Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Глобализация
13.05.2016 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Места для тайн почти не осталось

Панама, Вануату, Ливан, Науру и Бахрейн присоединились к проекту автоматического обмена информацией для борьбы с размыванием налоговой базы (BEPS), сообщает Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Таким образом, к обмену присоединилась уже 101 юрисдикция.

BEPS требует от правительств реформировать налоговое законодательство и соглашения об избежании двойного налогообложения для противодействия перетоку прибыли в оффшоры. Следующий этап для этих стран – подписать соглашение по автоматическому обмену информацией. К нему присоединилась уже 61 юрисдикция, в т.ч. те, которые считаются классическими оффшорами, например, Бермудские, Каймановы, Британские Виргинские острова, Коста-Рика, о. Мэн, Гернси, Гибралтар, Джерси.

По данным ОЭСР, теперь в мире осталось всего 8 юрисдикций с низким уровнем прозрачности налоговой системы. Еще 12 юрисдикций в основном «соответствуют стандарту налоговой прозрачности». В этом «желтом списке» ОЭСР многие популярные оффшоры, например, Бермудские, Каймановы и Сейшельские острова, острова Мэн, Гернси, Джерси, Маврикий, Аруба.

Россия намерена подписать соглашение по автоматическому обмену информацией 12 мая на форуме ОЭСР. После этого она также сможет получать данные о счетах физлиц и российских компаниях.

Пока неизвестно, намерены ли последовать этому примеру власти Беларуси. Время для решения еще есть. Однако после подписания соглашения страны-участницы должны выполнить ряд процедур: привести в соответствие национальное законодательство, назвать страны, с которыми они хотели бы обмениваться информацией. Участие в автоматическом обмене информацией, вероятно, было бы в интересах отечественных налоговых органов. Например, без такого инструмента довольно сложно контролировать соблюдение требований ст. 30-1 НК о трансфертном ценообразовании, поскольку сведения о взаимозависимых лицах могут быть скрыты из-за запутанной структуры владения компаниями.

Правда, как правило, статья об обмене налоговой информацией имеется в соглашениях об устранении двойного налогообложения. В ней закрепляется, что компетентные органы сторон обмениваются информацией, необходимой для соблюдения положений данного соглашения или внутренних законодательств стран-участниц, касающихся налогов, на которые распространяется данное соглашение, в той степени, в которой налогообложение по этому законодательству не противоречит данному соглашению. Подобные соглашения заключаются по образцу модельной конвенции ОЭСР об устранении двойного налогообложения. Но в 2008 г. эта конвенция была пересмотрена, причем статья 26, в которой речь идет об обмене налоговой информацией, изменилась полностью. Тогда же ОЭСР разработала модельный договор об обмене налоговой информацией так называемый TIEA (Tax information exchange agreement). Он предусматривает обязанность оффшора предоставлять налоговой службе страны, с которой такое соглашение заключено информацию о конечных собственниках всех оффшорных компаний, прямо или косвенно принадлежащих гражданам этой страны, обо всех банковских транзакциях, проводимых по счетам подобных компаний или как-то связанных с налоговыми резидентами этой страны, и т.п.

Заметим, что из 69 действующих соглашений об устранении двойного налогообложения, действующих в Беларуси, только 8 заключены после 2008 г., а с 7 странами (Великобританией, Данией, Малайзией, США, Францией, Испанией и Японией) мы связаны лишь как  правопреемник бывшего СССР. Поэтому статьи об обмене налоговой информацией в этих документах уже не соответствуют современным требованиям. В некоторых соглашениях, например, со Швейцарией (1999 г.) вообще нет такой статьи.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений