Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Инвестиции
12.08.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Корпоративная конфликтология

Тема корпоративных конфликтов давно стала в мире особым направлением. Многие вопросы хозяйственного законодательства сводятся к тому, как избежать конфликтов между участниками корпоративных отношений, способных повлиять на работу компании, а иногда разрушить ее изнутри.

В Методических рекомендациях по организации корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства, утв. постановлением Минэкономики и Госкомимущества от 5.07.2016 № 45/14, под корпоративными конфликтами понимается любое разногласие или спор между органом акционерного общества и акционером либо разногласие или спор между акционерами или органами, если это затрагивает интересы общества. Перечень таких конфликтов может быть весьма длинным – в силу разнообразия корпоративных отношений и моделей. Их идентификация и понимание причин очень важны. Ведь проще предупредить или хотя бы вовремя локализовать конфликт, чем потом гасить разразившуюся корпоративную войну. Можно выделить несколько основных «линий фронта».

Совет директоров vs исполнительные органы

Чаще всего конфликты между исполнительными органами и членами совета директоров возникают из-за различного понимания ими своей роли в управлении компанией. Так, первые обвиняют вторых во вмешательстве в оперативную деятельность или в неспособность понять реальную финансово-экономическую ситуацию. В свою очередь, совет директоров может быть недоволен результатами исполнения поставленных перед исполнительными органами задач, принимаемыми оперативными решениями, качеством информирования о текущей ситуации и т.п.

В подобных случаях рекомендуется, прежде всего, открыто обсудить сложившуюся ситуацию, разъяснить роль совета директоров и ожидания сторон. Хорошим поводом для такой встречи может быть обсуждение результатов оценки деятельности совета директоров по итогам года. Кроме того, необходимо четкое разграничение полномочий между всеми органами управления, причем не только формально – в уставе и локальных нормативных правовых актах, но и на уровне сложившихся в обществе «правил игры». Также требуются ясный и соблюдаемый порядок подготовки вопросов к совету директоров, эффективная система контроля исполнения решений и, разумеется, конструктивные выводы по итогам всех обсуждений.

Когда в совете согласья нет...

Разногласия в совете директоров обычно являются отражением противоречий между акционерами, которых они представляют. В предупреждении и урегулировании подобных конфликтов важнейшую роль играет председатель совета. Он должен мудро управлять ходом обсуждения вопросов, при необходимости привлекать независимых специалистов и т.п. Хорошим профилактическим приемом является практика неформального общения членов совета. Но в основе всегда остается их профессионализм и добросовестность.

Акционер акционеру lupus est

Самая распространенная и опасная разновидность корпоративных конфликтов – те, которые возникают между акционерами. Их причинами в Методических рекомендациях названы различные мнения в отношении стратегии, дивидендной политики, состава органов управления. Однако это, скорее, следствия. На самом деле причина конфликтов между акционерами – борьба за контроль и доходы. Она выражается в неудовлетворенности миноритариев объемом своих прав или размером доходов (причем не только дивидендов, но и курсовой стоимости акций) или в экспансии мажоритариев, «выдавливающих» мелких акционеров из компании или игнорирующих их интересы. Все это создает благоприятную почву для гринмэйла и делает компанию уязвимой для рейдеров.

Серьезные конфликты возникают из-за претензий на управление АО или на его активы «третьей силы». В этой роли могут, к примеру, выступать скрытые конечные бенефициары компании или государство – как собственник или регулятор. Заметим, что разделение этих функций называется сегодня в Беларуси одной из ключевых задач реформирования отношений собственности и улучшения корпоративного управления.

По мнению авторов Методических рекомендаций, особую роль в предотвращении таких корпоративных конфликтов должны играть независимые директора, которые будут предварительно оценивать действия и решения АО, способные привести к возникновению конфликтов, и при отрицательном заключении которых соответствующие действия (решения) не рекомендуется совершать (принимать). Оптимальным способом разрешения конфликта между участниками называется заключение акционерного соглашение. Полагаем, что роль этого института не стоит переоценивать. В зарубежной практике для предотвращения и погашения конфликтов между акционерами широко используются и другие способы: от регламентации процедур принятия решений до выкупа акций обществом или мажоритариями.

Враг общества

Особо выделены в Методических рекомендациях конфликты между акционерами и самим АО, возникающие из-за непредоставления информации, нарушений при выплате дивидендов, при голосовании на общем собрании и т.п. Важнейшей профилактической мерой подобных конфликтов является подробная регламентация ключевых корпоративных процедур (проведения общего собрания, реализации дивидендной и информационной политики и т.п.). Для предотвращения таких конфликтов целесообразно в АО с большим числом акционеров назначать корпоративного секретаря, который будет следить за соблюдением прав и законных интересов акционеров.

К сожалению, этой разновидности конфликтов в Методических рекомендациях уделено слишком мало места. Между тем речь идет об одном из основных противоречий: между акционерами (собственниками) компании и ее менеджерами (и вообще, персоналом). Если первые заинтересованы в получении максимальных доходов, то вторые – в росте своих заработков и сохранении рабочих мест.

В частности, работников (если они сами не являются акционерами) никогда не радует начисление высоких дивидендов, поскольку это сокращает оборотные средства предприятия. Руководители АО, напротив, нередко считают, что акционеры должны регулярно предоставлять компании дополнительные инвестиции, помогать с поставками сырья, сбытом продукции и т.п. Поэтому топ-менеджеры могут быть заинтересованы в сокрытии прибыли, чтобы сократить дивидендные выплаты, а иногда – в ее завышении или искажении других показателей, чтобы получить право на повышение зарплат и премий.

Если же акционером является государство, то оно преследует еще и иные цели в рамках проводимой социально-экономической политики. Это также иногда приводит к конфликту интересов.

Совет на страже

Ключевым звеном в урегулировании корпоративных конфликтов является совет директоров. Для этого совет директоров может создать специальный комитет по урегулированию корпоративных конфликтов (постоянно действующий или формируемый в конкретной ситуации). Важно, чтобы лица, на которых возлагается задача по урегулированию того или иного конфликта, были полностью независимыми по отношению к рассматриваемым ими вопросам.

В целях выявления и разрешения корпоративных конфликтов на раннем этапе целесообразно, чтобы корпоративный секретарь регистрировал поступающие от акционеров обращения, письма и требования, давал им предварительную оценку и передавал их в тот орган АО, к компетенции которого отнесено рассмотрение данного вопроса. Следует четко разграничить полномочия органов АО по рассмотрению и урегулированию корпоративных конфликтов. В то же время их общая задача – найти законное и разумное решение, которое будет отвечать интересам АО. При этом рекомендуется, чтобы порядок урегулирования корпоративных конфликтов был определен в локальном нормативном правовом акте, утвержденном общим собранием акционеров.

С согласия акционеров, вовлеченных в корпоративный конфликт, органы управления АО могут участвовать в переговорах между участниками, предоставлять им относящиеся к конфликту информацию и документы, разъяснять нормы законодательства и положения локальных актов общества, давать советы и рекомендации, готовить для подписания проекты документов об урегулировании конфликта, от имени АО в пределах своей компетенции принимать обязательства, способствующие урегулированию конфликта.

Конфликт может быть урегулирован путем подписания соглашения между акционером (-ами) и акционерным обществом. Оно может быть также принято в виде решения соответствующего органа АО. В целях объективного урегулирования конфликта заинтересованные лица, в т.ч. члены совета директоров или исполнительной дирекции, не должны принимать участия в вынесении соответствующего решения. Рассмотрение корпоративного спора органами управления АО не препятствует передаче такого спора на рассмотрение в суд.

Добавим, что предупреждению и урегулированию корпоративных конфликтов способствует точное и безусловное соблюдение законодательства, регламентация корпоративных процедур в локальных нормативных актах АО, а также добросовестное и разумное поведение менеджеров во взаимоотношениях с акционерами. Поэтому чем полнее и тщательнее закреплены различные аспекты управления обществом в уставе или в иных внутренних документах АО, тем меньше остается места и поводов для конфликтов.

Эффективность работы АО по предупреждению и урегулированию корпоративных конфликтов во многом зависит от оперативности рассмотрения споров. Поэтому важно в максимально короткие сроки определять свою позицию по существу конфликта, принимать и доводить до сведения акционеров соответствующее решение – разумеется, основанное на нормах законодательства.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений