Командировка мирового масштаба
По данным Международной ассоциации делового туризма (GBTA), мировым лидером в сфере делового туризма являются США, но их способен обогнать Китай, чей рынок может достичь в 309 млрд. USD. Около 40% деловых поездок в мире приходится на европейский регион, который занимает первое место по прибытиям и расходам на деловой туризм.
Основные «поставщики» корпоративных деловых туристов – страны Европы, среди которых лидирует Германия. Около 5 млн. немцев ежегодно выезжают в командировки, преимущественно в другие города страны (около 80%). Средняя продолжительность корпоративных бизнес-поездок на другие континенты составляет 12–13 дней, внутри Европы 5–6 дней, по своей стране 3–4 дня.
В десятку стран, где спрос на туризм и поездки до 2017 г. будет расти, Международный Совет по туризму и путешествиям (WTTC) включил США, Китай, Японию, Германию, Великобританию, Францию, Испанию, Италию, Канаду и Россию. При этом, по прогнозу МВФ, число деловых поездок россиян будет расти темпами выше среднемировых.
Объем и динамика мирового рынка делового туризма, по данным компании Sabre Travel Network, приведены в таблице (млрд. USD).
СТРАНА |
до 2008 г. |
2009–2011 гг. |
2012–2014 гг. |
Германия, Франция, Великобритания |
Более 100 |
70–80 |
Более 100 |
Китай, Индия, Япония |
200 |
220 |
280 |
США |
275 |
235-240 |
250 |
Таким образом, рынок корпоративного туризма вышел на докризисный уровень. По оценкам аналитиков, он составляет от 60 до 80% общего рынка туристических услуг.
В современной структуре международного делового туризма превалируют классические деловые поездки (70% от общего числа). На конгрессы и конференции приходится более 15%, выставки и ярмарки – 11%, инсентив-туры – 3–4%. Причин бурного развития делового туризма несколько:
1) деловые поездки планируются задолго – как минимум, за полгода, что делает их динамику прогнозируемой и стабильной;
2) отличительной чертой бизнес-программ является их независимость от сезона;
3) доходность: бизнес-туры ориентированы на потребителя услуг со средним и высоким уровнем доходов, основной пакет оплачивается корпорантом – организацией, выступающей заказчиком мероприятия.
По данным World Tourism Organization, расход на среднестатистического участника конгресса составляет 1540 EUR в день.
По оценкам американской организации «Круглый стол делового туризма», увеличение оборота в этой сфере на 1 млрд. USD приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест.