Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Исследования, рейтинги
25.10.2016 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как влезть со своим капиталом в белорусский инвестиционный климат

Ряд особенностей экономики Беларуси делает ее уязвимой в инвестиционном сотрудничестве. Об этом говорится в опубликованном недавно докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) «Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ – 2016», основанном на данных уникальной базы инвестиционных проектов.

Многие базовые факторы инвестиционного климата в нашей стране формально выглядят в целом благоприятными и способными привлечь внимание инвесторов, признают авторы доклада. Это развитое диверсифицированное промышленное производство, частично доставшееся в наследство от СССР, мощные АПК и переработка сельхозсырья. По привлекательности соотношения цены и качества трудовых ресурсов страна входит в число лидеров в СНГ. Более 90% трудоспособного населения имеют высшее, среднее или базовое профессиональное образование, много высококвалифицированных специалистов, а зарплата в среднем остается невысокой.

Отсутствие большинства видов природных ресурсов (за исключением леса, калийных солей и некоторых других ископаемых) может считаться недостатком, делающим Беларусь непривлекательной для инвестиций сырьевых компаний. Зато республика занимает весьма выгодное географическое положение, являясь транспортным и торговым коридором между Европой и СНГ, развита транспортная, логистическая и энергетическая инфраструктура. Таким образом, Беларусь теоретически может заинтересовать инвесторов как удобная база для переработки сырья и последующего экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью на Запад. Поэтому членство республики в ЕАЭС должно быть важным дополнительным фактором для трансграничных инвестиционных связей.

Принятый в 2013 г. Закон от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» не предполагает каких-либо ограничений способов осуществления инвестиций и видов источников финансирования. Но полная реализация заложенных в этом и в других правовых актах норм на практике по-прежнему в полной мере не достигнута, отмечается в докладе. Об этом свидетельствуют сравнительно низкие объемы накопленных и ежегодно поступающих в республику инвестиций. Отчасти специалисты ЕАБР объясняют это банальной нехваткой капитала у многих стран СНГ и низким уровнем их экономического и технологического развития.

Однако большое значение имеет и «присутствие некоторых специфических для Беларуси негативных факторов, препятствующих притоку прямых инвестиций», прежде всего – доминирование госсобственности в экономике, а также приоритеты и особенности государственной экономической и социальной политики. Свыше 70% промпроизводства Беларуси приходится на госсектор, а большинство предприятий объединены в государственные отраслевые холдинги. Процесс приватизации в Беларуси идет медленно и с трудом. Большая часть наиболее привлекательных для инвесторов предприятий в ключевых отраслях экономики не подлежат приватизации. Кроме того, даже если кто-либо из них «выставляется на приватизационный конкурс», власти нередко выдвигают обременительные для инвесторов условия, например, сохранение численности занятых, содержание социальных объектов и т.д. Частных инвесторов также отпугивают государственный контроль над ценами, скрытая дискриминация при доступе к сырью и ресурсам, чрезмерная отчетность перед госорганами, частые проверки, высокий уровень бюрократии.

По сравнению с 2008 годом российско-белорусские накопленные взаимные ПИИ к концу 2015 г. увеличились в 2,5 раза и достигли 8,5 млрд. USD, уменьшившись за последний год на 160 млн. (при росте белорусских капиталовложений в РФ). Однако этот объем в основном обеспечила одна крупная сделка: покупка «Газпромом» компании «Белтрансгаз», обслуживавшей экспорт природного газа из России в страны ЕС (ныне – «Газпром трансгаз Беларусь»). Но если Центробанк РФ постепенно переоценивает вложенные средства в сторону уменьшения, то белорусская статистика по-прежнему регистрирует инвестиции в эту сделку в «исторических» ценах. Гораздо меньше по объему следующие по значению проекты российских инвесторов в Беларуси: инвестиции в дочернюю телекоммуникационную компанию «МТС», магистральный трубопровод «Транснефти», Мозырский НПЗ (42,6% акций принадлежат «Славнефти») и дочернюю структуру «Внешэкономбанка». В целом на эти 5 проектов по итогам 2015 г. пришлось 85% накопленных ПИИ стран ЕАЭС в Беларуси.

Не способствует притоку капитала из стран СНГ и целенаправленная государственная политика привлечения ПИИ в приоритетные направления (фармацевтика, био- и нанотехнологии, высокие технологии в промышленности, новые материалы, ИТ, химическое производство, производство машин и оборудования, электронного и оптического оборудования и некоторые другие отрасли). Очевидно, что страны СНГ, исключая Россию (и, с существенными оговорками, Украину), не способны конкурировать в этих отраслях с западными компаниями и давать Беларуси требуемые технологии, отмечает ЕАБР. Поэтому они не могут воспользоваться широкими льготами, установленными для иностранных инвесторов.

Объем прямых инвестиций из Беларуси в страны СНГ также невелик, в т.ч. из-за забюрократизированности принятия инвестиционных решений госпредприятиями. Кроме того, анонсируемые белорусскими компаниями проекты по созданию СП в странах СНГ (как, впрочем, и в самой Беларуси), как правило, останавливаются на стадии подписания меморандума о намерениях или проработки и составления бизнес-планов.

СП по выпуску грузовых автомобилей МАЗ и БелАЗ, тракторов «Беларус», сельхозтехники, троллейбусов есть в Казахстане, Азербайджане и Молдове. Но в ЕАБР не видят в этом полноценного вложениями белорусского капитала – речь идет лишь о сборке поставляемых из Беларуси машинокомплектов. К тому же частный бизнес в республике представлен в основном малыми и средними фирмами, которые, как правило, не располагают достаточными ресурсами для полноценного инвестирования за рубежом. Не считают исключением авторы доклада и EPAM Systems. По их мнению, присутствие этой компании в странах СНГ ограничивается арендой офисов, содержанием минимального числа сотрудников, поиском заказчиков и подписанием договоров на выполнение работ. Разработка программного обеспечения практически полностью осуществляется в Беларуси.

Еще одна характерная особенность белорусских инвестиций в странах СНГ – создание многочисленных субъектов товаропроводящих сетей (ТПС), что может свидетельствовать об ориентации скорее на экспорт товаров, чем капитала. Без учета вложений в ТПС структура накопленных белорусских ПИИ гораздо менее разнообразна, чем российских и казахстанских. Экспертов ЕАБР особенно удивляет, что в структуре белорусских ПИИ лидирует топливный комплекс, хотя республика не является нефтегазовой державой. Это связано с двумя проектами «Белоруснефти» в Ямало-Ненецком автономном округе РФ.

В инвестиционном сотрудничестве Беларуси со странами СНГ ярко выражен «эффект соседства». В основном вложения осуществляются в России (прежде всего – в Смоленской и Брянской областях, где особенно активен малый и средний частный бизнес из Беларуси), и в Украине. Ввиду перечисленных выше факторов членство республики в ЕАЭС до сих пор фактически не оказывает заметного влияния на распределение (или перераспределение) белорусских прямых инвестиций на территории СНГ.

В целом на постсоветском пространстве немало общих проблем, влияющих на инвестиционные процессы, отмечается в докладе. Но немаловажную роль играют и национальные особенности, сгладить которые могут помочь интеграционные договоренности.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by