Корректировка квалификации: числом и качеством
Квалификационные требования к строителям для получения аттестатов соответствия в Беларуси планируется пересмотреть. Новая редакция документа подготовлена в Минстройархитектуры для общественного обсуждения.
В настоящее время квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия 1–4 категории, классы сложности объектов строительства и (или) отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), работы по обследованию зданий и сооружений, право на строительство и (или) осуществление которых предоставляют указанные аттестаты соответствия, определены постановлением Минстройархитектуры от 2.05.2014 № 25. За время существования этого нормативного акта выявлен ряд недостатков, осложняющих работу строителей.
Поэтому, в частности, при подготовке проектной документации для объектов строительства предложено отказаться от требования к заявителю, претендующему на получение аттестата соответствия I или II категории, о наличии не менее одного работающего по основному месту работы специалиста, осуществляющего разработку проектной документации по каждому из следующих разделов: охрана окружающей среды, инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, организация строительства. Одновременно могут возрасти требования к программному обеспечению, используемому при разработке проектной документации с использованием информационного моделирования объектов строительства. Предлагается, чтобы такое ПО было исключительно лицензионным.
Для претендентов на аттестат соответствия III и IV категорий намечено снизить уровень базового образования руководителя. Возглавлять такие организации смогут не только выпускники вузов, но и колледжей (техникумов) по профилю образования, соответствующему заявленному виду деятельности в области строительства (его составляющим), и более длительным минимальным стажем работы в области проектирования.
Радикально могут измениться требования к генеральным подрядчикам по строительству инфраструктуры, включая инженерную, транспортную и магистральную. Планируется, например, установить, что претендент на аттестат соответствия I категории обязан иметь в штате не менее 100 человек. При этом стаж работы в области строительства как минимум половины специалистов и руководителей такого генподрядчика должен быть не менее 3 лет, причем по основному месту работы. Заявителю потребуется также наличие сертифицированной системы менеджмента качества, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, учетная стоимость которых составляет не менее 100 тыс. базовых величин.
Могут измениться отдельные требования к генподрядчикам объектов 1–4 классов сложности по строительству зданий и сооружений. Так, намечается повышение требований к их руководителям. Например, у компании-заявителя на получение аттестата I категории квалификационные аттестаты по соответствующей специализации, помимо главного инженера, должны будут иметь начальник (заместитель начальника) производственно-технического отдела, а также прораб, мастер по каждому из заявленных видов деятельности в области строительства. Кроме того, таким компаниям придется иметь в штате не менее одного инженера по сметной работе (сметчика) и не менее 3 специалистов по организации закупок, имеющих квалификационные аттестаты.
Смягчить предлагается некоторые количественные требования к соискателям аттестатов. Скажем, численность штатных работников генподрядчика по строительству зданий и сооружений для получения аттестата соответствия III категории предлагается снизить со 100 до 50, а учетную стоимость основных средств организаций, претендующих на получение аттестата I категории по строительству объектов 1–4 классов сложности, – с 300 тыс. до 100 тыс. базовых величин.
Планируется расширение сферы аттестации по обследованию объектов строительства за счет инженерных сетей и систем, автомобильных дорог и мостовых сооружений. При этом требования к претендентам в целом идентичны тем ,которые установлены для обследования зданий и сооружений.