Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Исследования
14.10.2016 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Малый бизнес не вытянет экономику

Одним из основных драйверов роста белорусской экономики на 2016–2020 гг. в правительстве называют развитие малого и среднего бизнеса. Предполагается, что он может частично заменить крупные госпредприятия в вопросе создания рабочих мест, а также за счет большей эффективности увеличить конкурентоспособность отечественной продукции на внешних рынках. Способность МСП выполнить эту задачу изучили специалисты Исследовательского центра ИПМ. Оказалось, что динамика макроэкономических показателей этого сектора за последние годы говорит о снижении его роли в экономике страны, а результаты опроса бизнесменов – об ухудшении экономического положения предприятий.

Развитие сектора МСП – важная задача экономической политики, тесно связанная с проблемой реструктуризации госпредприятий. Предполагается, что малый бизнес способен принять часть высвобождаемой в госсекторе рабочей силы в ходе структурных реформ и в результате долгосрочной стагнации. Однако динамика основных показателей сектора МСП не свидетельствует о его стабильном развитии в последние годы. Более того, происходит сокращение его роли. Так, на малых и средних предприятиях в 2015 г. работало 27,3% от всего занятого населения, что на 1,1 п.п. ниже, чем в 2013 г. С учетом общего уменьшения числа занятых в экономике на фоне неблагоприятной демографической ситуации это означает существенное сокращение занятости в секторе МСП в абсолютном выражении. За 2 года число работников в секторе МСП сократилось на 8,2%, а в микроорганизациях – на 17%.

ПАДЕНИЕ занятости на малых предприятиях началось только в 2014 г., и его масштабы значительно меньше (4%). Число работников на средних предприятиях в последние годы тоже сокращалось, но это было частью долгосрочного тренда по снижению как числа таких предприятий, так и занятости на них. Отчасти падение занятости в секторе МСП компенсируется ростом работников, нанятых индивидуальными предпринимателями по трудовым контрактам.

Такая динамика свидетельствует, что в условиях кризиса МСП снижает издержки на труд более активно, чем остальные сектора экономики. Это заставляет усомниться в предположении, что малый бизнес в его нынешнем состоянии способен помочь снижению напряженности на рынке труда.

Не вдохновляет и динамика вклада МСП в экономику в целом. По сравнению с 2013 г. его удельный вес в ВВП сократился на 0,8 п.п., до 21,1%, в т.ч. микропредприятий – с 6% до 5,2%. Авторы исследования отмечают, что доли малых и средних предприятий в ВВП были достаточно стабильны, за исключением скачка 2012 г., вызванного реэкспортом нефтепродуктов, что статистически было отражено ростом производства нефтепродуктов и растворителей средними предприятиями. В условиях сокращения занятости это может свидетельствовать об определенном увеличении производительности труда в секторе МСП относительно всей экономики, что возможно за счет как увеличения относительной эффективности сектора, так и изменения его структуры по видам деятельности.

ДИНАМИКА вклада сектора МСП в объем выпуска, которая в общем итоге повторяет динамику вклада в ВВП, позволяет оценить существенные отраслевые различия. Это особенно заметно в сельском хозяйстве, которым в секторе МСП занимаются в основном средние предприятия. Производство сельхозпродукции составляет около 1/4 всего выпуска средних предприятий, к которым по формальным критериям относится немало сельхозорганизаций. Поэтому развитие средних предприятий меньше связано с изменением деловой и экономической среды, т.к. АПК в Беларуси в большей степени зависит от государственной поддержки, чем от рыночных факторов.

Роль МСП, вероятно, выросла в секторах услуг, отличных от торговли и ремонта. Однако статистически однозначно подтвердить данную тенденцию сложно, так как существенную часть таких услуг предоставляют государственные некоммерческие организации, деятельность которых не учитывалась при расчете вклада МСП в общие показатели.

Уровень производительности труда в секторе МСП ниже среднего, о чем свидетельствует больший вклад сектора в занятость, чем в ВВП. Это объясняется эффектом экономии от масштаба и меньшей трудоемкостью на крупных предприятиях. Поэтому вклад МСП в общий выпуск отрасли фактически завышен.

Удельный вес МСП в промышленном производстве несколько ниже, чем в ВВП и выпуске товаров в целом, но остается достаточно стабильным. Однако в последние годы промышленное производство в секторе МСП сокращается теми же темпами, что и в экономике в целом. При этом внутри сектора увеличивается доля промышленного производства малыми предприятиями (на 3 п.п. за 2015 г. – до 47%) при снижении вклада средних (на 2,2 п.п. – до 41%).

Сократилась доля МСП даже в торговле. Так, с 2009 г. по 2015 г. вклад сектора в розничный товарооборот снизился более чем на 10 п.п., что во многом связано с ужесточением законодательства и развитием крупных торговых сетей. Эти обстоятельства существенно отразились на микропредприятиях.

Высокая доля МСП в оптовом товарообороте (более 80%, в т.ч. свыше 50% приходится на малые предприятия) объясняется использованием посреднических структур при осуществлении продаж. По этой же причине остается высоким удельный вес сектора МСП в экспорте и импорте товаров.

Формально большую роль сектор МСП играет и в инвестициях. Однако инвестиционная деятельность малых предприятий в основном приходится на сектор операций с недвижимостью и аренды, т.е. связана с посредническими услугами в сфере строительства. А вот доля МСП в объеме непосредственно оказанных строительных услуг за последние годы значительно снизилась.

Таким образом, по мнению авторов исследования, большинство макроэкономических показателей искаженно описывают состояние сектора МСП. В целом же динамика долей МСП в занятости, ВВП, розничном товарообороте за последние годы свидетельствует об ухудшении положения сектора и снижении его значения для белорусской экономики.

САМИ представители малого и среднего бизнеса оценивают свое текущее экономическое положение в среднем нейтрально и даже лучше, чем в начале 2010-х гг. Так, в 2016 г. почти четверть респондентов (24,7%) оценила экономическое положение своего предприятия как хорошее, хотя 23,8% считают его плохим (в 2012 г. соотношение долей положительных и отрицательных оценок было 8,8% к 35%). При этом наиболее позитивные оценки дают недавно созданные компании, еще не успевшие утратить стартовые преимущества, а наименее оптимистичные – давно работающие на рынке. Это, как считают эксперты ИПМ, обусловлено относительно непродолжительным жизненным циклом малого и среднего бизнеса в Беларуси. К тому же наиболее пострадавшие в ходе кризиса предприятия, потерпевшие банкротство, в число респондентов не попадают.

В прошлом году 63,4% респондентов отметили сокращение объемов продаж, в текущем – 59,6%, увеличение – 15,1% и 11,8% соответственно. Эффект роста реальных доходов населения, инфляционных ожиданий  и разогрева внутреннего спроса мягкой экономической политикой 2011–2014 гг. сошел на нет. Валютный кризис и временное ужесточение монетарной политики отразилось в падении объемов продаж МСП. В сокращении инвестиций признались 27,8% респондентов, о росте сообщили только 13,9%, о падении занятости – 39,3% и 16,8% соответственно. В то же время доля МСП, планирующих расширять производство, за 2 года снизилась с 32,3% до 24%, а намеревающихся сокращать бизнес – выросла с 8,4% до 11,7%.

С проблемой падения продаж в наименьшей степени сталкиваются новые предприятия, созданные после 2010 г. По мнению исследователей, компании, созданные в период быстрого экономического роста, меньше готовы к ухудшению макроэкономической среды, чем недавно созданные. Также отмечается, что наибольшие сокращения происходили в компаниях, организованных в 90-е годы. В ИПМ это объясняют тем, что среди них преобладают относительно крупные промышленные предприятия, созданные в советское время и акционированные в 90-е. Они унаследовали проблему чрезмерной занятости, оптимизация которой стала необходимой в последние годы. А вот с проблемами долгов успешнее справляются предприятия, созданные в 1997–2004 гг., в то время как с наибольшими трудностями столкнулись те, кто зарегистрирован в 2005–2009 гг.

ИТАК, сектор МСП в нынешнем состоянии не готов решать проблемы структурных изменений в экономике Беларуси. К тому же, как показал опрос, ухудшение своего положения малый бизнес связывает не только с экономическим кризисом, но и с регуляторными изменениями. При этом острота, с которой предприятия воспринимают проблему снижения «качества» деловой среды, напрямую связана с масштабами ухудшения их экономического положения.

В таких условиях большинство компаний МСП сконцентрировано на задаче сохранения своего бизнеса. Следствием оптимизации издержек является сокращение занятости в секторе, темпы которого выше средних по стране. Поэтому сложно рассчитывать на то, что население, теряющее работу в государственном секторе, найдет ее в частном.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений