Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Торговля. Общепит
27.05.2016 24 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Изменения в бытовом обслуживании: когда упрощение радует не всех

Постановлением Совмина от 18.05.2016 № 391 «О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 391), вступающим в силу с 25 сентября 2016 г., вносятся изменения в некоторые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы бытового обслуживания потребителей в нашей стране.

Правила бытового обслуживания потребителей

Правила бытового обслуживания потребителей, утв. постановлением Совмина от 14.12.2004 № 1590 (далее – Правила), дополнены нормами, регулирующими порядок работы исполнителей бытовых услуг без объектов бытового обслуживания, т.е. предоставляющих свои услуги посредством рекламы, каталогов, проспектов и т.д. и принимающих заказы по телефону или через Интернет.

В частности, согласно п. 3 Правил исполнитель обязан указать на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на входных дверях или фасаде капитального строения (здания, сооружения), в котором размещается исполнитель, а также на входной группе изолированного помещения (в случае размещения исполнителя в здании многофункционального назначения) свое наименование (фирменное наименование), наименование объекта бытового обслуживания, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель (ИП) – фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование объекта бытового обслуживания ИП (при наличии такого наименования), режим работы объекта, вид объекта бытового обслуживания (ателье, парикмахерская, прачечная, химчистка и другое) или наименование оказываемых бытовых услуг.

С 25 сентября 2016 г. п. 3 Правил дополняется частью 2, в соответствии с которой при оказании исполнителем бытовых услуг без объекта бытового обслуживания по описаниям услуг, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным на фотографиях или в иных информационных источниках, в т.ч. в сети Интернет (далее – бытовые услуги без объекта бытового обслуживания), исполнитель должен предоставить потребителю информацию о своем наименовании (фирменном наименовании), а в случае, если исполнителем является ИП, – информацию о фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), режиме работы, наименовании оказываемых бытовых услуг в указанных информационных источниках.

Режим работы надо будет устанавливать по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами не только для объекта бытового обслуживания, но и исполнителю, оказывающему бытовые услуги без объекта бытового обслуживания. При этом он должен соответствовать объявленному режиму работы, если иное не установлено законодательными актами. На таких исполнителей распространяется и норма, согласно которой допускается продление режима работы, если это вызвано необходимостью завершения технологического процесса, связанного с оказанием бытовой услуги.

Исполнителю, оказывающему бытовые услуги без объекта бытового обслуживания, придется информировать местные исполнительные и распорядительные органы и при временном приостановлении оказания бытовых услуг без объекта бытового обслуживания, с указанием причины и срока приостановления деятельности. При этом на таких исполнителей распространяются и сроки уведомления, установленные в настоящее время п. 7 Правил: они должны проинформировать соответствующие органы не позднее чем за 5 дней до дня приостановления деятельности, а при приостановлении деятельности по непредвиденным обстоятельствам – не позднее суток со дня приостановления деятельности. На наш взгляд, все эти нововведения приведут к тому, что открытое оказание бытовых услуг без объекта бытового обслуживания полностью потеряет свою привлекательность и «уйдет в тень», где и находилось долгие годы.

В соответствии с общим порядком, установленным п. 9 Правил, заказы оформляются исполнителем в приемном пункте. Однако по желанию потребителя и с согласия исполнителя заказ может оформляться в ином месте вне приемного пункта. Естественно, такой способ оформления распространяется и на все случаи оказания бытовых услуг без объекта бытового обслуживания.

Кроме того, п. 9 Правил дополняется нормой (ч. 3), согласно которой заказы на услуги в области производства ювелирных изделий и аналогичной продукции, по ремонту ювелирных изделий, техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств, за исключением технической помощи на дороге, а также услуг, оказываемых передвижными комплексами сервисного обслуживания, должны оформляться исполнителем только в приемном пункте.

Таким хитрым образом исполнители бытовых услуг без объекта бытового обслуживания лишаются права на оказание услуг в области производства ювелирных изделий и аналогичной продукции, по ремонту ювелирных изделий, техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств.

Дополнение п. 9 Правил частью 4 дает возможность потребителям подавать предварительные заявки на оказание бытовой услуги как по телефону, так и посредством иных каналов связи или способов (с помощью сети Интернет и других средств связи).

Определенные уточнения внесены в порядок оформления заказов, определенный в главе 3 Правил. Сохранено требование п. 11 Правил, чтобы заказ оформлялся исполнителем в письменной форме путем составления документа, подтверждающего заказ. При этом процент износа надо будет указывать не только при приеме изделия в ремонт (за исключением электробытовых товаров, металлических изделий, мебели, механических транспортных средств), химическую чистку и стирку, но и когда изделия принимаются для окраски и (или) интенсификации цвета. А в случае отсутствия методики определения процента износа изделия он определяется по соглашению между потребителем и исполнителем, равно как и стоимость материала (изделия), переданного потребителем для оказания бытовой услуги (п. 12 Правил).

Аналогичное дополнение внесено и в ч. 3 п. 25 Правил: стоимость утраченного (поврежденного) изделия, принятого как в ремонт, химическую чистку, окрашивание, стирку, так и для окраски и (или) интенсификации цвета, определяется исходя из стоимости и процента износа изделия (за исключением электробытовых товаров, металлических изделий, мебели, механических транспортных средств), указанных в документе, подтверждающем заказ. Как известно, в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (изделия), переданного потребителем для оказания бытовой услуги, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его идентичным материалом (изделием) аналогичного качества и по желанию потребителя оказать бытовую услугу с использованием этого материала (изделия), а при невозможности осуществления замены – возместить потребителю двукратную стоимость утраченного (поврежденного) материала (изделия), которая определяется исходя из его стоимости, указанной в документе, подтверждающем заказ.

Соответствующие дополнения внесены и в главу 8 Правил, которая теперь регламентирует особенности оказания бытовых услуг по химической чистке, окраске и (или) интенсификации цвета.

Определенные уточнения внесены и в другие разделы Правил, регулирующие особенности оказания различных бытовых услуг.

Так, в главе 7 Правил теперь будут определяться особенности оказания бытовых услуг по прокату, аренде, в т.ч. механических транспортных средств (в настоящее время допускается аренда только механических транспортных средств, в отношении других товаров речь идет о прокате).

В главе 9 Правил речь идет об особенностях оказания бытовых услуг в области производства кожаной одежды, предметов и аксессуаров одежды из меховых шкурок, кожи дубленой или выделанной, шкурок меховых выделанных и окрашенных (сейчас – в области производства кожаной одежды, мехов и меховых изделий), в главе 10 – услуг в области производства готовых тек­стильных изделий, одежды, трикотажных изделий, по ремонту и подгонке или перешиву одежды и текстильных изделий бытового назначения (в настоящее время подгонка и перешив здесь не упоминаются), в главе 10 – услуг в области производства ювелирных изделий и аналогичной продукции, по ремонту ювелирных изделий (сейчас – услуг по обработке драгоценных камней и ювелирных изделий) и т.п.

Все эти изменения вызваны вступлением в силу с 1 января т.г. общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее – классификатор ОКРБ 007-2012), который сменил ранее действовавший Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция».

Единый перечень административных процедур

Постановлением № 391 внесены изменения в единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156 (далее – Перечень № 156).

Необходимо отметить существенное упрощение административных процедур, связанных с оказанием бытовых услуг, и сокращение сроков их осуществления.

Так, в соответствии с новой редакцией п. 9.6 Перечня № 156 согласование режима работы объекта бытового обслуживания, субъекта, оказывающего бытовые услуги без объекта бытового обслуживания (в настоящее время последний здесь не упоминается) будет осуществляться районный, городским исполкомом (кроме г. Минска), местной администрацией района в г. Минске по месту нахождения объекта бытового обслуживания, государственной регистрации субъекта, оказывающего бытовые услуги без объекта бытового обслуживания в течение 3 рабочих дней (сейчас – 12 рабочих дней).

При этом достаточно лишь заявления о включении сведений в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» (далее – реестр) – копию документа, подтверждающего нахождение капитального строения (здания, сооружения) или изолированного помещения, в котором предполагается осуществлять либо осуществляется деятельность, у юридического лица либо ИП в собственности или в пользовании (для стационарных объектов бытового обслуживания населения), а также согласие общего собрания членов (собрания уполномоченных членов) гаражного кооператива на использование гаража в качестве мастерской (для мастерских по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, расположенных на территории гаражных кооперативов) представлять будет не нужно. Эти сведения должны вноситься в реестр на основании информации, представленной субъектом, оказывающим бытовые услуги.

Кроме того, административные процедуры, регламентирующие согласование режима работы субъектов, оказывающих бытовые услуги, и включение сведений в реестр, будут объединены. Другими словами, режим работы объектов бытового обслуживания (субъекта, оказывающего бытовые услуги без объекта бытового обслуживания) или его изменение будут согласовывать по заявлению о включении (изменении) сведений в реестр. Сейчас же нужно подавать два отдельных заявления: на включение в реестр и на согласование режима работы.

В свою очередь, административные процедуры, предусмотренные в настоящее время п.п. 9.22–9.24, регламентирующие включение сведений в реестр с выдачей свидетельства о таком включении, выдачу дубликата свидетельства о включении в реестр и внесение изменений, дополнений в него (исключение сведений из реестра), заменяются одной, предусмотренной новой редакцией п. 9.22 Перечня № 156, в рамках которой с 25 сентября 2016 г. будут осуществляться все перечисленные действия. Для ее осуществления также необходимо лишь соответствующее заявление. Правда, срок осуществления этой административной процедуры увеличен с 5 рабочих дней до 8, но «лишних» 3 дня будет занимать согласование режима работы, на которое сейчас приходится тратить полмесяца.

Реестр бытовых услуг Республики Беларусь

Изменения внесены и в Положение о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утв. постановлением Совмина от 28.11.2014 № 1108 (далее – Положение).

В частности, в п. 2 Положения уточнено определение понятия «бытовая услуга», под которой будут пониматься действия субъекта, оказывающего бытовые услуги либо выполняющего отдельные виды работ по индивидуальным заказам потребителей (сейчас здесь говорится о бытовых услугах, выполняемых исключительно по таким индивидуальным заказам) по удовлетворению их личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, классифицируемые в соответствии с перечнем видов бытовых услуг, подлежащих включению в реестр, согласно приложению к Положению.

Как и в настоящее время, плата за включение сведений в реестр, внесение изменений и (или) дополнений в сведения, внесенные (сейчас – включенные) в него, исключение сведений, внесенных в реестр, выдачу свидетельства о включении в него не взимается.

Расширен перечень сведений об оказывающем бытовые услуги субъекте, включаемых в реестр (подп. 9.1 п. 9 Положения), за счет субъектов, оказывающих бытовые услуги без объекта бытового обслуживания. Они будут должны дополнительно указывать режим работы и количество работников, непосредственно занятых в оказании бытовых услуг.

А относительно объекта бытового обслуживания (подп. 9.2 п. 9 Положения) будет нужно дополнительно указывать:

собственника объекта недвижимости и обязательственные права на объект недвижимости субъекта, оказывающего бытовые услуги (с указанием срока владения и (или) пользования объектом недвижимости);

сведения о согласии общего собрания членов (собрания уполномоченных членов) гаражного кооператива на использование гаража в качестве мастерской (для мастерских по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, расположенных на территории гаражных кооперативов).

При этом в п. 11 Положения уточнено, что эта информация включается в реестр на основании сведений, представленных субъектом, оказывающим бытовые услуги.

Как и сейчас, основанием для включения сведений в реестр будет служить заявление субъекта, оказывающего бытовые услуги, о включении сведений в реестр, внесении изменений и (или) дополнений в сведения, внесенные в реестр, подписанное ИП или руководителем юридического лица (иным лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами действовать от имени юридического лица) и представленное в городской, районный исполком (местную администрацию района в г. Минске), уполномоченный на ведение территориальных баз данных реестра (далее – уполномоченный орган), на бумажном носителе (п. 10 Положения). При этом представить его можно путем личного обращения, по почте либо в виде электронных документов через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы (далее – ОАИС).

При этом с учетом изменений, внесенных в Перечень № 156, п. 10 Положения дополнен нормой, согласно которой заявление о включении сведений в реестр одновременно является заявлением о согласовании режима работы объекта бытового обслуживания, субъекта, оказывающего бытовые услуги без объекта бытового обслуживания. Соответственно, и заявление о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, внесенные в реестр (при изменении режима работы), одновременно является заявлением о согласовании изменения режима работы объекта бытового обслуживания, субъекта, оказывающего бытовые услуги без объекта бытового обслуживания (п. 17 Положения).

В свою очередь, дополнен и п. 15 Положения, регламентирующий действия уполномоченных органов: в течение 3 рабочих дней после подачи соответствующего заявления они должны согласовать режим работы объекта бытового обслуживания, субъекта, оказывающего бытовые услуги без объекта бытового обслуживания, и его изменение и выдать документ о согласовании режима работы.

При этом в п. 15 Положения включена норма, согласно которой передача по каналам связи уполномоченным органом в Минторг сведений, содержащихся в заявлениях, удостоверяет согласование режима (изменения режима) работы объекта бытового обслуживания, субъекта, оказывающего бытовые услуги без объекта бытового обслуживания.

Как и сейчас, исключение сведений из реестра будет осуществляться по заявлению субъекта, оказывающего бытовые услуги, об исключении сведений из реестра в случае прекращения таким субъектом оказания бытовых услуг, в т.ч. в объекте бытового обслуживания, либо прекращения оказания бытовых услуг без объекта бытового обслуживания. При этом заявление об исключении сведений из реестра представляется в соответствующий уполномоченный орган (в настоящее время не уточняется, куда необходимо представлять такое заявление) в течение одного месяца со дня:

1) прекращения субъектом, оказывающим бытовые услуги, соответствующей деятельности, в т.ч. в объекте бытового обслуживания, либо прекращения оказания бытовых услуг без объекта бытового обслуживания;

2) внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи:

– о прекращении деятельности юридического лица – субъекта, оказывающего бытовые услуги, присоединенного к другому юридическому лицу;

– о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц при реорганизации юридических лиц в форме слияния, выделения или разделения.

Согласно п. 22 Положения в случае утери свидетельства о включении в реестр, его непригодности и в других аналогичных случаях Минторгом выдается дубликат такого свидетельства. При этом п. 22 Положения дополнен частью 2, согласно которой для выдачи дубликата свидетельства о включении в реестр субъект, оказывающий бытовые услуги, должен обратиться в соответствующий уполномоченный орган.

В п. 24 Положения уточнено, что свидетельство о включении в реестр не позднее 5 рабочих дней со дня получения по каналам связи территориальных баз данных выдается Минторгом одним из следующих способов:

– путем передачи соответствующему уполномоченному органу в виде электронного документа через единый портал электронных услуг ОАИС для последующей выдачи субъекту, оказывающему бытовые услуги, как в виде электронного документа, так и на бумажном носителе;

– путем передачи непосредственно субъекту, оказывающему бытовые услуги, в виде электронного документа через единый портал электронных услуг ОАИС;

– на бумажном носителе при личном обращении субъекта, оказывающего бытовые услуги, или уполномоченного им лица.

В связи со вступление в силу нового классификатора ОКРБ 007-2012 в новой редакции изложено и приложение к Положению, содержащее перечень видов бытовых услуг, подлежащих включению в реестр, которое существенно отличается от действующего в настоящее время. При этом Минторгу поручено в 4-месячный срок обеспечить модернизацию программно-технического сопровождения реестра с автоматическим переходом включенных в него сведений на новые виды бытовых услуг, предусмотренных приложением к Положению, и автоматическим формированием новых свидетельств о включении в названный информационный ресурс. Обещается, что субъектам, оказывающим бытовые услуги и включенным в реестр на дату вступления постановления № 391 в силу, не потребуется в связи с модернизацией реестра обращаться в местные исполнительные и распорядительные органы за получением нового свидетельства. Оно будет направлено им в течение месяца со вступления этого нормативного акта в силу. Соответствующее поручение дано Минторгу, райисполкомам, местным администрациям районов в Минске.

Однако анализ новой редакции приложения к Положению показывает, что некоторые виды бытовых услуг из нее исключены, скорее всего, по причине отсутствия в классификаторе ОКРБ 007-2012. Это касается услуг в области производства трикотажных изделий машинного и ручного вязания, брошюровочно-переплетных услуг, услуг по восстановлению пневматических резиновых шин, по оказанию срочной технической помощи на дорогах, услуг по установке систем пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения и противовзломной сигнализации и некоторых других. Означает ли это, что такие виды услуг оказываются в нашей стране под запретом, пока не ясно.

Наименование других видов услуг претерпели столь существенные изменения (например, реставрация мебели заменена ее ремонтом), что вопрос, можно ли их оказывать, требует дополнительных разъяснений.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by