Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Консультации
21.10.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Миля на спидометре

На некоторых автомобилях спидометры показывают пробег не в километрах, а в милях. Однако нормы расхода топлива на транспортные средства в Беларуси устанавливаются на 100 км пробега. Поэтому важно не допустить ошибок при расчете расхода горюче-смазочных материалов.

Например, предприятие использует путевые листы установленной формы. Записи в них ведутся в милях. Нормы списания ГСМ утверждены приказом руководителя предприятия исходя из пробега в милях. Перерасчет норм был осуществлен на основе норм расхода топлива на механические транспортные средства, утвержденных постановлениями Минтранса, из расхода л/км в л/миль.

На первый взгляд – никаких нарушений. Но давайте разберемся более подробно.

Согласно п. 83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133, основанием для списания горюче-смазочных материалов (ГСМ) на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работником организации, ведущим оперативный учет ГСМ, делается соответствующая отметка.

Основанием для списания ГСМ на работу оборудования, машин и механизмов, которая не оформляется путевым листом, может являться отчет о расходе ГСМ на производство.

Заполнение путевых листов

Показатели учета работы транспортных средств и водителей, приведенные в путевых листах, могут использоваться для определения данных, отражаемых в бухгалтерском учете и в статистической отчетности, для расчета налоговой базы при исчислении налогов и для осуществления расчетов за перевозки.

В частности, от того, как заполнен путевой лист, зависит правильность списания ГСМ и, как следствие, достоверность формирования себестоимости, определения тарифов и исчисления налогов. При этом следует руководствоваться требованиями Инструкции о порядке оформления транспортных документов, утв. постановлением Минфина от 26.11.2010 № 138 (далее – Инструкция № 138), и Инструкцией о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утв. постановлением Минтранса от 29.03.2012 № 25.

Заполнение всех необходимых сведений в транспортных документах производится уполномоченными автомобильным перевозчиком лицами. При этом реквизиты, по которым информация отсутствует, могут не заполняться. В транспортные документы допускается вносить дополнительную информацию (реквизиты), не предусмотренную Инструкцией № 138.

Путевой лист предназначен для накопления и систематизации информации о показателях работы автомобиля и водителей, для осуществления расчетов за перевозки и формирования статистической отчетности.

Путевые листы являются первичными учетными документами и относятся к бланкам строгой отчетности.

Путевой лист должен содержать следующие сведения:

– период действия путевого листа;

– наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) перевозчика (штамп (печать) перевозчика));

– марку и регистрационный знак автомобиля;

– данные о водителе, отметки о прохождении водителем медицинского осмотра;

– отметки о техническом состоянии автомобиля;

данные о показаниях спидометра и времени выезда (возвращения) автомобиля;

– данные о движении топливно-смазочных материалов;

– отметки водителя и уполномоченных лиц перевозчика, удостоверяющие прием и сдачу автомобиля;

– иные отметки уполномоченных лиц перевозчика, оформляющих путевой лист.

При автоматизированной обработке данные раздела «Результаты работы» путевого листа и расчета стоимости услуг талона заказчика могут не заполняться.

Таким образом, при заполнении путевых листов данные о показаниях спидометра являются обязательными. В самих формах путевых листов указание пробега и расстояния предусмотрено в километрах. Однако Инструкция № 138 не содержит требований о том, что указание пробега автомобиля при заполнении путевых листов должно производиться именно в километрах. Исходя из критерия достоверности первичные документы должны заполняться в оценке совершаемой хозяйственной операции.

В соответствии со ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом, в котором, среди прочего, указываются содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценка в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях. В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.

Следовательно, путевой лист в графе «Показания спидометра» должен быть заполнен в милях, если спидометр показывает пробег в милях.

Бухгалтерский и налоговый учет

На основании данных о пробеге транспортного средства производится списание ГСМ по установленным нормам.

Согласно п. 6 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утв. постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141), нормы расхода топлива на модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливаются министерством в качестве рекомендуемых и в течение года проходят эксплуатационную проверку в организациях, эксплуатирующих соответствующие механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование. По истечении указанного срока нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки и устанавливаются Минтрансом в качестве обязательных для применения.

Нормы расхода топлива на транспортные средства различных марок и моделей определены в постановлениях Минтранса от 06.01.2012 № 3 и от 20.01.2016 № 1.

Исходя из положений Инструкции № 141 нормирование расхода топлива – это установление его допустимой величины в определенных условиях эксплуатации для конкретных моделей (модификаций) механических транспортных средств. Нормирование производится путем использования линейной нормы с учетом выполненной транспортной работы, климатических, дорожных и других условий эксплуатации.

Линейная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива.

Таким образом, списание автомобильного топлива, иных ГСМ, используемых при эксплуатации тран­спортного средства, должно производиться в фактических размерах, но не более рассчитанных на основании путевых листов.

Единицы измерения норм расхода топлива для целей Инструкции № 141:

– литр на 100 километров пробега (л/100 км) – для автомобиля, работающего на бензине, дизельном топливе или сжиженном углеводородном газе;

– кубический метр на 100 километров пробега (м3/100 км) – для автомобиля, работающего на сжатом природном газе;

– литр на машино-час работы трактора, машины, механизма и оборудования (л/маш.-ч);

– литр (л) на выполнение одной операции трактором, машиной, механизмом и оборудованием.

Как видим, расход установлен исходя из километров пробега. Нормирование исходя из пробега транспортного средства в милях не производится.

Данные о пробеге транспортного средства из путевого листа переносятся в бухгалтерскую справку-­расчет, на основании которой производится конт­рольный расчет расхода ГСМ.

На основе данных о пробеге автомобиля в милях следует произвести перевод миль в километры, а не пересчитывать утвержденные нормы расхода топлива.

Справочно: 1 км = 0,621371192 мили. 100 км = 62,137 мили, 1 миля = 1,609 км.

В письме Госстандарта от 09.03.2011 № 03-25/440-Р указано, что в случае отсутствия возможности произвести переградуирование спидометра для пересчета милей в километры следует применять коэффициент 1,609.

В настоящее время в республике есть определенные возможности провести такую операцию. Поэтому ими необходимо воспользоваться. Если же переградуировать спидометр не представляется возможным, требуется пересчитывать пробег автомобиля в милях в пробег в километрах.

Пробег автомобиля в милях, переведенный в километры, целесообразно отразить не только в справке-­расчете ГСМ, но и в путевом листе. Поскольку в первичных учетных документах могут отражаться дополнительные, необходимые организации реквизиты, то организации вправе в путевых листах указать пробег не только в милях, но и в километрах.

На основании пробега транспортного средства, переведенного из милей в километры, производится расчет для списания ГСМ.

В рассматриваемой ситуации организация нарушила правила ведения бухгалтерского учета и использование норм расхода топлива, не утвержденных Минтрансом (поскольку нормы утверждены исходя из пробега на 100 км).

Как следствие, контролирующие органы вправе исключить из состава затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, расходы на ГСМ как списанные с нарушением установленных норм и правил.

Чтобы избежать штрафов, рекомендуем:

– в путевых листах указывать пробег и в милях, и в километрах (через наклонную черту);

– составлять бухгалтерскую справку-расчет о переводе пробега автомобиля в милях в пробег в километрах;

– расчет расхода норм топлива производить исходя из утвержденных Минтрансом норм и пробега автомобиля в километрах.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by