Консультантами уже можно быть: что дальше?
Решение о создании института налогового консультирования принято (Указ Президента от 19.09.2017 № 338) и трехлетняя реализация проекта формализована. Стоит ли аплодировать этому либо, напротив, заранее отвергать данную новацию?
Попробуем поразмышлять. Конечно, точка зрения автора субъективна, но вместе с тем не абстрактна, поскольку основывается на определенном практическом знании и понимании налоговой системы страны, проблем и этапов ее развития, с одной стороны, и опыте работы в сфере аудита (а он «поглощает», как известно, и вопросы налогообложения) – с другой.
Основной плюс – многообразие в сфере услуг, которые сегодня оказывают аудиторские, бухгалтерские, юридические компании и индивидуальные предприниматели. Увеличивается богатство выбора, конкуренция, возможно снижение цен и прочие блага, связанные с ростом предложения и усилением конкурентной борьбы за потребителей.
Но рынок бухгалтерских, консалтинговых и иных близких им услуг и так не пустует. Точнее, он довольно плотно насыщен. В частности, мне неоднократно приходилось писать и говорить о незавидном состоянии рынка аудита в Беларуси, причем рынка с многолетним функционированием; о тех инициативах Ассоциации аудиторских организаций, которые объективно направлены на сохранение, оживление и развитие национального аудита, но, к сожалению, воз и ныне там, в частности – в Минфине.
Сегодня не приходится говорить о каком-либо ценовом либо ином косвенном диктате лиц, оказывающих консультационные услуги. Напротив, диктует условия здесь скорее заказчик, порой не от хорошей жизни. Поэтому представляется, что дополнение рынка обособленным налоговым сегментом не созрело как объективно необходимое. Нет и психологического запроса со стороны потребителя. Это один из главных минусов для появления института налогового консультирования.
Сопоставление «плюсов» и «минусов» порождает ряд вопросов. Первый: кто будет пользоваться услугами налоговых консультантов? Второй: как появление последних отразится на функциях и практике работы налоговых органов?
Потенциальные потребители таких услуг – физические лица, малый и средний бизнес, крупные предприятия.
Станут ли физические лица прибегать за плату к услугам налогового консультанта, имея возможность бесплатно обратиться в специализированные либо другие отделы налоговых инспекций на местах? Весьма сомнительно. Не стоит здесь даже сравнивать ситуацию с бюргерами из Германии, которая стала образцом для инициаторов налогового консультирования в Беларуси, либо, например, с американскими яппи или топ-менеджерами, непременно имеющими личного налогового юриста. Такое сравнение по меньшей мере некорректно как по доходам, так и, что важно, по менталитету.
Малый и средний бизнес далеко не всегда готов раскошелиться на качественный или вообще хоть какой-либо аудит и/или внешний консалтинг и, что не менее важно, совсем не обязательно его «без боя» оплатит.
Крупный бизнес имеет в штате внутренних аудиторов, заместителя главного бухгалтера по налогам, юристов, а заодно пользуется по разным финансовым и юридическим вопросам услугами консультантов, часто обязан проводить внешний аудит. В дополнение к этому еще и услуги налогового консультанта? Может быть, но лишь в весьма нестандартной ситуации и вряд ли массово.
Проводился ли не ангажированный и достаточно репрезентативный опрос субъектов хозяйствования, прежде чем взяться за разработку проекта указа? Если да и результаты были положительными, то было бы интересно о них узнать подробнее.
Но есть опасение, что после внедрения Указа № 338 в жизнь сотрудники налоговых органов официально, полуофициально либо подсознательно начнут «отфутболивать» плательщиков, обращающихся к ним за разъяснениями. Дескать, в целом ситуация описана в законодательстве, а за подробностями в конкретных ситуациях – к налоговым консультантам. Как будет выстроена система взаимоотношений между государственным институтом и этими организациями с налогоплательщиками? Не начнется ли не явное, но «латентное» смещение акцентов на платные консультационные услуги?
Напомним, что когда-то консультационные отделы ИМНС создавались как инструмент конструктивных взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, призванный укреплять доверие и взаимоприемлемое партнерство. В конечном итоге это, пусть не всегда и повсеместно, способствовало и изменению образа налоговых органов: от районной инспекции до, вначале, ГНК, впоследствии – МНС. Налоговая служба постепенно перестала восприниматься как исключительно фискальный институт. Насколько известно, и в последние годы предпринимаются меры (и в этом направлении сделаны практические шаги) по реальному, а не декларативному сближению интересов налоговиков и плательщиков, построению работы преимущественно не «ногами», но «головой», переходу к приоритету аналитики и камерального контроля. Полагаю, что здесь органичное и значимое место занимает разъяснительно-консультативная служба налоговых органов: от отделов консультаций (специалистов) в инспекциях на местах до методологических и аналитических подразделений в областях и министерстве.
Все эти вопросы исходят из заинтересованности в существовании и разнообразии институтов, в которых объективно нуждается потребитель – налогоплательщик. Представителям бизнеса сегодня уж точно есть куда обратиться – были бы деньги и желание.
Несомненно, общество имеет право на наличие института налоговых консультантов. Но как абсолютное неприятие, так и, напротив, восторженная эйфория здесь неуместны.