Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36(2730) от 17.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2211
EUR:
3.501
RUB:
3.5013
Золото:
248.82
Серебро:
3.07
Платина:
110.29
Палладий:
102.42
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как получить согласие на экономическую концентрацию и реорганизацию

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) разместило на своем сайте разъяснение вопросов, связанных с определением понятия «экономическая концентрация», а также изменений законодательства в рамках института контроля за экономической концентрацией. В нем говорится следующее.

Одним из ключевых изменений антимонопольного законодательства, обусловленных вступлением в силу с 3 августа 2018 г. новой редакции Закона от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон), являются изменения в рамках института контроля за экономической концентрацией.

Статьей 32 Закона установлен перечень действий, которые отнесены к экономической концентрации. По сравнению с предыдущей редакцией, его дополнили следующие позиции:

1) включение юридического лица в состав холдинга (нормы Указа Президента от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь»);

2) получение хозяйствующим субъектом (группой лиц) в собственность, пользование или во владение находящегося на территории Беларуси имущества, в т.ч. и коммерческой организацией при ее создании;

3) приобретение хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, (группой лиц) прав, позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому хозяйствующему субъекту либо осуществлять функции его исполнительного органа;

4) заключение между хозяйствующими субъектами – конкурентами (индивидуальными предпринимателями, коммерческими организациями) договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) на территории Беларуси.

Таким образом, контроль будет осуществляться не только за сделками с акциями (долями), но и с имуществом (основными средствами и нематериальными активами).

К имуществу, передача (приобретение) которого контролируется антимонопольным органом, относятся основные производственные средства и (или) нематериальные активы другой коммерческой организации. Исключение составляют земельные участки и не используемые в предпринимательской деятельности здания, строения, сооружения, части помещений, объекты незавершенного строительства.

Наряду с расширением перечня действий, относящихся к экономической концентрации, Законом в два раза увеличены пороговые значения балансовой стоимости активов (со 100 тыс. базовых величин (БВ) до 200 тыс. БВ) и выручки (с 200 тыс. БВ до 400 тыс. БВ), превышение которых является необходимым условием к получению предварительного согласия антимонопольного органа на экономическую кон­центрацию.

При создании объединений хозяйствующих субъектов, коммерческой организации, заключении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) условием необходимости получения согласия антимонопольного органа на такие действия будет суммарная балансовая стоимость активов либо суммарный объем выручки учредителей (участников сделки).

Справочно: объем выручки от реализации товаров по итогам отчетного года определяется за вычетом суммы НДС. Если хозяйствующий субъект осуществляет деятельность менее года, объем выручки от реализации товаров за вычетом НДС учитывается за период осуществления деятельности.

С 3 августа 2018 г. не требуется получать предварительное согласие антимонопольного органа:

– когда в компаниях, осуществляющих экономическую концентрацию, одним и тем же лицам принадлежат больше 50% акций (долей);

– собственником имущества унитарных предприятий, осуществляющих экономическую концентрацию, является одно и то же лицо.

При этом в вышеперечисленных случаях введена обязанность названных лиц в месячный срок уведомить МАРТ об экономической концентрации.

С учетом наличия в соответствии с нормами главы 5 Закона у хозяйствующих субъектов и физических лиц обязанности получения согласия антимонопольного органа на экономическую концентрацию, реорганизацию хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, с 3 августа 2018 г. при обращении в МАРТ за получением такого согласия заинтересованным лицам необходимо представлять заявление, документы и (или) сведения в соответствии с указанным перечнем. Этот перечень также распространяется при подаче заявлений о подтверждении соответствия соглашений требованиям антимонопольного законодательства.

При оформлении документов и (или) сведений рекомендуем пользоваться формами, установленными:

– Инструкцией о порядке рассмотрения заявлений, документов и (или) сведений о даче согласия на реорганизацию хозяйствующих субъектов, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов, утв. постановлением МАРТ от 03.01.2018 № 1;

– Инструкцией о порядке рассмотрения заявлений, документов и (или) сведений о даче согласия на совершение сделок с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов, утв. постановлением МАРТ от 03.01.2018 № 2.

Документы необходимо подавать в МАРТ через его территориальные органы.

Антимонопольный орган в течение 10 рабочих дней должен принять к рассмотрению заявление заинтересованного лица о выдаче согласия либо решение об отказе в его принятии.

Рассмотрение заявления невозможно, если заинтересованное лицо не представило необходимые документы и (или) сведения либо если они не соответствуют установленным требованиям.

Срок выдачи документа о согласии остался неизменным – 30 дней.

Справочно: С учетом положений п. 2 ст. 33 и п. 2 ст. 34 Закона МАРТ разработан проект Указа Президента «Об утверждении перечня документов и (или) сведений», устанавливающий перечень документов и (или) сведений, представляемых для получения согласия антимонопольного органа, который также размещен на сайте этого ведомства.

Подготовлено «ЭГ» с использованием материалов сайта МАРТ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by