Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Исследования
18.12.2015 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИПМ предупреждает: рецессия – это надолго©

Рецессия в Беларуси может стать продолжительной. Такой прогноз сделали недавно специалисты Исследовательского центра ИПМ. По их мнению, в следующем году отечественную экономику ждет спад на 1% и инфляция на уровне 10,3%.

До недавнего времени для белорусской экономики были характерны растущий ВВП (хоть темпы роста устойчиво снижались) и высокий дефицит счета текущих операций, сопровождающиеся регулярными инфляционными/девальвационными вспышками. Это было обусловлено сочетанием режима фиксированного обменного курса со стимулирующей монетарной и фискальной политикой. В текущем году власти были вынуждены существенно ограничить их, тем самым признав естественный характер низкого роста и невозможность его искусственно генерировать на протяжении длительного периода. Кроме того, был введен плавающий режим обменного курса, подкрепленный монетарным таргетированием. Это превратило обменный курс из «катализатора» шоков в их «поглотителя».

Столь серьезные изменения можно интерпретировать как переосмысление приоритетов в пользу макроэкономической стабилизации, что создает фундамент для устойчивости экономического роста в долгосрочном периоде. Логическим шагом здесь должна стать переориентация действий властей на структурные проблемы и поиск механизмов обеспечения высокого и устойчивого роста. Помочь могут лишь институциональные реформы, но их проведение тормозит недостаток политической воли. Между тем, если в I полугодии 2015 г. властям удалось обеспечить относительную финансовую и ценовую стабильность (но не устранить угрозы ее срыва), то справиться со спадом производства не удалось. При этом появляется все больше признаков того, что циклический спад окажется затяжным и глубоким и будет сопровождаться ростом безработицы.

Основная причина возможного длительного периода рецессии – депрессивное состояние инвестиционного спроса. С одной стороны, реальный сектор ожидает достаточно низкую отдачу на инвестиции. С другой, фактические реальные ставки денежного рынка слишком высоки за счет высоких инфляционных ожиданий, отражающих низкое доверие к проводимой экономической политике. Устойчивый спрэд между ожидаемой доходностью инвестиций и ценой заимствования порождает низкую инвестиционную активность фирм, что усугубляется их слабым финансовым состоянием.

Подобный сценарий уже начал реализовываться в текущем году, и в ИПМ его считают наиболее вероятным для 2016 г. Продолжительный период рецессии наверняка будет провоцировать власти на предоставление дополнительных стимулов для ее быстрейшего преодоления, но это может лишь ухудшить перспективы долгосрочного роста и создать угрозы для финансовой стабильности. В результате, по оценкам авторов исследования, в 2015 г. ВВП сократится на 3,7%, причем валовое накопление основного капитала упадет на 14,6%, а потребление домохозяйств – на 5%. Негативное влияние на выпуск также окажут снижающиеся инвестиции в запасы. В то же время чистый экспорт ощутимо улучшится, обеспечив положительный вклад в ВВП в размере 6,4 п.п., а в следующем году – на 5,9 п.п. Сохранение болезненной макроэкономической среды в 2016 г., тем не менее, выразится за счет эффекта низкой базы в несколько более привлекательных цифрах. В ИПМ прогнозируют, что ВВП в 2016 г. снизится на 1%, валовое накопление капитала – на 6,5%, а расходы на потребление домохозяйств – на 4%.

Значение обменного курса будет формироваться на уровне, обеспечивающем дефицит текущего счета не выше 3% от ВВП. Такой дефицит может быть профинансирован за счет инерционных потоков финансового счета. При этом ожидается, что концу 2015 г. обменный курс составит 18 500 USD/Br, а к концу 2016 г. – 20 000.

Замедление инфляции в 2015-2016 гг. будет обеспечиваться за счет сжатия внутреннего спроса, а также изменения структуры потребления в пользу отечественных товаров из-за снижения доходов. Это, в свою очередь, способствует снижению потребительских цен по обменному курсу (в 2015 г. его передаточный эффект к ценам оказался примерно вдвое ниже, чем ожидалось). Кроме того, инфляция сдерживается за счет относительно малого пространства для шоков на внутреннем денежном рынке, поскольку в структуре широкой денежной массы велика доля валютной составляющей. Финансовая долларизация уже достигла таких высот, что дальнейший ее ощутимый рост маловероятен, а потому ограничены и масштабы шока в спросе на национальную валюту. Поэтому ИПМ прогнозирует замедление инфляции (среднегодовой по ИПЦ): до 13,6% – в 2015 г., и до 10,6% – в 2016-м. Высокие инфляционные ожидания не позволяют денежным властям снижать процентные ставки. К тому же растет объем проблемных кредитов (точное значение которых неизвестно из-за искажения отчетности). Эта угроза «переупаковывается» за счет выпуска государственных облигаций, что может обернуться новыми проблемами в будущем.

По мнению ИПМ, фискальная политика в республике останется жесткой. На фоне поступлений от экспортных пошлин на нефтепродукты это обеспечит профицит консолидированного бюджета в 3,2 и 2% от ВВП в 2105 и 2016 гг. соответственно. При этом доходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне 30,4% от ВВП в 2015 и 2016 гг., что на 2,2% от ВВП выше уровня 2014 г., а расходы увеличатся с 27,1% от ВВП в 2014 г. до 27,3 и 28,4% от ВВП в 2015 и 2016 гг. соответственно. Основной рост прогнозируется за счет текущих трансфертов (на 0,9% от ВВП за два года), т.к. государство будет вынуждено увеличить поддержку социально уязвимых групп населения, несмотря на то что ФСЗН уже сталкивается с дефицитом.

Предполагается, что расходы бюджета на оплату труда увеличатся, т.к. динамика зарплаты в бюджетном секторе менее чувствительна к шокам в экономической конъюнктуре по сравнению с другими секторами экономики. Еще одной растущей статьей расходов бюджета является выплата процентов по госдолгу, что связано с обесцениванием белорусского рубля. Капитальные расходы консолидированного бюджета сократятся на 1,5% от ВВП в 2015 г. и не восстановятся в 2016-м, т.к. государство будет вынуждено воздерживаться от стимулирования внутреннего спроса, в т.ч. за счет государственных инвестиций.

По оценке ИПМ, в 2016 г. ожидается дальнейшее падение как экспорта, так и импорта (около 10% в номинальном выражении), что во многом будет  связано с сокращением спроса на российском рынке на белорусские инвестиционные и потребительские товары, а также снижением экспорта нефтепродуктов из-за падения цен. Ожидается, что в целом сальдо торговли товарами и услугами будет положительным (0,6 млрд USD в 2015 г. и 1,6 млрд. в 2016-м) – за счет услуг.

В 2015–2016 г. чистый приток ПИИ сократится вследствие рецессии до 1,5 млрд. USD в год, причем основной формой иностранных инвестиций будут реинвестированние доходов и приобретение акций в промышленности, сфере услуг и банковском секторе.

Валовой внешний долг вырастет в 2015–2016 гг. до 75,6% и 86,9% к ВВП из-за снижения последнего показателя в долларовом эквиваленте.

Кирилл ПРУДНИКОВ

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by