Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Социум
15.04.2016 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Место за столом

Вопрос повышения возраста выхода на пенсию обсуждался около 5 лет, и решение, непопулярное и не поддерживаемое населением, откладывалось под любым предлогом до той поры, пока это не стало опасно.

Основная мас­са населения в ситуации кризиса, уже подготовленная другими непопуля­рными, но «вы­нужденными и необходимы­ми» решениями, как, на­пример, изменение стоимости ком­мунальных услуг, приняла и это «лекарство для экономики» как должное. Теперь обсуждать нечего: ясно, что денег в ФСЗН нет. Искать причину, менять пенсионную систему в сложившихся ус­ловиях никто не намерен – ведь на какое-то время вопрос решен. Кроме того, поскольку в стране много работающих пен­сионеров, государство часть финансового бремени по ранее данным гарантиям с себя снимает.

Хорошо еще, что решение коснется всех – госслужащих, рабочих, военных.

Выбор возраста выхода на пенсию из предложенных, экономически рассчитанных вариантов, был, скорее, политической резолюцией – минимально, всем и поровну.

Указом № 137 фактически при­знается, что принятая система пенсионного обеспечения примитивна и похожа, скорее, на финансовую пирамиду, чем на систему аккумулирования средств на обеспечение старости в будущем. Людям, родившимся позже 1968 г., очевидно, надо думать о том, на что придется жить в преклонном возрасте.

На фоне роста скрытой и официальной безработицы, падения деловой активности и частной инициативы увеличение возраста выхода на пенсию приведет к обострению конкуренции на рынке труда за рабочие места. Обещания по созданию новых рабочих мест, скорее, декларативны, не понятно, кто и когда их будет создавать в необходимом количестве.

Нельзя сказать, чтобы рас­поряжение Президента «обе­спечить ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых пред­приятий и производств на 50 тыс. человек» (подп. 1.2 Указа № 78) не было услышано.

Буквально через месяц Совмин постановлением № 228 сделал одним из ключевых показателей эффективности работы руководителей республиканских органов госуправления, иных госорганизаций, пред­седателей обл­исполкомов и Мингорисполкома на 2016 г. количество трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств. Надо полагать, что ответст­венных нашли, и нанимателям – непосредственным по­ставщикам рабочих мест – вскоре стоит ждать ценных указаний «сверху». Но организация нового производства и действительно нового рабочего мес­та – серьезный инвестиционный проект, который сегодня не многие могут себе позволить. Поэтому наниматели между собой говорят, что заказные «новые» места – это будет в ос­новном «стол, стул и печатная машинка».

Возможно, на рынке труда должны появиться специальные программы занятости пенсионеров. Интересы, способности и возможности 50-­летних людей, которых придется обеспечивать работой дольше, чем планировалось, надо изучать. При этом дело не просто в занятости, а в поддержании нормальной производительности труда.

Все программы по дополнительной защите на рынке труда хороши лишь до тех пор, пока работник приносит организации прибыль. Между тем во многих отраслях пен­сионеры уже сейчас конкурируют с молодежью. Если мы хотим, чтобы у страны было будущее, необходима сбалансированная политика занятости для работников разных возрастов. Но в Государственной программе о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы каких-либо мероприятий по повышению занятости людей старшего возраста не предусмотрено.

Вадим СОРОКА, председатель правления Ассоциации кадровиков

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by