Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №21(2715) от 19.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2333
EUR:
3.5221
RUB:
3.5135
Золото:
224.9
Серебро:
2.62
Платина:
98.24
Палладий:
112.06
Назад
Инновации
22.11.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как поделить добавленную стоимость

В нашей стране необходимо наладить взаимодействие малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями, расширять применение аутсорсинга и субконтрактации. К такому выводу пришли участники конференции «Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития в Беларуси», организованной Советом по развитию предпринимательства.

Cектор малого и среднего предпринимательства в Беларуси включает около 107 тыс. компаний и почти 250 тыс. индивидуальных предпринимателей, напомнил заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства Сергей Новицкий. Здесь трудится 1/3 экономически активного населения, но вклад МСП в экономику составляет лишь 20–22%, что в 2,5–3 раза меньше, чем в странах ЕС. При этом у малого бизнеса нет ни возможностей, ни стимулов для роста. Исправить положение могло бы налаживание кооперационных связей малых предприятий с крупными. Это способствовало бы углублению интеграции тех и других в систему международных производственных отношений, совершенствованию промышленной структуры регионов, поскольку  специализированные фирмы, встроенные в цепочку создания добавленной стоимости, растут быстрее, чем заказчики. Однако руководство многих госпредприятий не хочет подобных перемен. «Но у нас нет альтернативы: или мы найдем свое место в мировой экономике или будем и дальше катиться в яму неконкурентоспособности и бедности», – сказал С. Новицкий.

Взаимодействие МСБ с госсектором через субконтрактацию прививается с трудом, хотя оно способствует сокращению затрат и повышению доходности бизнеса, отметил почетный Председатель Правления БСПН им. Кунявского Георгий Бадей. При этом о приоритетности прибыли власти вспомнили лишь недавно – до сих пор их больше волновали «вал и экспорт». Зато для частных компаний финансовые результаты приоритетны всегда. Поскольку стадия накопления капитала у них еще далека от завершения, частники идут туда, где быстрее оборачиваемость и меньше рисков. Но создание производства – уже достаточно большие риски. Чтобы малый бизнес мог включиться в субконтрактацию, нужна реструктуризация госпредприятий, перестройка производств в сторону узкой специализации. Это позволит увеличить производительность, качество и доходность. Вместо этого правительство занялось созданием холдингов – в основном потому, что ими на государственном уровне проще управлять. Но за рубежом холдинги создаются, чтобы контролировать цепочку стоимости, напомнил Г. Бадей. А «броуновское движение» малого и среднего бизнеса – процесс неуправляемый.

Сама по себе база субконтракторов, которую создал Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, не приведет к эффективной работе, считает вице-председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Лилия Коваль. В нынешней макроэкономической ситуации трудно снижать себестоимость продукции, размещаемой на субконтрактах. К тому же госпредприятия, выполняющие подобные заказы, неконкурентоспособны и не могут вписаться в цепочки создания стоимости. Частный бизнес мог бы это сделать лучше, если бы не хронические неплатежи заказчиков, которые не позволяют нормально работать.

Глобальные цепочки создания стоимости в ближайшее время изменятся, предупредил завкафедрой БГЭУ Алексей Быков. Сегодня есть 2 стратегии участия в таких цепочках: «верхний» и «нижний» путь промышленного развития. Первый выбирают развитые страны и транснациональные корпорации. Они оставляют в своем распоряжении НИОКР и конечные операции, передавая производство на аутсорсинг. «Нижний путь» остается на долю тех, кто занимается только производством. Здесь может создаваться достаточно высокая добавленная стоимость, но остается минимальная прибыль. Поэтому для стран «верхнего пути» характерна деиндустриализация, а для остальных – «разоряющий рост»: есть заказы и занятость, но нет доходов и развития. По мнению А. Быкова, обе крайности плохи.

После 2011 г. наблюдается переход добавленной стоимости в легкой промышленности и машиностроении в развивающиеся страны, концентрация развитых стран в сфере услуг. Например, США, Великобритания специализируются на высокотехнологичных услугах, Япония, Корея – на высокотехнологичных компонентах, Китай – финальный сборщик. РФ и Бразилия – на поставках сырья. Эта модель будет изменяться, поскольку компании хотят больше прибыли, государства – добавленной стоимости, а те, кто считает себя «обделенным» в мировом распределении, стремятся добиться увеличения уровня локализации.

Например, если США введет пошлину на китайский импорт в размере 45%, то Китай сократит экспорт на 30%, а его ВВП снизится на 1,5%. Пострадают не только китайцы, но все участники глобальных цепочек стоимости. Отголоски этих событий затронут и Беларусь. Но пока нам приходится конкурировать за размещение новых производств в основном со своими партнерами по ЕАЭС и, к сожалению, без особого успеха. Если «Милавице» удалось закрепиться на «верхнем пути», то машиностроительные предприятия сначала размещали промежуточные заказы за рубежом, а потом уступали и сборку, теряя долю рынка. Все это – явный путь к деиндустриализации. Ряд предприятий легкой промышленности пошел по другому пути: «Элема», «Славянка» сами принимают заказы по аутсорсингу, но результат пока не впечатляет.

По мнению А. Быкова, модель импортозамещения в Беларуси оказалась безуспешной из-за слабой эффективности производства, низкого качества и дороговизны продукции. При аутсорсинге, выполняя заказы для зарубежных партнеров, предприятия теряют часть прибыли, инженерные кадры, бренд. Выходом может быть внутренний аутсорсинг, при котором малые и средние компании занимались бы снабжением, сбытом и распределением заказов, размещая их на крупных предприятиях. Однако понравится ли такая модель властям, которые видят в этом лишь нежелательное посредничество?

Материал подготовила Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by