Куда уехала доля
По итогам 4 месяцев т.г. продажи ПАО «КАМАЗ» выросли на 30% по сравнению с прошлым годом, доля компании на рынке грузовых автомобилей также увеличилась, сообщает пресс-служба компании. Смогут ли белорусские автомобилестроители вернуть прежние позиции на рынке РФ?
По данным Департамента маркетинга ПАО «КАМАЗ», российские производители грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн в январе–апреле т.г. реализовали 9,9 тыс. автомобилей – на 7% больше, чем годом ранее.
При этом результаты КАМАЗа оказались выше, чем в целом по рынку. По итогам 4 месяцев компания отгрузила потребителям (в т.ч. за рубеж) 6,47 тыс. грузовых автомобилей, что на 30% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом доля КАМАЗа выросла с прошлогодних 54% до 65%.
Компания значительно увеличила свое присутствие и в сегменте магистральных тягачей. Здесь их доля повысилась с 12% до 39% благодаря выводу на рынок нового магистральника КАМАЗ-5490. По мнению маркетологов компании, причиной такого успеха является низкая по сравнению с конкурентами рыночная цена, ее оптимальное соотношение с качеством, наличие сервиса и запчастей, выгодные предложения по лизингу.
Ранее в отчетности КАМАЗа отмечался рост его доли на российском рынке грузовых автомобилей массой 14 – 40 т при снижении долей ОАО «МАЗ» и техники западного производства (см. табл.).
Наименование производителя |
Страна |
Доля на рынке |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
ПАО «КАМАЗ» |
РФ |
38,4 |
33,5 |
44,7 |
45,6 |
57,6 |
ОАО «МАЗ» |
РБ |
11,1 |
12,8 |
9,3 |
9,5 |
6,0 |
ОАО «АЗ «УРАЛ» |
РФ |
10,7 |
4,9 |
6,0 |
7,8 |
13,7 |
ПАО «АвтоКРАЗ» |
Украина |
0,7 |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
Автомобили иностранного производства |
разные |
39,1 |
48,3 |
39,7 |
36,7 |
22,3 |
Тем временем в Беларуси в I квартале т.г. был выпущен всего 691 грузовой автомобиль (на 31% меньше, чем в январе–марте 2015 г.). Напомним, что при посещении ОАО «МАЗ» в начале апреля Президент РБ Александр Лукашенко заявил о необходимости освоения новых рынков сбыта. «Я от вас этого требую. А то не успел я сюда прийти, как вы мне начали рассказывать про Россию (российский рынок). Мы уже 25 лет как независимое государство. У России свои проблемы, – сказал тогда глава государства. – Да, там рынок, который вы сдали. Сегодня этот рынок очень легко отвоевать. Но туда надо продать качественную, красивую, надежную технику по конкурентной цене».
К сожалению, судя по активности КАМАЗа, «отвоевать» российский рынок будет не так-то легко. Местные производители вряд ли согласятся уступить занятые ими места.