Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Вопрос-ответ
29.11.2016 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Охрана труда: практические вопросы

17 ноября в Минтруда и соцзащиты состоялась онлайн-конференция «Практическое применение законодательства об охране труда».

Стоп, аккредитация

Юрлицо в установленном порядке аккредитовано на оказание услуг в области охраны труда по осуществлению функций специалиста по охране труда. В настоящее время со специалистом по охране труда, заявленным для целей аккредитации, прекращены трудовые отношения.

Приостанавливается ли действие аккредитации?

Да, приостанавливается.

Действие аккредитации должно приостанавливаться ввиду того, что не соблюдается требование п. 4 Инструкции о порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, утв. постановлением Совмина от 16.01.2014 № 28 (далее – Инструкция № 28).

Отсутствие в штате юридического лица, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, специалиста по охране труда соответствующей квалификации, у которого это основное место работы по трудовому договору (контракту), имеющего высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет или имеющего иное высшее образование, такой же стаж и прошедшего переподготовку по специальности «специалист по охране труда», свидетельствует о несоблюдении требований подп. 3.1 п. 3 Инструкции № 28.

Поскольку в реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, согласно п. 13 Инструкции № 28 включаются сведения, содержащие основание приостановления либо аннулирования аккредитации, полагаем целесообразным в случае отсутствия в штате такого юрлица соответствующего специалиста направить заявление об аннулировании либо приостановлении действия аккредитации.

Деньги

вместо питания

Организация производит лакокрасочную продукцию.

Можно ли заменить выдачу спецпитания работникам разовыми выплатами к отпуску или к зарплате в эквиваленте стоимости спецпитания в пересчете на количество отработанных дней?

Нет, нельзя.

Исходя из п. 8 Положения о порядке предоставления и определения объемов компенсации в виде бесплатного обеспечения лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. постановлением Совмина от 21.05.2014 № 491, только в служебных командировках или при разъездном характере работы работнику, имеющему право на бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, выплачивается денежная компенсация на его приобретение на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Игорь СТАРОВОЙТОВ,

заместитель Министра труда

и социальной защиты

Удаленный инструктаж

Организация имеет отделы продаж во всех областных центрах. Принимаемые работники приезжают на вводный инструктаж в Минск за свои деньги.

Правильно ли это?

При территориальной удаленности структурного подразделения обязанности по проведению вводного инструктажа могут возлагаться на его руководителя. Проведенный инструктаж регистрируется в журнале регистрации вводного инструктажа по месту его проведения.

Больше нормы

Можно ли в ЛНПА организации устанавливать сроки носки средств индивидуальной защиты (СИЗ), отличные от сроков носки, установленных типовыми отраслевыми нормами бес- платной выдачи работникам СИЗ?

Сроки носки СИЗ, установленные в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи СИЗ, определены с учетом того, что в течение этого периода защитные свойства и гигиенические характеристики СИЗ при правильной эксплуатации будут соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.

В силу норм п. 33 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция № 209), сроки носки СИЗ могут быть продлены по решению нанимателя по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами при условии занятости работника неполное рабочее время (неполный рабочий день или неполную рабочую неделю). В этом случае срок носки продлевается пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным. Иных вариантов законодательством не предусмотрено.

Организация не вправе устанавливать в своих ЛНПА сроки носки СИЗ, отличные от установленных типовыми нормами.

Вместе с тем полагаем, что если комиссия по контролю качества СИЗ, созданная в организации в соответствии с п. 28 Инструкции № 209, установит, что СИЗ по истечении сроков носки, определенных типовыми нормами, соответствуют нормам ТНПА по защитным свойствам, гигиеническим характеристикам, качеству, необходимым для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения и неблагоприятных температурных, погодных условий, то в каждом конкретном случае срок носки указанных СИЗ может быть продлен решением комиссии на период сохранения защитных свойств в пределах сроков носки, установленных изготовителем СИЗ.

Аттестация

рабочих мест

В какие сроки планируется утверждать результаты аттестации, проведенной в 2017 г.?

Срок действия результатов аттестации – 5 лет. Приказ об утверждении очередной аттестации должен быть издан в день, следующий за последним днем действия результатов предыдущей аттестации. Например, если предыдущий приказ был издан 10.05.2012 г., то приказ об утверждении очередной аттестации в 2017 г. должен быть издан 10 мая. Последний день действия результатов предыдущей аттестации (проведенной в 2012 г.) – 9.05.2017 г.

Свои риски

В последних типовых инструкциях указываются вредные и (или) опасные производственные факторы, отличные от ГОСТ 12.0.003-74.

Какие из этих факторов следует указывать в ЛНПА: только из ГОСТ 12.0.003-74 или можно добавлять свои, например, из рисков по системе управления охраной труда?

ГОСТ 12.0.003-74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» устанавливает классификацию опасных и вредных производственных факторов.

В типовых инструкциях по охране труда указываются вредные и опасные производственные факторы, которые могут воздействовать на работающих в процессе выполнения конкретной работы и (или) применения оборудования (инструмента) шире.

При разработке ЛНПА, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), необходимо определять такие факторы, характерные для соответствующей профессии, вида работ (услуг).

Иван КАРЧЕВСКИЙ,

начальник управления охраны

и государственной экспертизы условий труда Минтруда

и соцзащиты

Инструктируйте водителей

В торговой организации имеются собственные транспортные средства. Они используются по мере необходимости и закрепляются за работниками приказами руководителя. В штате нет водителя.

Обязаны ли работники проходить инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по профессии «водитель»?

Да, обязаны.

В соответствии с подп. 2.8 п. 2 Правил дорожного движения, утв. Указом Президента от 28.11.2005 № 551, водитель – это физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Если работник в служебных целях использует служебный автомобиль, то он управляет им как водитель. Следовательно, на него распространяется норма п. 44 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175), согласно которой специалисты, выполняющие работы по профессиям рабочих, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с главой 2 Инструкции № 175.

Прохождение стажировки при выполнении работ специалистами по рабочим профессиям законодательством не предусмотрено.

Спросить

у бухгалтера

и экономиста

Должен ли проходить проверку знаний по вопросам охраны труда главный бухгалтер, главный экономист?

Необходимость проверки знаний по вопросам охраны труда у главного бухгалтера, главного экономиста определяет руководитель.

Согласно п. 38 Инструкции № 175 руководитель организации на основании Типового перечня должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (приложение 6 к Инструкции № 175) (далее – Типовой перечень), утверждает соответствующий перечень.

Должности «главный бухгалтер», «главный экономист» исходя из нормы п. 6 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 2.01.2012 № 1, относятся к категории «Руководители».

Принимая во внимание подп. 1.1 п. 1 Типового перечня, полагаем, что если в должностные обязанности этих сотрудников включены вопросы охраны труда по соответствующим направлениям деятельности (например, проведение инструктажа по охране труда с работниками, находящимися в непосредственном подчинении, осуществление контроля за соблюдением ими законодательства об охране труда и др.), то имеется необходимость в проведении у них проверки знаний в объеме требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, ЛНПА, соблюдение которых входит в их обязанности.

На личном авто

Необходимо ли проводить инструктаж по охране труда на рабочем месте, проверку знаний, медосмотры, выдавать СИЗ работникам, заключившим договор с нанимателем об использовании личного автомобиля в служебных целях (как для водителя автомобиля)?

Работники организации, использующие для передвижения в рабочее время свои транспортные средства для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем (ст. 106 ТК).

В случаях использования работниками личного транспорта для осуществления своих должностных обязанностей, полагаем, рассматривать данную категорию работников с точки зрения привлечения к выполнению работ в качестве «водителя» с соблюдением всех требований законодательства об охране труда нецелесообразно.

Вместе с тем более подробную информацию можно получить после изучения договора об использовании личного автомобиля в служебных целях.

Ирина КАМЕНЕЦКАЯ,

заместитель начальника

управления охраны

 и государственной экспертизы условий труда Минтруда

и соцзащиты

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by