатежеспособности, а также разработки стратегии Нацбанка по развитию цифрового банкинга. Специалисты МВФ и ВБ призвали официальные органы Беларуси далее наращивать потенциал наблюдательных советов госбанков, уделять повышенное внимание МСФО в надзорной деятельности, усовершенствовать правовую основу внесудебного урегулирования проблем предприятий, испытывающих финансовые трудности, посредством добровольных соглашений с кредиторами, а также расширить охват стратегии развития цифрового банкинга с включением в нее вопросов управления рисками безопасности.
Ранее на весенней сессии МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне белорусская делегация договорилась «продолжить взаимодействие по оценке экономической ситуации в Беларуси и доработать условия реализации новой программы МВФ». Но отношение к ней в республике неоднозначно. В послании к белорусскому народу и парламенту 21 апреля Президент Александр Лукашенко заявил, что «программа с МВФ не панацея, но индикатор открытости белорусской экономики», который «откроет двери для многих крупных инвесторов». Однако, оговаривая условия сотрудничества, Беларусь, по мнению главы государства, должна защищать свои интересы.
С одной стороны, такие интересы страны, как привлечение инвестиций, дедолларизация экономики и сбалансированность бюджета, совпадают с рекомендациями МВФ. С другой – некоторые круги в нашей стране подозревают фонд в намерении навязать масштабные рыночные преобразования, противоречащие сложившейся социально-экономической модели. В свою очередь, в МВФ полагают, что страны, пострадавшие от глобального финансового кризиса или от падения цен на биржевые товары, не смогут восстановить свои экономики без серьезных реформ. Сокращение госрасходов и приведение их в соответствие с более ограниченными ресурсами – лишь часть этого процесса.