Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Интеграция
10.06.2016 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Количественный объем региональной дружбы

На мероприятиях III Форума регионов Беларуси и России прозвучало немало красивых слов об интенсификации сотрудничества между нашими странами, углублении союзнических, социально-экономических, научных, научно-технических, образовательных и культурно-гуманитарных связей. При этом политики старательно искали материальные подтверждения успехов двусторонней и евразийской интеграции – если не в стоимостном, то в количественном или хотя бы в информационном эквиваленте.

В итоговом документе III Форума говорится об эффективности выбранной формы взаимодействия регионов Беларуси и России как значимого способа интенсификации сотрудничества между двумя странами. Участники форума призвали органы государственной власти всех уровней «активизировать усилия по выработке разносторонних взаимовыгодных и эффективных форм межрегионального сотрудничества на базе Союзного государства в различных сферах деятельности, в т.ч. в социально-экономической области».

Представители власти, в свою очередь, не скупились на обещания. К примеру, председатель Совета Республики РБ Михаил Мясникович считает «хорошим и обнадеживающим решением» недавнее заявление президента России Владимира Путина, пригласившего страны ЕАЭС участвовать в российских программах. По мнению М. Мясниковича, это может стать «развязкой тех проблемных узлов, которые сдерживали российско-белорусскую промышленную кооперацию и выстраивание единой промышленной политики». Но пока сдерживающие барьеры остаются, а обилие интеграционных структур почему-то не обеспечивает равных условий для работы на едином экономическом пространстве, пожаловался глава Совета Республики.

К сожалению, барьеры возникают не только из-за несовершенства программных и нормативных документов, но и в силу различных коммерческих интересов. Никакие призывы к кооперации и согласованной экономической политике не мешают, скажем, российским производителям грузовиков и сельхозтехники вытеснять с рынка РФ белорусских конкурентов – тем более, что планы создания совместных корпораций после долгих бесплодных переговоров утратили для сторон всякую актуальность.

Разные приоритеты бизнеса и геополитические события существенно влияют на экономические отношения. В результате экспорт и импорт между нашими странами сокращается и в прошлом году опустился до 5-летнего минимума. Правда, как заявил премьер-министр РБ Андрей Кобяков, теперь товарооборот в натуральном выражении восстановился, но в ценовом исчислении в пересчете на доллары США по-прежнему значительно отстает. По его данным, за 4 месяца т.г. физический объем белорусского экспорта в Россию составил 105,9% по отношению к прошлому году, российский в Беларусь – 100,7%. Таким образом, в натуральных показателях положительные темпы роста восстанавливаются, хотя в ценовом отношении в долларовом эквиваленте в 2016 г. по сравнению с 2014-м спад составил почти 40%. Заметим, что в случае снижения цен на газ для Беларуси денежная оценка товарооборота опустилась бы еще больше. Может быть, именно поэтому Москва не идет навстречу Минску в данном вопросе?

ВРЯД ЛИ количественный рост в полной мере компенсирует белорусским экспортерам денежные потери, как на российском, так и на иных направлениях. В частности, по данным Белстата, в I квартале т.г. по сравнению с январем–мартом 2015 г. средние цены отечественного экспорта в целом снизились на 18,8%, импорта – на 11,2%, а их товарная масса – на 1,2% и 3,9%. Учитывая, что в прошлом году по сравнению с 2014-м средние цены экспорта снизились на 27,8%, импорта – на 15,6%, товарная масса экспорта увеличилась на 2,4%, а импорта снизилась на 11,3%, финансовые результаты предприятий подверглись очень серьезному давлению. В результате неблагоприятных ценовых условий (индекс ценовых условий торговли составил 91,4%) и сокращения физического объема поставок товаров на внешний рынок индекс покупательной способности отечественного экспорта составил в I квартале 2016 г. всего 90,3%. Для сравнения, в 2014 г. он достигал 102,6%.

Хотя доля поставок в Россию в общем объеме экспорта республики в I квартале 2016 г. выросла до 40,6% против 35,1% в I квартале 2015 г., по ряду товаров все еще наблюдается снижение. Например, поставки в РФ тракторов и седельных тягачей снизились по итогам 3 месяцев т.г. по сравнению с январем–мартом 2015 г. на 39,7%, цемента – на 43,7%, молока и сливок сгущенных и сухих – на 18,9%, сахара – на 17,4%, мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы – на 16,5%, капусты – на 3/4, картофеля – в 6,6 раза, других корнеплодов – почти в 2 раза. Приходится отметить, что эти показатели достигнуты после значительного спада стоимостных объемов экспорта в 2015 г. по сравнению с 2014-м, в т.ч. инвестиционных товаров – на 39,4%, промежуточных – на 36,3%, продовольственных – на 20,5%, непродовольственных – на 31%. К примеру, в прошлом году поставки в РФ грузовых автомобилей упали на 33,6%, шин – на 41,3%, сыров и творога – на 20,7%, молока и сливок сгущенных и сухих – на 25,6%, несгущенных – на 29,7%, сливочного масла – на 21,4%, колбас и аналогичных продуктов из мяса – на 66,2%.

КАЗАЛОСЬ бы, эмбарго, введенное Россией на поставки продовольствия из стран ЕС, США и Украины, должно было дать белорусским предприятиям хороший шанс для наращивания экспорта на рынок РФ. Отчасти так и произошло – в количественном выражении. По данным, приведенным в докладе Управления по конкурентной политике Аналитического центра при правительстве РФ «Продовольственное эмбарго: итоги 2015 года» отмечается, что в прошлом году поставки свежей и охлажденной говядины из Беларуси в физическом выражении выросли на 23%, мяса птицы – на 28%, молока и сливок, несгущенных и без добавления сахара – на 10,7%, сгущенных и с добавлением сахара – на 14,3%, сливочного масла – на 23,7%, сыров и творога – на 24%. Но наибольших результатов мы достигли в поставках яблок и груш: объемы выросли в 2,4 раза, что вывело Беларусь по этой позиции на 1 место в объеме российского импорта фруктов. А вот по картофелю наша страна занимает скромное 6 место, сильно уступая Египту, Китаю, Пакистану, Израилю и Азербайджану.

Но снижение качества потребления в России, в т.ч. в связи с падением реальных доходов россиян, уменьшение мировых цен на продовольствие, девальвация российского рубля и конкуренция стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии не позволили получить те прибыли, на которые рассчитывали наши чиновники и менеджеры. К тому же российские производители начали довольно существенно наращивать производство, а на рынке РФ появилось большое количество товаров более низкого ценового сегмента, в т.ч. фальсифицированной продукции, особенно сыров.

По мнению Аналитического центра, экспорт большинства белорусских товаров в РФ по-прежнему выгоден. Этому способствовали и разные темпы девальвации: если российский рубль к доллару с августа 2014 г. к декабрю 2015 г. ослабел на 51%, то белорусский – на 56%. Однако российские власти не удовлетворены лидирующими позициями наших товаров в ряде сегментов продовольственного рынка. Пока на форумах звучат разговоры о сотрудничестве, в РФ строятся и реализуются планы наращивания не только собственного производства, но и экспорта мяса, молока и других продуктов. На это, в частности, ориентирована Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, предусматривающая меры господдержки для местных производителей. В ней считается наиболее целесообразным не предоставление дополнительных субсидий, фиксирующих сложившееся положение дел, а стимулирование выбытия неэффективных старых производств и замена их новыми. Приоритетными признаются проекты с относительно небольшим инвестиционным циклом на основе снижения издержек путем переноса технологий и низких процентных ставок. «Только такая политика позволит конкурировать, в частности, с белорусскими производителями, которые будут стремиться увеличить свою долю российского рынка даже при условии сохранения антисанкций», – говорится в Аналитическом докладе.

Такие планы заставляют несколько иначе взглянуть на шутки по поводу перспектив выращивания «белорусских бананов» и серьезнее отнестись к перспективам развития отечественного АПК и пищевой промышленности. Не случайно в числе приоритетных задач правительства РБ значится планомерная диверсификация экспорта для достижения равного распределения экспортных поставок между рынками: ЕАЭС, Евросоюза и иных стран.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений