Электромобилям дают зеленый свет: — дополнительные льготы для юрлиц и развитие инфраструктуры
Использование электрического транспорта станет еще более выгодным благодаря внесению изменений в законодательство. C 1 декабря 2021 г. Указ от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей» действует в новой редакции.
Изменения в документ предусмотрены Указом от 22.11.2021 № 447, которым предложены дополнительные льготы и преференции на все категории электромобилей для увеличения использования электротранспорта и развития зарядной инфраструктуры.
Отмену НДС распространят и на юрлиц, однако есть нюансы
Самое главное новшество – изменение порядка предоставления налоговых льгот по ввозному НДС и их распространение на новые группы товаров и категории плательщиков. Ранее Указ предусматривал нулевую ставку НДС при ввозе электромобилей из-за границы либо возврат НДС при покупке электромобиля внутри страны при условии его приобретения физлицом для личного пользования. Юридические лица и ИП получали освобождение от уплаты НДС только при ввозе зарядных станций.
В соответствии с новой редакцией Указа освобождение от уплаты НДС получат и юридические лица, однако с некоторой оговоркой: если ввозимые электромобили будут не старше 5 лет. Аналогичные изменения коснулись и льгот, предоставленных физлицам: прежний порядок предоставления освобождения от уплаты ввозного НДС сохраняется до 1 марта 2022 г., после этого указанная льгота также будет распространяться только на электромобили не старше 5 лет.
Кроме того, положениями Указа № 447 предусмотрено освобождение от уплаты ввозного НДС организаций – производителей электромобилей по автокомпонентам, ввозимым на территорию Беларуси. Однако предоставление льгот в данном случае имеет условие: представление в таможенный орган или налоговый орган при ввозе с территории государств – членов Евразийского экономического союза заключения Минпрома о том, что данные автокомпоненты предназначены для производства электромобилей и не имеют аналогов, производимых на территории Беларуси.
Установленный ранее порядок возврата налога, уплаченного физлицом при приобретении электромобиля на территории Беларуси по стоимости, включающей НДС, сохраняется только для договоров, заключенных до 1 декабря 2021 г., поскольку после этой даты обороты по реализации электромобилей внутри страны будут освобождены от НДС для всех категорий плательщиков вне зависимости от даты выпуска.
Не только легковые, но и грузовые автомобили
Важным нововведением является расширение категорий транспорта, на которые распространяются указанные выше льготы. Если прежде электромобилями считались транспортные средства категорий M1 и M1G (используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя не более 8 мест для сидения, в т.ч. повышенной проходимости), то новая редакция предусматривает расширение термина «электромобили» до категорий M, MG (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т, т.е. микроавтобусы и автобусы, в т.ч. повышенной проходимости), N, NG (механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов массой 12 т и выше, т.е. грузовые автомобили, в т.ч. повышенной проходимости). Как прокомментировал это положение Указа № 447 первый заместитель Министра экономики Юрий Чеботарь, «раньше речь шла только о легковых электромобилях. Сейчас же в мире появляются и активно производятся так называемые каблучки – развозные машины для интернет-торговли, грузовые электромобили, а также электробусы. Указ распространил свое действие и на них. Мы ожидаем существенного роста по этой категории транспортных средств».
Придать дополнительную динамику инфраструктуре
Еще одним изменением стала корректировка льгот для организаций, строящих зарядные станции. Если раньше инвестиционный вычет предоставлялся организациям в пределах стоимости устройств, приобретаемых для зарядки аккумуляторов, то теперь его можно применять к полной стоимости зарядной станции с учетом затрат по ее установке. Предполагается, что такое расширение налоговых льгот станет дополнительным стимулом для дальнейшего развития зарядной инфраструктуры. Однако и здесь не обошлось без нюансов. Одновременно отменена норма, предусматривающая освобождение от НДС ввозимых зарядных станций, т.к. в стране уже налажено их собственное производство.
Сохранился в новой редакции Указа № 92 и упрощенный порядок предоставления земельных участков для строительства заправочных станций и парковочных мест. Государственным оператором, осуществляющим функции по созданию и развитию зарядной сети для электромобилей, по-прежнему остается РУП «Производственное объединение «Белоруснефть». Земельные участки, необходимые для строительства и обслуживания электрозарядных комплексов, будут по-прежнему предоставляться оператору в аренду без проведения аукциона и взимания платы за право заключения договора аренды земельного участка. Всего с 2022 по 2025 г. в Беларуси силами местных исполкомов планируется построить парковки на 320 парковочных мест.
Первый заместитель министра экономики поделился ожиданиями относительно влияния нового Указа на развитие электрического транспорта в стране. «По нашим оценкам, это позволит к 2025 г. достичь уровня в 100 тыс. автомобилей с электрическим приводом. В результате количество вредных выбросов в атмосферу удастся снизить на 4–5% (от объема выбросов промышленного производства). Мы сэкономим почти 700 тыс. т нефти и нефтепродуктов, которые будут потреблены на иные цели либо экспортированы. Также это позволит задействовать существенную часть мощностей БелАЭС» – прокомментировал Ю. Чеботарь.
Высоко оценил принятый Указ и заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик: «Выход этого Указа еще раз подчеркивает своевременность, многовекторность и эффективность принимаемых решений. В 2021 г. количество электротранспорта, проданного во всем мире, составило 8–9%, в Европе – до 20%. Это существенные цифры. Сегодня на рынок уже выходят электромобили массового покупательского спроса. Такие производители, как "Витязь", начинают устанавливать собственные зарядные станции. Развивается производство зарядной инфраструктуры, в т.ч. и другими участниками авторынка. Например, оборудование для нашего супербыстрого комплекса будет производить "Белкоммунмаш"».
По мнению Андрея Котика, до конца нынешнего года в Беларуси будет 600 зарядных станций. Сегодня уже установлено около 540, из них 35% расположены за пределами столицы. Ожидается, что в следующем году строительство зарядных станций начнется и в районных центрах страны. ПО «Белоруснефть» также запускает программу по развитию супербыстрых зарядных комплексов. «К 2025 г. их количество должно приблизиться к 50. Это уже будет другая скорость заряда (увеличится мощность и снизится время зарядки). Концентрация таких зарядных комплексов будет не только в областных центрах и Минске, но и на автомагистралях. По трассе М1 планируется установка примерно 10 комплексов. Традиционно мы их размещаем в тех местах, где в первую очередь будет формироваться необходимый спрос», – пояснил заместитель гендиректора.
***
Таким образом, Указ № 447 призван дать дополнительный импульс использованию электромобилей внутри страны. Важным шагом для этого является предоставление налоговых льгот юридическим лицам, а также распространение принятых льгот на коммерческие автомобили. В то же время некоторые льготы были упразднены – похоже, что правительство хочет подвести пользователей к приобретению новых электромобилей белорусского производства по мере его развития в стране.