Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
237.7
Серебро:
2.75
Платина:
99.77
Палладий:
98.83
Назад
Юридическим лицам
31.05.2016 30 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Материальная помощь: выплата, учет и налогообложение

Практика показывает, что у субъектов хозяйствования нередко возникают разного рода вопросы, связанные с выплатой работникам или бывшим работникам материальной помощи. Рассмотрим порядок этой выплаты по разным видам такой помощи на конкретных примерах, а также ее отражение в бухучете и налогообложении.

Материальная помощь – это помощь, оказываемая работникам организации, членам их семей и иным физическим лицам в виде безвозмездной передачи денежных средств или в натуральном выражении.

При этом случаи предоставления матпомощи в организации, как правило, прописываются в контракте либо трудовом договоре, в коллективном договоре, в положении об оплате труда либо другом локальном нормативном правовом акте (далее – ЛНПА). Такую помощь можно разделить на:

– матпомощь, которую наниматель обязан оказать в соответствии с законодательством;

– матпомощь, которую наниматель может оказать в иных случаях.

Порядок документального оформления оказываемой матпомощи разрабатывается в организации самостоятельно. Если она оказывается работнику индивидуально, он подает заявление нанимателю с указанием причины ее оказания и прилагает копии подтверждающих документов (когда для конкретного случая это необходимо). При положительном решении нанимателя на выплату издается приказ. Если матпомощь приурочена, например, к какому-то событию и выплачивается всем работникам организации, приказ на ее выплату издается без подачи заявлений работниками.

Матпомощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательством

К обязательным денежным выплатам, предусмотренным законодательством, можно отнести матпомощь молодым специалистам, прибывшим на работу в порядке распределения после окончания учебного заведения. В соответствии с п. 25 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утв. постановлением Совмина от 22.06.2011 № 821, выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха в следующих размерах:

– молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии). Справка о размере стипендии выдается учреждением образования при выдаче документа об образовании. Если молодые специалисты не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска;

– молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.

Также в соответствии со ст. 342 ТК гарантируется предоставление лицам, уволенным после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы, единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной зарплаты. Постановлением Совмина от 24.12.2015 № 1094 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы» с 1.01.2016 г. она установлена в размере 2 300 000 Br.

Исходя из подп. 1.1 п. 1 ст. 153 НК матпомощь признается объектом обложения подоходным налогом и может быть освобождена от него по основаниям, предусмотренным в ст. 163 НК. Согласно этой статье матпомощь в виде денежной выплаты молодым специалистам, а также лицам, уволенным после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы, в пределах размеров, установленных законодательством, в соответствии с подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК освобождается от налогообложения.

На основании ст. 2 Закона от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утв. постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115). Согласно п. 7 Перечня № 115 взносы в ФСЗН и в Белгосстрах на материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами, не начисляются. Таким образом, суммы матпомощи молодым специалистам, а также лицам, уволенным после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы, в пределах, установленных законодательством, не облагаются взносами в ФСЗН и Белгосстрах.

Пример 1. Работнику организации, уволенному после прохождения срочной военной службы и принятому на прежнее место работы в эту организацию, в мае 2016 г. выплачена матпомощь в размере 3 млн. Br. Поскольку законодательством предусмотрена выплата такой помощи в размере не менее минимальной зарплаты, эта матпомощь в полном размере не подлежит обложению подоходным налогом, а также взносами в ФСЗН и Белгосстрах.

Статьей 182 ТК в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части – при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

К выплатам, предусмотренным законодательством, в соответствии с подп. 9.2 п. 9 Инструкции о порядке оплаты труда государственных служащих государственных органов, утв. постановлением Минтруда от 17.06.2013 № 56, относится единовременное пособие на оздоровление, выплачиваемое государственным служащим в размере 2 расчетных должностных окладов один раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск. На основании подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК эта материальная помощь не будет объектом обложения подоходным налогом, поскольку такие выплаты осуществляются из средств бюджета. Для работников коммерческих организаций размер матпомощи на оздоровление, выплачиваемой к отпуску, законодательством не установлен и находится в компетенции нанимателя.

В отношении налогообложения матпомощи работникам коммерческих организаций отметим следующее. В соответствии с подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК освобождаются от подоходного налога следующие доходы не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты получаемые от:

– организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, – в размере, не превышающем 14 940 000 Br, от каждого источника в течение налогового периода;

– иных организаций и ИП – в размере, не превышающем 990 000 Br, от каждого источника в течение налогового периода.

Таким образом, суммы материальной помощи, выплачиваемые на оздоровление к отпуску работникам коммерческих организаций, освобождаются от налогообложения, если они не превышают размер, установленный в подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Суммы превышения будут подлежать обложению подоходным налогом в общеустановленном порядке. Согласно разъяснениям ФСЗН, поскольку матпомощь относится к выплатам в соответствии с законодательными актами, данная матпомощь на основании п. 7 Перечня № 115 освобождается от взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Материальная помощь, оказываемая нанимателем работникам (бывшим работникам) в иных случаях

Матпомощь выплачиваемая в связи со смертью работника или работнику в связи со смертью близких родственников

Выплата такой помощи находится в компетенции нанимателя в сумме, предусмотренной коллективным договором или другими ЛНПА, действующими в организации. По заявлению работника, у которого умер кто-то из близких родственников, или по заявлению родственников умершего работника наниматель издает приказ о выплате матпомощи. К заявлению прилагаются в зависимости от сложившейся ситуации копии свидетельства о смерти или документы, подтверждающие родство с умершим, которые будут основанием для выплаты матпомощи.

Согласно подп. 1.8 п. 1 ст. 163 НК от подоходного налога освобождается материальная помощь, оказываемая организациями и (или) ИП по месту основной работы (службы, учебы) умершего работника (военнослужащего, обучающегося), в т.ч. пенсионера, ранее работавшего (служившего) в этих организациях и (или) у этих ИП, одному из лиц, состоящих с умершим работником (военнослужащим, обучающимся) в отношениях близкого родства, а также работникам (военнослужащим, обучающимся), в т.ч. пенсионерам, ранее работавшим (служившим) в этих организациях и (или) у ИП, в связи со смертью лиц, состоящих с работником (военнослужащим, обучающимся) в отношениях близкого родства. Напомним, что в соответствии с подп. 2.1 п. 2 ст. 153 НК в целях исчисления подоходного налога к лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в т.ч. усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги.

Таким образом, при выполнении норм подп. 1.8 п. 1 ст. 163 НК материальная помощь независимо от ее размера подлежит освобождению от налогообложения подоходным налогом.

Согласно п. 7 Перечня № 115 освобождается от взносов в ФСЗН и Белгосстрах матпомощь, оказываемая работникам в связи со смертью близких родственников. В письме ФСЗН от 24.10.2014 № 08-07/3289 «О взносах на государственное социальное страхование» разъяснено, что для целей определения объекта для начисления взносов, применительно к п. 7 Перечня № 115, к близким родственникам следует относить родителей, детей, усыновителей, усыновленных (удочеренных), родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков, а также супруга(у) и его (ее) близких родственников.

Пример 2. Работник в мае 2016 г. по основному месту работы предоставил заявление об оказании ему матпомощи в размере 5 млн. Br в связи со смертью брата его супруги. К заявлению приложены копии свидетельства о смерти, свидетельства о браке и документы, подтверждающие родство супруги с умершим.

Выплаченная матпомощь не будет освобождена от подоходного налога, поскольку брат супруги для работника в целях освобождения от налогообложения не является близким родственником. Что касается взносов в ФСЗН и Белгосстрах, то вся сумма будет подлежать освобождению на основании п. 7 Перечня № 115.

Материальная помощь в связи с вступлением в брак, рождением ребенка

Основанием для получения матпомощи в связи со вступлением в брак или рождением ребенка будут копия свидетельства о браке или копия свидетельства о рождении, предоставленные вместе с заявлением работника на выплату. При этом освобождению от подоходного налога будет подлежать сумма матпомощи в пределах, определенных подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Суммы превышения будут облагаться подоходным налогом в общеустановленном порядке.

Согласно п. 7 Перечня № 115 независимо от размера матпомощи вся сумма будет подлежать освобождению от взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Пример 3. Работник в мае 2016 г. по основному месту работы предоставил заявление об оказании ему матпомощи в размере 10 млн. Br в связи со вступлением в брак, приложив копию свидетельства о браке. В период с начала 2016 г. работнику выплачена матпомощь в связи с тяжелым материальным положением в размере 4 млн. Br, а также к юбилею организации подарена стиральная машина стоимостью 8 млн. Br.

Поскольку работнику помимо матпомощи в связи со вступлением в брак произведены иные выплаты, не являющиеся выплатами за выполнение трудовых обязанностей, согласно подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК облагаемая база по подоходному налогу с суммы выплаченной матпомощи в мае 2016 г. будет равна 7 060 000 Br (4 000 000 + 8 000 000 + 10 000 000 – 14 940 000). Подоходный налог по ставке 13% составит 917 800 Br (7 060 000 х 13  / 100). Вся сумма матпомощи в связи со вступлением в брак в размере 10 млн. Br не будет облагаться взносами в ФСЗН и Белгосстрах.

Матпомощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами

Согласно ст. 1 Закона от 5.05.1998 № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией является обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей. Таким образом, основанием для выплаты матпомощи в связи с чрезвычайными обстоятельствами могут служить следующие основания: стихийное бедствие, пожар, увечье в результате чрезвычайной ситуации и др. Документами, подтверждающими произошедшее, могут быть справка МЧС, справка органов внутренних дел, листок нетрудоспособности, справка о состоянии здоровья и др.

На основании подп. 1.8 п. 1 ст. 163 НК суммы матпомощи, оказываемой в связи с чрезвычайной ситуацией, подлежат освобождению от подоходного налога независимо от размера. В соответствии с п. 7 Перечня № 115 не является объектом для начисления взносов в ФСЗН и Белгосстрах матпомощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательными актами, а также в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества и увечьем.

Материальная помощь, оказываемая на строительство или покупку жилья

Материальная помощь на строительство или покупку жилья может оказываться нанимателем не только в случаях, если работник нуждается в улучшении жилищных условий, но и просто согласно заявлению работника о выделении безвозмездно денежных средств на указанные цели. При исчислении подоходного налога данный вид матпомощи подлежит освобождению в пределах, установленных подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, независимо от нуждаемости работника в жилье.

Согласно п. 4 Перечня № 115 не подлежат обложению взносами в ФСЗН и Белгосстрах суммы матпомощи, полученные от работодателя, направленные на строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, погашение кредитов (ссуд), работниками, нуждающимися в соответствии с законодательством в улучшении жилищных условий. Статьей 35 Жилищного кодекса установлены основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Пример 4. Работник организации в мае 2016 г. предоставил нанимателю заявление с просьбой оказать ему материальную помощь для оплаты части кредита в размере 20 млн. Br, взятого на строительство квартиры. Работник также предоставил документы, подтверждающие, что он стоит на учете в улучшении жилищных условий, а также представил копию договора на кредит, предоставленный на строительство жилья. В течение календарного года работником льгота в размере 14 940 000 Br (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК) не использована.

Налогооблагаемая база подоходного налога равна 5 060 000 Br (20 000 000 – 14 940 000). Подоходный налог по ставке 13% равен 657 800 Br (5 060 000 х 13 / 100). Взносы в ФСЗН и Белгосстрах с полной суммы материальной помощи не начисляются.

Материальная помощь пенсионерам, ранее работавшим в организации

Матпомощь оказывается пенсионерам, ранее работавшим в данной организации, на основании заявления, предоставленного нанимателю. Законодательством не установлена обязанность нанимателя по оказанию такой помощи, поэтому подобное решение находится в компетенции нанимателя. Суммы этой матпомощи подлежат освобождению от подоходного налога в пределах, установленных подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Суммы превышения этого предела облагаются подоходным налогом.

Согласно ст. 7 Закона от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» обязательному государственному соцстрахованию подлежат граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, ИП и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм и др.

На основании подп. 2. 7 п. 2 Указа Президента от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат жизнь и здоровье граждан, работающих на основании трудовых договоров (контрактов).

Таким образом, поскольку пенсионеры не работают в организации, выплачивающей им матпомощь, на суммы такой помощи независимо от ее размера не начисляются взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

Материальная помощь на оздоровление

В некоторых организациях в коллективных договорах и прочих ЛНПА прописано предоставление работникам в течение года путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление. Организации за счет собственных средств приобретают путевки и передают их работником безвозмездно либо с частичным возмещением работником ее стоимости.

Согласно подп. 1.10 п. 1 ст. 163 НК освобождаются от подоходного налога стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также средств бюджета. По вопросам обложения подоходным налогом путевок, оплаченных организацией за счет собственных средств, надо руководствоваться следующим. Если в течение календарного года работник не воспользовался льготой, предоставляемой плательщику на основании подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, например, по месту основной работы в размере 14 940 000 Br, то стоимость путевки, оплачиваемая организацией за счет собственных средств, в пределах этой суммы не подлежит обложению подоходным налогом.

В Перечне № 115 стоимость выданных путевок работнику не указана как доходы работника, освобождаемые от страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах, поэтому страховые взносы на невозмещаемую работником часть стоимости путевки начисляются в общеустановленном порядке.

Пример 5. Работнику, работающему в организации по совместительству, согласно его заявлению в мае 2016 г. предоставлена путевка в санаторий стоимостью 7 млн. Br с частичной оплатой ее нанимателем в размере 3 млн. Br. Оставшаяся часть стоимости в размере 4 млн. Br будет удержана из зарплаты работника.

Таким образом, если работником в течение календарного года не использована льгота согласно подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК в размере 990 тыс. Br, облагаемая база подоходного налога равна 2 010 000 Br (3 000 000 – 990 000). Соответственно, подоходный налог равен 261 300 Br (2 010 000 х 13 / 100). Поскольку вторая часть стоимости путевки в размере 4 млн. Br оплачена самим работником, данная сумма не является объектом налогообложения. Взносы в ФСЗН и Белгосстрах на часть стоимости путевки, оплаченной нанимателем, будут начисляться в общеустановленном порядке.

Бухучет и налогообложение

Матпомощь представляет собой непроизводственные расходы социального характера, а следовательно, не уменьшает облагаемую базу налога на прибыль. Матпомощь, которая не является обязательной, хотя и предусмотрена законодательством и ее выплата производится по решению нанимателя, в соответствии с п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102, отражается в составе прочих расходов по текущей деятельности на субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». В соответствии с абз. 4 подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК такого рода матпомощь не учитывается при налогообложении.

Также законодательством предусмотрены отдельные обязательные денежные выплаты, которые наниматель при наступлении определенных условий должен выплатить работникам. Например, матпомощь молодым специалистам в размере стипендии или тарифной ставки (оклада). Поскольку деятельность такого специалиста будет напрямую связана с производственной деятельностью, в зависимости от вида деятельности организации, куда направляется молодой специалист, данные выплаты отражаются по дебету счетов 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты» и 44 «Расходы на реализацию» и кредиту сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (п. 57 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50, далее – Инструкция № 50). Так как данные выплаты предусмотрены законодательством, в соответствии с п. 1 ст. 130 НК они участвуют в налогооблагаемой прибыли в пределах размеров, установленных законодательством. Если нанимателем принято решение о выплате, например, матпомощи молодому специалисту в размере выше стипендии, сумма превышения не будет участвовать при налогообложении на основании подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК.

В тех случаях, когда матпомощь оказывается в обязательном порядке в соответствии с законодательством, но напрямую не связана с производственной деятельностью предприятия, например, предоставлена единовременная матпомощь лицам, уволенным после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы, в размере не менее одной минимальной зарплаты, такая матпомощь отражается на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности») и учитывается при обложении налогом на прибыль в любых размерах.

При выплате матпомощи нанимателю предоставлено право выплачивать матпомощь в любом размере, но не менее одной минимальной зарплаты. Таким образом, матпомощь, оказанная работнику, уволенному с военной службы после прохождения срочной военной службы и принятому на прежнее место работы, в размере большем, чем одна минимальная зарплата, не относится к выплатам сверх размеров, предусмотренных законодательством, а следовательно, в полном размере учитывается при обложении налогом на прибыль на основании подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК. При этом согласно п.п. 54 и 59 Инструкции № 50 страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах отражаются на тех же счетах бухучета, что и выплаты, на которые они начислены, и учитываются при налогообложении прибыли на основании подп. 2.10 п. 2 ст. 130 НК и подп. 3.266 п. 3 ст. 129 НК.

Пример 6. Работнику организации, являющейся его основным местом работы, выплачена в мае 2016 г. матпомощь на оздоровление. Данная матпомощь выплачивается не в рамках нормы ст. 182 ТК, а согласно заявлению работника второй раз в течение календарного года в размере 2 млн. Br. Ранее ему была предоставлена матпомощь в размере 5 млн. Br. Других выплат, не связанных с выполнением трудовых обязанностей, в течение года у работника не было.

Согласно подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК налоговая база по подоходному налогу отсутствует (14 940 000 – 5 000 000 – 2 000 000). Взносы в ФСЗН и Белгосстрах начисляются в общеустановленном порядке.

В учете организации должны быть следующие записи:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, Br

Начислена материальная помощь

90-10

73

2 000 000*

Удержан взнос в ФСЗН, 1% (2 000 000 х 1 / 100)

73

69

20 000

Начислены взносы в ФСЗН,

34% (2 000 000 х 34 / 100)

90-10

69

680 000**

Начислены взносы в Белгосстрах, 0,6%(2 000 000 х 0,6 / 100)

90-10

76-2

12 000**

Выплачена матпомощь

70

51 (50)

1 980 000

 В соответствии с абз. 4 подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК не учитывается при налогообложении.

 В соответствии с подп. 2.10 п. 2 ст. 129 НК и подп. 3.266 п. 3 ст.129 НК учитывается при налогообложении.

В 2015 г., если единовременная выплата на оздоровление в размере, предусмотренном в коллективном договоре, при предоставлении работнику трудового отпуска выплачивалась на основании нормы ст. 182 ТК, а следовательно, являлась обязательной, вся сумма такой помощи включалась в состав затрат, учитываемых при налогообложении, на основании письма МНС от 1.10.2013 № 2-2-10/2186 «О затратах, учитываемых при налогообложении». В 2016 г. согласно подп. 1.73 п. 1 ст. 131 НК не относятся на затраты, учитываемые при налогообложении, расходы на единовременную выплату (матпомощь, пособие) на оздоровление, даже если матпомощь выплачена в рамках нормы ст. 182 ТК.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений