Машиностроение должно выжить
Особенность белорусской экономической модели – необходимость постоянно спасать то ту, то иную отрасль. Сейчас главной заботой правительства стала ситуация в сфере машиностроения. Поиску стратегии ее развития было посвящено совещание у Президента Беларуси Александра Лукашенко, состоявшееся 24 ноября. Проблем накопилось много, но решать их власти, по-видимому, намерены теми же методами, которые привели к их появлению.
Еще летом 2015 г. на аналогичном совещании речь шла о мерах по развитию отечественного машиностроения. Но пока правительство трудилось над стратегией развития отрасли, в ней продолжался спад. Не помогли и меры господдержки отдельных предприятий. Рефинансирование задолженности по кредитам и пополнение оборотных средств не привели к существенным положительным результатам, отметил Президент. По его мнению «за это кто-то должен ответить».
Действительно, спрашивать есть за что. Только за 2014–2015 гг. предприятия потеряли половину объема выпускаемой продукции, в т.ч. почти 1/4 за 2015 год. Правда, за 10 месяцев т.г. зафиксирован рост на 3%, но во многом это обусловлено лишь низкой базой прошлого года для сравнения. В частности, по итогам 10 месяцев т.г. объем производства вычислительной, электронной и оптической аппаратуры остался на уровне января–октября 2015 г., производства электрооборудования – вырос на 8,8%, машин и оборудования, не включенных в другие группировки, – на 7,8%, транспортных средств и оборудования – на 4,1%. Но эти успехи выглядят весьма скромно на фоне обвала предыдущих лет (см. рис. и табл. ).
«Если мы и дальше будем развивать производство в таком режиме и таких темпах, то для выхода на уровень 2013 г. понадобятся, как вы понимаете, десятки лет, – заявил Глава государства. – Такие темпы недопустимы. Ситуацию надо кардинальным образом исправлять». Президент потребовал представить «действительно эффективные меры для подъема отрасли» и отчеты о путях решения проблем.
Разумеется, чиновники всегда могут предъявить длинный перечень объективных и субъективных причин спада в отрасли, а также не менее впечатляющий список осуществляемых и планируемых мер.
Так, по словам министра промышленности Владимира Вовка, у Минпрома имеется стратегия развития отечественного машиностроения Беларуси до 2020 г. и видение перспектив до 2030 г., принимаются меры по финансово-кредитной поддержке предприятий и диверсификации экспорта. Впрочем, стратегию еще предстоит дорабатывать с учетом реалий спроса на внешних рынках и финансовых возможностей страны.
МАШИНОСТРОЕНИЕ долгие годы было ведущей отраслью отечественной экономики. Унаследованные со времен СССР заводы безотказно вытягивали экономику страны, вместе с придуманными начальством «локомотивами». Именно машиностроение приносило валютную выручку, обеспечивало работой десятки тысяч людей, спасало от банкротства присоединяемые убыточные колхозы. Но у отрасли имеются свои потребности и законы развития: необходимы постоянное обновление технологий и оборудования, кооперация и участие в мировом разделении труда, эффективный менеджмент и правильно выбранные ориентиры. Между тем в последние годы меняются структура экономики и роль отдельных ее отраслей. Так, согласно данным справочника Белстата, удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП республики сократился с 30,9% в 2012 г. до 26,4% в 2015-м, а численность занятых за 5 лет снизилась с 1188,2 тыс. до 1051 тыс. человек, или с 25,3 до 23,4% общего количества работников (которое тоже сократилось на 4,2%). Экспорт упал с 23 551,2 млн. USD в 2012 г. до 13 278,5 млн. в 2015-м. При этом в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности доля низкотехнологичных производств выросла с 33,9% до 35,8%, а высокотехнологичных – с 3,5% всего до 4,7% (группировка по уровню технологичности приведена в соответствии с Рекомендациями Евростата и ОЭСР на основе NACE, Rev. 1.1). В то же время коэффициент обновления основных средств в целом в промышленности сократился с 11,3% в 2011 г. до 8,2% в 2015-м, в т.ч. в производстве машин и оборудования – с 9,1 до 3,4%, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – с 5,9 до 3,9%, а в производстве транспортных средств и оборудования – с 11,4 до 5,8%.
НА СЛОВАХ важность машиностроительной отрасли всегда признавалась. Но в реальности ее коммерческая привлекательность становилась все меньше: срок окупаемости инвестиций слишком большой, спрос на рынках неустойчив. Иные эксперты уже ставят на традиционном машиностроении крест, уверяя, что его место в экономике полностью займет IT-сектор.
В правительстве не разделяют такие идеи. Напротив, от машиностроения снова требуют результатов: предъявить производственные планы, обеспечить качество продукции, возврат дебиторской задолженности, рост экспорта, снижение складских запасов и т.п. Однако без современных технологий невозможно выпускать конкурентоспособную продукцию. Но помимо производства и технологий приходится решать еще множество вопросов. Сегодня трудно продать товар, не обеспечив приемлемые финансовые условия сделки, последующий сервис, снабжение запасными частями. В мире покупатели привыкли к значительным отсрочкам платежа. Но белорусские предприятия далеко не всегда в состоянии их обеспечить: во-первых, их кредитные возможности ограничены, а во-вторых, нормы Указа № 178 требуют своевременного возврата валютной выручки.
При этом набор инструментов у руководителей ограничен: вместе с принятием тех или иных решений в производственной сфере, реформированием или структурной перестройкой на предприятиях Глава государства требует не забывать о социальных обязательствах, необходимости увеличения доходов работников, разумеется, в увязке с ростом производительности труда и повышением эффективности производства. При этом государство обещает при необходимости «подставить предприятиям плечо», например, в части пополнения оборотных средств. Но есть условие: наличие конкретных заказов на продукцию и выгодные проекты.
К сожалению, господдержка возвращает лишь часть ресурсов, выкачанных их промышленных предприятий чередой девальваций, высокой инфляцией, налоговым бременем и спецификой денежно-кредитной политики. Поэтому сегодня нужны неординарные меры, чтобы обеспечить финансовую стабильность в отрасли. Однако эти меры Президент требует осуществлять исключительно в рамках действующей экономической модели: без «красных директоров и олигархов». Благо, мы не воюем, но «надо с точки зрения экономики настроиться на военный лад», напрягаться и давать результат.
В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ уверены, что основные трудности позади. «Я доволен и счастлив тем, что мы выжили, преодолели кризис. По всем признакам вижу, что рецессия закончилась», – заявил на прошлой неделе вице-премьер Владимир Семашко. Он пообещал, что темпы роста у Минпрома увеличатся с нынешних 3% до 11,3% в следующем году, а уже к середине 2019 г. машиностроительный комплекс может выйти на уровень лучшего, предкризисного года.
Планируется, что в 2020 г. темпы роста достигнут «где-то 170%» к 2015-му, а в 2030 г. – 230%. По мнению В. Семашко, такие цифры достижимы с учетом запланированных в стране инвестиционных и инновационных проектов.
Так, в июне по всем 16 холдингам Минпрома утверждена программа развития до 2030 г., предусматривающая вложение 9,1 млрд. USD инвестиций. Планируется строить целые заводы, отметил В. Семашко. Одним из них станет строительство завода по производству коробок передач, которое должно начаться в 2018 г., открытие запланировано на 2020 год. По словам вице-премьера, это будет совместный проект с ведущими зарубежными фирмами. Какими именно, В. Семашко раскрывать не стал. Хочется верить, что это будут более добросовестные партнеры, чем те, которые обещали поднять «Мотовело» или Осиповичский вагоностроительный завод, но вместо этого довели их до банкротства.
Кстати, проект строительства завода по производству коробок передач значился еще в Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года, утв. постановлением Совмина от 5.07.2012 № 622. В соответствии с Указом от 10.04.2014 № 157 его должны были построить к 2017 г. в районе поселка Гатово за счет средств инновационного фонда Мингорисполкома, кредита под гарантии правительства и других источников. Застройщику выделялся участок площадью 12,6 га на 99 лет. Планировалось создать предприятие с долей РБ 51% и Мингорисполкома – 49%, предоставить ему освобождение от НДС и таможенных пошлин на ввоз оборудования, от госпошлины за разрешение на привлечение иностранных работников. Ходили слухи, что завод будет строиться за счет средств, поступивших от продажи пакета акций МЗКТ компании «РТ-Авто» (РФ). Но проект тихо заглох. Теперь мы можем быть счастливы – его обещают повторить на бис. Будем надеяться, что удачнее, чем в прошлый раз.
Наименование продукции |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Тракторы |
66 803 |
71 030 |
62 591 |
52 164 |
34 310 |
Зерноуборочные комбайны |
1900 |
864 |
992 |
767 |
374 |
Станки для обработки металлов, шт. |
5286 |
4519 |
4456 |
2753 |
1099 |
Станки для обработки дерева и аналог. твердых материалов, шт. |
25 432 |
36 761 |
44 530 |
30 756 |
33 748 |
Самосвалы карьерные, шт. |
1444 |
1671 |
1248 |
725 |
421 |
Холодильники и морозильники бытовые, тыс. шт. |
1197 |
1263 |
1200 |
979 |
899 |
Машины стиральные бытовые, тыс. шт. |
311 |
324 |
324 |
152 |
204 |
Электродвигатели переменного тока, тыс. шт. |
1019,8 |
999,4 |
962,9 |
639,9 |
573,0 |
Схемы интегральные прочие, млн. шт. |
1746 |
1735 |
1929 |
1755 |
1441 |
Телевизоры, тыс. шт. |
404 |
594 |
245 |
92 |
22 |
Двигатели внутреннего сгорания, тыс. шт. |
106,7 |
108,9 |
89,0 |
68,9 |
44,3 |
Автобусы, шт. |
2162 |
2277 |
2341 |
1672 |
881 |
Троллейбусы, шт. |
206 |
174 |
118 |
106 |
98 |
Автокраны, шт. |
425 |
401 |
305 |
198 |
166 |
Прицепы и полуприцепы автомобильные, тыс. шт. |
8,0 |
8,4 |
7,6 |
5,3 |
|