Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Глобализация
12.01.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кто раскачивает маятник©

Начало года на мировых финансовых рынках отметилось очередным обвалом. На фондовом рынке США индекс Dow Jones, отражающий состояние промышленности страны, с 4 по 8 января рухнул на 5% (более чем на 900 пунктов), S&P 500 (в него включены пять сотен самых дорогих американских корпораций) – на 4,9%, NASDAQ (где торгуются ценные бумаги высокотехнологичных компаний) – на 6%.

 

В целом мировой рынок потерял за несколько дней 2,5 трлн. USD. Как сообщила CNN, начало года стало самым сложным для рынка США за последние 119 лет. Впрочем, эта ситуация кардинально отличается от предыдущих кризисов, вызванных катаклизмами в американской экономике. На сей раз причиной потрясений стало снижение китайской экономики и падение цен на нефть.

Народный банк Китая в первые дни года запустил масштабную программу девальвации. 7 января стоимость китайской валюты опустилась до 6,5646 юаня за доллар – минимум с апреля 2011 г. Рынок расценил этот шаг как признак слабости экономики Китая. Но параллельно с девальвацией происходил обвал китайского фондового рынка. Ключевой индекс Shanghai Composite 4 января упал на 6,85%, 7 января – еще на 7,3%. Торги на китайских биржах были приостановлены. Чтобы остановить бегство инвесторов, 8 января китайский регулятор усилил свою валюту на 0,02% – до 6,5636 юаня за доллар. Как сообщает The Financial Times, в китайские банки поступило устное распоряжение ограничить продажу долларов США физическим и юридическим лицам.

На настроения инвесторов серьезно повлияли данные о замедлении темпов роста китайского ВВП по итогам III квартала 2015 г. до 6,9% и заявление главы Центра исследования развития при Госсовете КНР Ли Вея о том, что Китаю будет сложно в 2016–2020 гг. достигнуть экономического роста выше 6,5%. В результате ряд фондов выводит деньги из китайской экономики и ориентированных на нее компаний. По мнению некоторых аналитиков, реальный рост экономики КНР в 2016 г. не превысит 4–4,5%. Поэтому в ближайшем будущем можно ожидать масштабного перетока капиталов на рынки развитых стран, прежде всего, США и Евросоюза, что поддержит как их экономики, так и курс доллара и евро. Эти страны сохранят  лидирующие позиции в глобальной экономике благодаря технологическим и институциональным преимуществам, которые оказались гораздо эффективнее, чем наличие природных и трудовых ресурсов в развивающихся странах, в т.ч. БРИКС.

Последствия долгового кризиса 2008–2009 гг. Запад подавил с помощью низких процентных ставок, которые спровоцировали «бум» заимствований в развивающихся странах. В свою очередь, высокие цены на сырье заставили западные компании и правительства увеличить усилия по ресурсосбережению, развитию альтернативной энергетики, внедрению новых технологий нефте- и газодобычи. Это обеспечило рост промышленного производства в США и Европе и снижение роли факторов, обеспечивавших рост в развивающихся странах.

Беларусь в полной мере ощутила на себе эти тенденции: экспорт и возможности привлекать инвестиции резко сократились, а поддерживать стабильность в валютной и социальной сфере стало заметно сложнее. Преимущества, обусловленные поставками нефти и газа из России по ценам ниже мировых, утратили свое значение.

С начала года нефть подешевела на 10%: в понедельник 11 января сорт Brent торговался у отметки 32,89 USD/барр., а WTI – 32,56 USD/барр. На данных о дальнейшем замедлении экономики Китая и снижении спроса трейдеры делают рекордные ставки на дальнейшее падение цен, причем снижение до 20 USD/барр. уже выглядит вполне реальным. Предпосылками для этого служат данные об избыточных запасах нефти и нефтепродуктов, а также ожидания увеличения предложения нефти Ираном в ближайшие месяцы. При этом политические конфликты между странами-экспортерами оборачиваются ценовыми войнами на понижение.

Белорусский и российский рынки после рождественских каникул отреагировали на события на мировых фондовых биржах и снижение нефтяных цен падением валют. Официальный курс Нацбанка на вторник рухнул до 19 048 USD/Br и 20 737 EUR/Br. Российский рубль при открытии на Московской бирже вчера упал ниже 76 USD/RUB и 83 EUR/RUB и зафиксировался на вторник на уровне 75,9507 USD/RUB и 82,8090 EUR/RUB.

Таким образом, параметры, на которых основывались прогнозы социально-экономического развития Беларуси на текущий год, уже оказались чрезмерно оптимистичными, а зависимость от спроса и платежеспособности российского рынка – серьезной угрозой. Не случайно Президент Александр Лукашенко экстренно потребовал от правительства всесторонне проанализировать перспективы социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 годы с учетом изменения базовых макроэкономических условий. При этом первый вице-премьер Василий Матюшевский представил главе государства, каким видится правительству 2016 г. с учетом быстро меняющихся внешних макроэкономических условий, а также среднесрочные перспективы выхода на устойчивые темпы экономического роста и пообещал объяснить обществу свое видение рисков, угроз и путей, которыми власти намерены их нивелировать.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений