Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Итоги
05.01.2024 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №1(2695) от 05.01.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что год пришедший нам готовит: итоги 2023-го – ожидания 2024-го

Фото: freepik.com

В первом выпуске «Экономической газеты» в 2024 г. мы подводим итоги уходящего года и делимся своими ожиданиями и надеждами на грядущий год относительно развития белорусской экономики. 

Замедление темпов роста ВВП до 2%

В 2023 г. мы ожидали медленного восстановления белорусской экономики, ориентируясь на базовый сценарий экономистов ЕАБР (рост на 0,3%). Кроме того, мы допускали вероятность небольшого (до 15%) сокращения результатов внешней торговли на фоне успешного 2022 г., прежде всего из-за ожидаемого аналитиками замедления мировой экономики. В числе факторов, способных поддержать внешнюю торговлю, мы указывали опережающую динамику внешней торговли с Россией благодаря дальнейшему углуб­лению экономической интеграции и развитию программ импортозамещения.

Следует признать, что белорусская экономика в 2023 г. превзошла наши ожидания: создание сверхмягких монетарных условий, масштабная инвестиционная программа, а также перестройка внешней торговли позволили правительству достичь заявленных темпов роста ВВП в 3,6% (по итогам января-октября 2023 г. – 3,8%).

Вместе с тем в 2024 г. мы ожидаем, что один из ключевых факторов – мягкая денежно-кредитная политика будет постепенно утрачивать свое значение по мере того, как инфляционное давление будет усиливаться, а макроэкономические дисбалансы, накапливаемые за счет монетарного «разогрева», – проявляться все четче. Вместе с тем мы отдаем должное усилиям правительства, которое показало свою способность работать в антикризисном режиме и фокусироваться на достижении поставленных задач.

Поэтому мы считаем, что в 2024 г. белорусская экономика продолжит расти, хотя и оцениваем официальный прогноз в 3,8% как избыточно оптимистичный. На наш взгляд, наиболее адекватный прогноз в отношении перспектив белорусской экономики на 2024 год дают аналитики ЕАБР: рост ВВП на 2% при инфляции в 8%.

Сужение сальдо внешней торговли

Что касается экспорта, он продолжит расти с темпами 10–15% в год за счет дальнейшего увеличения поставок в СНГ и страны третьей дуги, в первую очередь Китай и Индию, которые станут главными покупателями белорусских калийных удобрений. Не последнюю роль в поддержке внешней торговли сыграет и тот факт, что санкционные ограничения, на наш взгляд, достигли своего предела и западным странам станет гораздо сложнее находить эффективные способы давления на экономику РБ.

Вместе с тем полагаем, что в 2024 г. прирост импорта будет по-прежнему опережать увеличение экспорта, что будет способствовать сохранению давления на сальдо. Не исключено, что этот фактор в наступившем году станет одной из главных макроэкономических проблем, с которой предстоит столкнуться белорусскому правительству.

Сохранение девальвационного давления

Наш сценарий в отношении белорусского рубля на 2023 год предполагал его ослабление на 10% – до 2,8 руб. за 1 USD. Такую невысокую ставку мы объясняли ожидаемыми колебания курса по мере того, как правительство РФ будет принимать меры валютного регулирования и контроля. Одновременно мы справедливо указывали на тенденцию дальнейшего сужения спектра применения иностранной валюты, что должно было стать еще одним уравновешивающим фактором.

Несмотря на то, что наши исходные предположения оказались верны, девальвационное давление было сильнее. Введение мер валютного регулирования в РФ и неоднократное повышение ставки Банком России не смогло оказать достаточную поддержку российской нацвалюте, чтобы она смогла закрепиться ниже отметки 90 RUB за 1 USD.

Что касается прогнозов на 2024 год, мы считаем, что в текущем году белорусский рубль также будет повторять динамику российского в силу дальнейшего углубления экономической интеграции и еще большего увеличения доли РФ во внешней торговле. Мы не исключаем дальнейшего ослабления белорусского и российского рублей вплоть до отметки в 20% от текущих значений (до 3,85 BYN и 110 RUB соответственно), однако по-прежнему считаем, что российский регулятор будет стремиться влиять на предложение валюты, поэтому считаем наиболее вероятным сценарием курсы в 3,5 BYN и 102 RUB за 1 USD к концу 2024 г.

Быстрый рост инфляции до 8%

Несмотря на то, что мы предполагали более быструю реализацию эффекта «сжатой пружины» в отношении роста цен, следует признать, что введение механизма ценового регулирования для борьбы с инфляцией оказалось средством пусть нерыночным, но довольно эффективным с точки зрения достижения конечной цели, а возможные негативные последствия – переоцененными. В Беларуси действительно получилось обуздать инфляцию и создать благоприятный фон на последующие 10 месяцев.

Однако уже в октябре 2023 г. стало понятно, что удерживать долго низкие значения инфляции в Беларуси не получится. В итоге к ноябрю годовая инфляция ускорилась до 5,4% годовых. Несмотря на то, что правительство вряд ли оставит факт повышения цен без внимания и, скорее всего, обратится к проверенному средству ценового регулирования, полагаем, что рост инфляции продолжится и до конца 2024 г. может достичь 8% годовых. По нашему мнению, ожидаемое в 2024 г. ужесточение денежно-кредитной политики не даст ожидаемого эффекта, т.к. масштабное льготное кредитование сохранится, что существенно снизит эффективность предпринимаемых регулятором мер.

Также мы полагаем, что Нацбанк будет до последнего избегать снижения ставки рефинансирования, чтобы не допустить кредитного сжатия в завершающей стадии инвестиционного цикла, когда большая часть средств потрачена, а денежные потоки от инвестиционных проектов еще не поступают. Это также снизит эффективность политики Нацбанка по ограничению инфляционного роста в случае, если темпы инфляции в 2024 г. заставят регулятора действовать более активно.

Налоговую систему продолжат изменять

Что касается госбюджета, его исполнение не вызвало значительных трудностей. Как ранее отмечал министр финансов Юрий Селиверстов, бюджет исполняется в хороших темпах, а в части доходов даже демонстрирует опережающую динамику. Реализуемые правительством изменения в налоговой политике пока не привели к заметным негативным эффектам и, на первый взгляд, действительно стимулируют переток ИП в другие организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности. Вместе с тем оценить экономический эффект от реализуемых налоговых изменений пока довольно сложно – прошло слишком мало времени.

Одновременно отметим, что правительство не намерено останавливаться на достигнутом, поэтому не исключено, что ревизия преференциальных режимов налогообложения будет продолжена для обеспечения наполняемости бюджета. Напомним, что в 2023 г. появилась новация, которая может быть расширена в 2024 г., – это введение повышенной налоговой ставки подоходного налога в отношении доходов, превышающих 200 тыс. руб.

По мере того, как в Беларуси будет осуществляться изменение налогового законодательства, направленное на ревизию налоговых льгот и повышение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков, наша страна начнет все заметнее утрачивать свое преимущество в виде благоприятного налогового режима и проигрывать конкуренцию соседним странам и юрисдикциям. При этом речь идет не только о западных странах, но и восточном направлении – России, Казахстане, Грузии.

Частный сектор держится

В перечне наших ожиданий на 2023 год мы указывали дальнейшее сокращение населения, занятого в экономике страны, а также возможное снижение активности малого и среднего бизнеса из-за ужесточения налогового законодательства.

В целом так оно и случилось: численность населения, занятого в экономике, в 2023 г. продолжила уменьшаться – с начала года количество занятых сократилось на 46,2 тыс. – до 4137,9 тыс. человек, а темпы снижения выросли.

Как отмечалось выше, изменения в налоговом законодательстве привели к более активному сокращению количества действующих ИП: по состоянию на 1 ноября 2023 г. за 12 предшествующих месяцев исключены из ЕГР 14,1 тыс. ИП, не считая тех, кто является временно экономически неактивным.

В то же время частный сектор продолжает развиваться, демонстрируя высокую способность к адаптации. Если за последние 12 месяцев количество госпредприятий сократилось на 106, с государственным участием – на 107, иностранных – на 693, то частный сектор стал единственным, кто показал прибавку в количестве юрлиц – 3548.

Дело в том, что кроме негативных факторов в виде изменения налогового законодательства и ценового регулирования, бизнес также стал бенефициаром кредитного стимулирования, масштабной инвестиционной программы и углубления экономической интеграции с РФ, что частично нивелировало негативные эффекты.

В 2024 г. мы ожидаем, что такая ситуация сохранится – правительство будет периодически возвращаться к регулированию, а предприниматели – подстраиваться к меняющимся условиям, и если обойдется без макроэкономических шоков в виде резкого обесценивания белорусского рубля или значительного роста инфляции, то бизнес сможет устоять и в наступившем году, продемонстрировав умеренно хорошие результаты.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений