Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36(2730) от 17.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2166
EUR:
3.4878
RUB:
3.5071
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Аудит
01.09.2021 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Изменения в статотчетность аудиторских организаций

Фото: freepik.com/stories

Аудиторская деятельность закреплена в ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 05.12.2011 № 85, подкласс 69201 «Аудиторская деятельность».

Постановлением Белстата от 06.08.2021 № 59 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-аудит (Минфин) «Отчет о работе аудиторской организации» и указаний по ее заполнению» (далее – постановление № 59) утверждены:

– форма государственной статистической отчетности 1-аудит (Минфин) «Отчет о работе аудиторской организации» годовой периодичности (далее – Отчет 2021);

– указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-аудит (Минфин) «Отчет о работе аудиторской организации» (далее – Указания 2021).

Постановление № 59 вступает в силу с 01.01.2022.

Отчет 2021 и Указания 2021 вводятся в действие начиная с отчета за 2022 г.

 

Как и ранее Отчет 2021 должен быть представлен до 1 марта.

 

В настоящее время действует постановление Белстата 07.08.2020 № 68 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-аудит (Минфин) «Отчет о работе аудиторской организации» и указаний по ее заполнению» (далее – постановление № 68), которым утверждены:

– форма государственной статистической отчетности 1-аудит (Минфин) «Отчет о работе аудиторской организации» годовой периодичности (далее – Отчет 2020);

– указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-аудит (Минфин) «Отчет о работе аудиторской организации» (далее – Указания 2020).

 

Статистические показатели в любой отрасли, аудиторская деятельность здесь не исключение, можно разделить на:

  • общие – создаваемая в отрасли часть ВВП республики, ее доля в общем ВВП, количество занятых в отрасли работников – это примеры показателей первого вида;
  • специфические – число аттестованных аудиторов в РБ, доля различных типов аудиторских заключений (модифицированные, без модификации и т. д.).

 

Немаловажным является определение факторов колебания рынка услуг, оказываемых аудиторами в рамках всего спектра услуг. Однако настораживают некоторые факты:

– указанную форму отчетности предоставляют только аудиторские организации, при этом никак не учитываются услуги, оказываемы аудиторами - ИП.

Справочно: по состоянию на 19.08.2021 численность в Реестре аудиторов – ИП составляет 316 человек, всего в реестре аудиторов – 1319 человек, т.е. почти четверть от всей численности составляют аудиторы-ИП (по данным официального сайта Минфина на 19.08.2021);

– с одной стороны в Отчете 2021 информация предоставляется только по услугам, оказанным организациям (п.п. 3, 4 Указаний 2021), а с другой – по строке 102 предоставляется информация как по услугам юридическим лицам, так и ИП.

 

По мнению автора, необходимо использование унифицированной терминологии, что позволит избежать некоторых разночтений. Для избежания разночтений далее по тексту в отношении оказываемых сторонним лицам услуг будем использовать термин субъект хозяйствования.

 

Некоторые аспекты Отчета 2021

Структура Отчета 2021 не отличается от структуры Отчета 2020.

Разделы III «Отдельные показатели деятельности» и IV «Применение аудиторской организацией международных стандартов аудиторской деятельности и участие в международной сети аудиторских организаций» не претерпели никаких изменений в части формируемой в нем информации. В разделы внесены некоторые изменения.

Раздел I «Основные показатели деятельности»

В разделе Отчета 2020 по строке 010 приводилась информация об оказанных аудиторских и профессиональных услугах, а в Отчете 2021 уже по строке 020 отражается количество организаций, аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности которых проведен в рамках выполнения аудиторских заданий в отчетном году независимо от количества выполненных заданий в отношении одной организации, а по строке 030 – количество организаций, которым оказаны профессиональные услуги в отчетном году независимо от количества оказанных профессиональных услуг одной организации.

Такое уточнение является важным, поскольку одному субъекту хозяйствования могут оказываться при осуществлении аудиторской деятельности аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и иные аудиторские услуги, порядок оказания которых устанавливается национальными правилами аудиторской деятельности (НПАД) и международными стандартами аудиторской деятельности (МСА) с соблюдением требований законодательства (ст. 21 Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56-З)).

Справочно: аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности – аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской и (или) финансовой отчетности аудируемого лица, в т.ч. составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их Разъяснениями (далее – МСФО) или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности (ст. 2 Закона № 56-З).

В Отчете 2021 расширена информация о работниках аудиторской организации в отношении списочной численности аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы и работающих по совместительству, в т.ч. – списочная численность аудиторов, имеющих специальную подготовку в области МСФО и исключена информация о фонде заработной платы работников.

Справочно: показатели списочной численности работников в Отчете 2021 определяются в соответствии с п.п. 4-7 Указаний по  заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утв. постановлением Белстата от 20.01.2020 № 1.

Важным показателем качества оказанных услуг являются предъявляемые претензии, касающиеся оказания аудиторских и профессиональных услуг. В связи с этим внесено дополнение по строке 071 Отчета 2021.

Раздел II «Сведения об оказанных аудиторских и профессиональных услугах»

В отношении аудиторских услуг сокращена их расшифровка и в Отчете 2021 приводится только информация в отношении аудита финансовой информации в рамках выполнения специальных аудиторских заданий; услуги по независимой оценке деятельности юридических лиц (ИП) при их ликвидации (прекращении деятельности); проведение обзорной проверки бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и иной финансовой информации; проведение анализа прогнозной финансовой информации; проведение согласованных процедур в отношении финансовой информации и выполнение задания по компиляции финансовой информации (строки 101-107 Отчета 2021).

Что же касается профессиональных услуг, то их расшифровка вообще в данном разделе Отчета 2021 не приводится.

 

***

В целом, следует признать позитивным тот факт, что регулятор постоянно корректирует объем и спектр информации, представляемой в рассматриваемых формах отчетности. Однако в открытом доступе ее значительная часть для аудиторского сообщества и пользователей аудиторских услуг остается недоступной.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений